В догонку "Мат перемат твою мат" от БФ.
- 12.08.10, 17:12
БРАНЬ (Б.), РУГАНЬ - может может содержать пейоративные характеристики адрессата, поносить его мать (матерная брань, М.Б.), содержать пожелания зла.
В целом у славян М.Б. оценивается как черта мужского поведения, хотя в некоторых регионах женщины браняться наравне с мужчинами. По свидетельству начала ХХв., великороссы склонны к Б., малороссы же - к проклятиям. На русском Севере М.Б. свободно употреблялась в присутствии женщин, тогда как у украинцев в этой ситуации действовал запрет. Для белорусской, украинской, южнославянской традиции характерно следующее распределение видов Б. по полу исполнителей: мужчины употребляют мат, женщины - проклятия.
В древнерусской апокрифической литературе и народной традиции запрет на матерную брань связывается с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать-сыру землю, Богородицу (обе воспринимались как "общая мать" для людей) и родную мать человека. От М.Б. страдает земля:сотрясается, горит, опускается. М.Б. тревожит и родителей, покоящихся в земле.
ВРЕМЕННЫЕ ЗАПРЕТЫ на Б. касались сакральных, особо важных дней: не бранились в сочельник, чтобы не ссориться весь год (украинцы), русские не ругались в Егорьев и Ильин день, во время грозы.
Русский царский Указ 1648 г. предписывает, чтобы "на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили", "бесчинства и сквернословия не делали".
Б. И НЕЧИСТАЯ СИЛА. В связи с осмыслением Б. как греховного, нечистого поведения она соотносилась с представителями "чужого" мира: иноверцами (эпитет Б. в древнерусских апокрифах - жидовское (поганое) слово, сродни ходячее представление о татарском происхождении М.Б.), демонологическими персонажами. Брань людей привлекает нечистую силу; в дом, где браняться люди, проникают бесы, присутствуют на трапезе, "радуются"; ангелы же покидают такое жилище.
РИТУАЛЬНАЯ БРАНЬ.
Б. широко используется у славян в роли оберега. Ритуальная Б. использовалась в народной медицине. Так, в Черниговской обл. человек, лечивший больных лихорадкой, в течении часа произносил площадные ругательства. Б. сопровождала обряд опахивания деревни для предохранения деревни от тифа - в Орловской губернии участники опахивания стучали в ворота домов, произнося срамные ругательства, а девки пели при этом похабную песню. В Воронежской губернии, если человек долго не возвращался домой, имя его выкликали в трубу с Б. (сравните современный обычай бранить человека, отправившегося на важное мероприятие).
Ритуальная Б. звучала на Масленичную, Троицких и Купальских праздествах.
О.Сальникова "Мату - мат поставим мы, если будем знать о нём всё".
В целом у славян М.Б. оценивается как черта мужского поведения, хотя в некоторых регионах женщины браняться наравне с мужчинами. По свидетельству начала ХХв., великороссы склонны к Б., малороссы же - к проклятиям. На русском Севере М.Б. свободно употреблялась в присутствии женщин, тогда как у украинцев в этой ситуации действовал запрет. Для белорусской, украинской, южнославянской традиции характерно следующее распределение видов Б. по полу исполнителей: мужчины употребляют мат, женщины - проклятия.
В древнерусской апокрифической литературе и народной традиции запрет на матерную брань связывается с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать-сыру землю, Богородицу (обе воспринимались как "общая мать" для людей) и родную мать человека. От М.Б. страдает земля:сотрясается, горит, опускается. М.Б. тревожит и родителей, покоящихся в земле.
ВРЕМЕННЫЕ ЗАПРЕТЫ на Б. касались сакральных, особо важных дней: не бранились в сочельник, чтобы не ссориться весь год (украинцы), русские не ругались в Егорьев и Ильин день, во время грозы.
Русский царский Указ 1648 г. предписывает, чтобы "на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили", "бесчинства и сквернословия не делали".
Б. И НЕЧИСТАЯ СИЛА. В связи с осмыслением Б. как греховного, нечистого поведения она соотносилась с представителями "чужого" мира: иноверцами (эпитет Б. в древнерусских апокрифах - жидовское (поганое) слово, сродни ходячее представление о татарском происхождении М.Б.), демонологическими персонажами. Брань людей привлекает нечистую силу; в дом, где браняться люди, проникают бесы, присутствуют на трапезе, "радуются"; ангелы же покидают такое жилище.
РИТУАЛЬНАЯ БРАНЬ.
Б. широко используется у славян в роли оберега. Ритуальная Б. использовалась в народной медицине. Так, в Черниговской обл. человек, лечивший больных лихорадкой, в течении часа произносил площадные ругательства. Б. сопровождала обряд опахивания деревни для предохранения деревни от тифа - в Орловской губернии участники опахивания стучали в ворота домов, произнося срамные ругательства, а девки пели при этом похабную песню. В Воронежской губернии, если человек долго не возвращался домой, имя его выкликали в трубу с Б. (сравните современный обычай бранить человека, отправившегося на важное мероприятие).
Ритуальная Б. звучала на Масленичную, Троицких и Купальских праздествах.
О.Сальникова "Мату - мат поставим мы, если будем знать о нём всё".
7
Коментарі
Гість: Хозяин (С)
112.08.10, 17:53
кстати, дрочила - это не ругань, а профессия в древней Руси (проволоку дрочить для кольчуги), а одмины мне минус влепили за эта
eksi
212.08.10, 17:59Відповідь на 1 від Гість: Хозяин (С)
А мне вообще за ЧМО. Хотя кто может доказать. что это ругань?
фон Терджиман
312.08.10, 18:49
" (эпитет Б. в древнерусских апокрифах - жидовское (поганое) слово,
eksi
412.08.10, 19:06Відповідь на 3 від фон Терджиман
БФ
512.08.10, 20:13
То, что маты существуют очень и очень давно - никогда и не сомневался, а вот то, что с ним боролись с таких давних времен (Указ 1648 г) - слышу впервые!
А насчет национальных ругательств ( какая нация в каком контексте употребляет), то меня прикололи итальянские ругательства! Если послушать и вдуматься, то можно подумать, что в стране, на территории которой находится Ватикан - нет ничего святого! Типичные, часто употребляемые эмоциональные ругательства: "Porco Dio" - свинский;( грязный, отвратительный) Бог! ( ни много, ни мало!), "Madonna - puttana", "Eva - puttana" ( это выражение мне нравится особо! В райском саду, где всего два человека: он и она, и таки один из них puttana!)
eksi
612.08.10, 20:20Відповідь на 5 від БФ
! Я никогда не считал Ватикан образчиком святости.
БФ
712.08.10, 20:36Відповідь на 6 від eksi
И все же он считается центром христианской религии! Так уж получилось...
eksi
812.08.10, 20:47Відповідь на 7 від БФ
Уточню - западного течения. Всё же православие мне ближе по своим канонам.
Гість: Хозяин (С)
912.08.10, 22:52Відповідь на 2 від eksi
Черызвыйчайнае Министерство Оргазму
eksi
1012.08.10, 23:07Відповідь на 9 від Гість: Хозяин (С)