Обзор фильмов, посвященных теме монашеской жизни
- 17.05.10, 13:22
После перестройки, когда начали открывать закрытые в советское время храмы и обители, разговоры об этой сфере человеческой жизни стали все более и более частыми. Кинематография тоже затронула тему монашества, хотя достойных художественных о монашестве мало. В этом обзоре мы поговорим о нескольких фильмах, посвященных монастырям и монашеской жизни: «Валаам. Ступень к небу», «Монахи. Диалог с историей», фильм «Монашество» из цикла «Земное и небесное» и «Остров».
Фильм о Валааме совсем новый. Он вышел в продажу только летом 2009 года, но, на мой взгляд, является лучшим фильмом о монашестве в целом. Съемки проходили в то время, когда на острове нет большого потока туристов, а значит, наступает тишина, остается только молитва и труд. В фильм вошли кадры из пострижения в малую схиму, в монашество, сюжеты с многих послушаний — трапезная, столярная мастерская, просфорная, кузница и другие. В фильме поставлены вопросы, которыми задается каждый человек, прикоснувшийся к монастырской жизни: кто такой монах? Почему люди уходят из мира? Зачем нужны монастыри? Ответы на эти и другие вопросы дает сама братия — послушники, монахи, схимники, настоятель монастыря — епископ Троицкий Панкратий. Авторы фильма постарались показать скрытую от всех в постоянном труде и непрестанной молитве жизнь. Главная победа этого фильма заключается в том, что под пристальным вниманием оказался не Валаам, но через него открылся сам путь монашеский. Послушание как подвиг, молитва как щит и ограда, а вера как радость. «Монах любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога. Монах должен жить один, а другой с ним — Господь».
Цикл «Земное и небесное» — фильмы об истории Церкви. «Монашество» — третий в цикле. В его названии указан главный объект внимания авторов, но на самом деле весь фильм построен вокруг жития преп. Сергия Радонежского. Его личность, несомненно, достойна внимания особого: и как почитаемого на Руси подвижника, и как исторической фигуры. Но о самом монашестве в фильме сказано совсем немного, и поэтому возникает некоторое несоответствие названия и содержания. Рассказ в фильме очень доступный, понятный любому человеку, даже далекому от церковной жизни, и в этом его безусловное преимущество, например, даже перед фильмом о Валааме, т.к. тот раскрывает большие глубины, а значит, требует и большего знакомства с жизнью в Церкви. Весь цикл «Земное и небесное» отличается прекрасной операторской работой и тем, что огромное количество монастырей и храмов оказались в поле зрения авторов. В фильме «Монашество» показана Троице-Сергиева лавра, Киржачский монастырь, также основанный преподобным, Спасо-Андроникова обитель, устроенная его учеником, а также Варницкий монастырь, где завершили свой земной путь родители Сергия Радонежского. Это дивное ожерелье монашеских обителей еще раз напоминает о важности монашеской жизни, непрестанной молитвы за весь мир.
Фильм «Монахи. Диалог с историей» рассказывает еще об одной обители — о Давидовой пустыни. В фильме прекрасно соединены история монастыря, рассказ о монашестве и история России. Уход в монастырь, человеческие судьбы, чудо — обо всем этом идет рассказ. Весь фильм комментирует настоятель Давидовой пустыни игумен Герман, он с участием, просто и доверительно рассказывает о своей жизни, о восстановлении разрушенной в советское время обители, о людях, с которыми он встречался. Весь фильм пытается донести до зрителя мысль о том, что монастырь — это «одна жизнь, одна вера, одна любовь», постоянное стремление к общению с Богом через молитву, труд. Монастырь и монашество в фильме показаны через призму истории России: татары, ересь жидовствующих, изъятие мощей, техникум в здании монастыря… Все это имело место в нашей истории. Как возрождается монашество на Руси уже в наше время? Об этом рассказывает одна из древних обителей — Давидова пустынь.
В художественных фильмах неоднократно среди персонажей присутствует монах или монахиня. Вспомним, например «Гардемарины, вперед!». Анастасия Ягужинская приезжает к своей тете — игумении монастыря, а сироту Софью должны постричь в монашество против ее воли. Однако в этом фильме монашество, кстати, показанное довольно неприятно, выступает в роли скорее атрибута эпохи, создающего мизансцену для главного действия. Подобного много в кинематографе, а вот найти фильм, где все действие ведется вокруг православной обители непросто. «Остров», пожалуй, является единственным продуктом современной киноиндустрии, отвечающий этому требованию. Некоторая неправдоподобность в изображении монастыря объясняется тем, что не это было главным. Необходимо было показать путь покаяния человека, совершившего предательство, а в обители — «удобно спасешися», т.е. именно в монастыре этот путь покаяния пройти разумнее всего. Отец Анатолий даже не монах, наверное, послушник, и жизнь его отличается от жизни всей остальной братии: живет в кочегарке, обособленно, молиться ездит на отдельный островок, да и люди к нему едут за советом. Монахи в этом фильме — отец Иов и отец Филарет, благочинный и игумен. И все они втроем открывают зрителю три пути человека в жизни: путь раскаяния и покаяния, как у отца Анатолия, путь доброты и ласки, как у отца Филарета, и путь неустанного труда, как у отца Иова. Фильм не раскрывает смысла монашества, не рассказывает о трудностях и радостях монашеского пути, он ставит вопросы другие: вопросы покаяния, веры, доверия, прощения и любви.
Список фильмов, где так или иначе затрагивается тема монашества, невелик. Конечно, можно рассматривать и те, где рассказывается об отдельных монастырях, но чаще всего основной акцент в них сделан на подвижниках обители, ее историю и современность. А значит правду говорит поговорка: «все видят монаха скачущим, никто не видит монаха плачущим».
Источник:
Коментарі