хочу сюди!
 

Інна

47 років, риби, познайомиться з хлопцем у віці 38-48 років

Гетманское государство — воспоминание о будущем?

  • 10.07.12, 15:46

Наиболее полно концепцию Скоропадского по построению новой Украины выразил выдающийся философ-традиционалист и видный гетманский дипломат (занимавший чрезвычайно важный пост посла в Австро-Венгрии) Вячеслав Липинский:"Если Вы хотите, чтобы состоялась Украинская Держава — Вы должны быть патриотами, а не шовинистами...  Шовинизм украинский — национализм по примеру лавочников (еврейский лозунг «свой к своему») и по примеру живущих от алтарей «национальной идеи интеллигентов», приведёт политическую идею Украины к гибели.  У нас он всегда будет представлен типами Донцовых и тому подобных озлобленных и эгоцентрических лиц, влюбленных в себя людей, которые своей бессильной злобой всё творческое, жизнеспособное на Украине от Украины будут отгонять...  Быть патриотом — это значит желать всеми силами своей души создания человеческой, государственной и политической общности людей, которые будут жить на Украинской земле, а не мечтать о том, чтобы утопить в Днепре большинство своих же собственных земляков.  Вместе с тем быть шовинистом — это значит прикрывать свою духовную пустоту (безрелигиозность) и свою ущербность, а именно: предательство, карьеризм, деклассированность — фанатичными восклицаниями про «неньку Украину», про «ридну мову», про «мы — украинцы!», про проклятых «москалей и ляхов» и т. п. Упаси Вас Боже от такого рода «национализма», который может принести только то, что уже принес: руину Украины (Липинский писал эти строки через несколько лет после падения Украинской Державы).

Скоропадский писал: «При существовании у нас и свободном развитии русской и украинской культуры мы можем расцвести, если же мы теперь откажемся от первой культуры, мы будем лишь подстилкой для других наций и никогда ничего великого создать не сумеем».

Основываясь на уроках гибели Украинской Державы, ее бывший гетман предупреждал, какие трагические последствия в будущем может иметь повторение ситуации, когда в национально-государственном строительстве возобладают разрушительные русофобские комплексы. "Нельзя упрекнуть Шевченко, что он не любил Украины, но пусть мне галичане или кто-нибудь из наших украинских шовинистов скажет по совести, что, если бы он был теперь жив, отказался бы от русской культуры, от Пушкина, Гоголя и тому подобных и признал бы лишь галицийскую культуру. Насколько я считаю необходимым, чтобы дети дома и в школе говорили на том же самом языке, на котором мать их учила,  настолько же я считаю бессмысленным и гибельным для Украины оторваться от России, особенно в культурном отношении...

Узкое украинство — исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру каковой целиком пересаживать нам не имеет никакого смысла: никаких данных на успех нет, и это является просто преступлением..."

Видный деятель гетманского правительства Василенко  как и сам гетман, считал, что украинский и русский языки должны пользоваться на Украине одинаковыми правами и что законодательное закрепление верховенства только одного языка нанесет стране огромный вред. Министр народного просвещения отмечал:  "Русская культура имеет глубокие корни в сознании украинского народа. Русский язык является родным языком преобладающей части интеллигенции в Украине. Мало того, значительный процент населения Украины говорит только на этом языке. Поэтому, с точки зрения государственной (не говоря уже о национальном чувстве), унижать положение русского языка или придавать ему какое-то второстепенное значение было бы не только нецелесообразным, а прямо-таки вредным..."

 Василий Зеньковский, занимавший при гетмане должность министра исповеданий, уже в эмиграции писал о прошлом и будущем отношений двух единокровных и единоверных народов: "Украина отдавала своих лучших сынов на общее служение России, тем создавала Россию — и прав Липинский, что не должно отрекаться украинцам своих прав на Россию, которая создана не одними великороссами, но и украинцами. Но отдавая свои лучшие силы России, Украина не умирала, а наоборот расцветала в своем своеобразии... Союз России и Украины неразрывен — и тщетно было бы разорвать его".

Как последовательный государственник Скоропадский видел крайнюю опасность государственного насилия над волей миллионов верующих, гетман осознавал, что каноническое православие является важнейшим элементом духовного единства Украины и России. А последнее ему виделось несомненным и бесценным благом для Украины, которое необходимо всячески оберегать.

Профессор Зеньковский прозорливо писал: "Гетманский период в истории русско-украинских отношений не должен быть забыт. Не нужно его возвеличивать или разукрашивать, но должно быть изучено все то положительное, что было сделано или что было начато — для того, чтобы из этого можно было извлечь надлежащий урок для будущего. Значение же гетманского периода в том и заключается, что он счастливо сочетал в себе искреннюю и подлинную любовь к Украине, подлинное желание помочь ей подняться и окрепнуть — с глубоким сознанием неразрывной связи с Россией".

Дмитрий Табачник.

14

Коментарі

Сторінки:
1
2
попередня
наступна