Больше 10 лет назад корабельный истребитель Су-33 (Су-27К) был принят на вооружение. Самолёт одноместный, может дозаправиться в воздухе и способен надёжно противостоять современным средствам воздушного нападения противника.
Взлёт палубные машины осуществляют со специального трамплина, а садятся, цепляясь гаком за трос аэрофинишёра. После посадки крылья у самолёта складываются, чтобы занимать меньше места на ангарной палубе. Первая посадка Су-27К на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» была произведена лётчиком-испытателем Виктором Пугачёвым 1 ноября 1989 года. На данный момент «Адмирал Кузнецов» - единственная «палуба» в РФ, пригодная для базирования таких истребителей.
Кроме нагрузок моральных, пилоты испытывают и немалые физические: воздушный бой на современном истребителе даёт почувствовать нагрузку в 6-7 единиц. По словам лётчиков - это не так утомляет, как посадка на палубу. Корабль длиной всего 307 метров, посадочная полоса - 205 метров. Лётчику положено уместить свой самолёт в «пятачок» длиной 36 метров. Именно таково расстояние между 1 и 4 тросами, за которые палубный истребитель должен зацепиться, садясь. Приземлиться на этот участок опять же надо не как придётся, а под строго определённым углом глиссады - 3-4 градуса для разных самолётов. И, разумеется, отклоняясь от осевой линии не больше, чем на три метра. В моём понимании такая посадка должна описываться прилагательным «филигранная». Про лётчиков морской авиации, искусно управляющих своими боевыми машинами и пойдёт речь в этом репортаже.
Утро в гарнизоне Североморск-3 началось с предполётного инструктажа. Лётчики 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота собрались в учебном классе для получения предполётных указаний. Вся процедура заняла примерно минут 15. Командиры эскадрилий доложили о готовности к полётам, командир авиационно-технической базы подтвердил готовность аэродрома, средства связи в порядке, спасательная служба наготове, медслужба «добро» даёт. Разведчик погоды доложил фактическое состояние дел над зонами полётов. Безоблачно, видимость более 10. Помех для средств связи и навигации нет. Погода на запасных аэродромах Мончегорск и Оленегорск - лётная, никаких сложностей нет. Торможение на полосе - отличное. Синоптик дополнил сообщения воздушного разведчика, обратив внимание лётчиков на начавшуюся сезонную миграцию птиц. Новость, конечно, отрадная, весна близко. Но встреча с летящей птицей на малой высоте - малоприятное происшествие. Приходится учитывать даже такой фактор.
Кокарды на головных уборах офицеров-лётчиков - разные. Например, эта - старого образца, ещё советская. Называется словом «краб». У самых бывалых «краб» не выштампован из металла, а шитый, из золотой нити. Выглядит как-то неброско и шикарно одновременно. Считаю, с новой ни в какое сравнение не идёт, даже если речь только о дизайне. Не удержался, купил себе такую в Мурманске на память.
Морских лётчиков сейчас готовит только одно училище - Краснодарское. После училища боевой лётчик палубной авиации «набирает силы» за 4-5 лет. За это время он способен обучиться не только взлётам-посадкам на палубу, но и полноценному ведению воздушного боя. Пилот, освоивший курс боевой подготовки, попадает в руки методического совета, каковой и определяет дальнейшую судьбу «палубника». В этом году лётчики 279 отдельного полка снова будут готовить молодое пополнение к боевой работе. Предстоит боевое дежурство в Средиземном море. На данный момент полк полностью укомплектован лётным составом. Средний возраст пилотов в палубной авиации на сегодня составляет 41 год.
Пилоты ведут записи в таких планшетах.
Старший штурман полка доложил о графике работ лётных смен, предупредил о зонах действия разведчиков погоды, о районах, где тренировались парашютисты. В остальном ограничений на полёты не было. Отсчёт точного времени - все сверили часы.
Модели самолётов необходимы для наглядной демонстрации каких-то элементов полёта или пилотажных фигур.
Наколенный планшет НПЛ-М. Такой планшет используется лётчиками при полётах как альтернатива навигационной линейке НЛ-10м и расчётчику E6B. Позволяет вычислять и расчитывать массу самых разных данных. Заполняется карандашом, крепится на колене или в кабине.
Подробнее о применении НПЛ-М .
Старший штурман полка сверяет часы.
Перед полётами лётчики продемонстрировали своё снаряжение. Работа над морем на любых высотах может закончиться для лётчика приводнением. Например, после отказа оборудования и катапультирования, а в боевой обстановке - после сбития. Задача пилота - сберечь себя в аварии и стремиться выжить до появления поисково-спасательной группы. На помощь терпящему бедствие пилоту придёт высотный морской спасательный костюм - ВМСК.
ВМСК состоит из нескольких частей, самая заметная из которых - оранжевая резиновая оболочка. Резина герметична, не пропускает через себя воду и воздух. При необходимости лётчик может сам поддуть свой костюм, чтобы лучше держаться на воде. Под резиной - изолирующий тканевый костюм ТЗК-2-15, позволяющий поддерживать нормальную температуру тела пилота. На ногах - компенсирующие носки КН-4 и спецботинки, на руках - гермоперчатки ГП-2М-1. На костюме установлены 3 клапана сброса вентилирующего воздуха и шланги вентиляционной системы, противоперегрузочной системы и натяжного устройства
Костюм поможет пилоту не только в море, но и в разгерметизированной кабине на малой высоте или на большой, но кратковременно:
• длительно — при полётах в загерметизированной кабине (высота до 40 км.) и в разгерметизированной кабине (высота до 12 км.)
• кратковременно (до 10 мин.) — в разгерметизированной кабине (высота до 40 км.), в этом случае комплект используется как аварийное средство для снижения на безопасную высоту 12 км
• кратковременно — при вынужденном покидании самолёта на большой высоте и парашютировании с переходом на питание от парашютного кислородного прибора
• в течение 12 ч. — при нахождении на плаву в воде при Т воды от 0°C и выше и при Т окружающего воздуха до - 15°C
Рассказывая о костюме, один из пилотов посетовал: после полётов жена ругается - весь резиной пропах!
Пилоты принимали свои боевые машины у механиков, проверяли узлы и механизмы, забирались в кабины.
На
голове у лётчиков защитный шлем. ЗШ-7. Обязательный участник каждого
вылета. Сначала лётчик надевает на голову хлопковый подшлемник. На
подшлемник - шлем. Внутри шлема - кожаный энергопоглощающий «слой» со
шнуровкой, поверх которого уже стеклопластик. Шлем подгоняется
индивидуально под каждого лётчика. Доктор снимает размеры головы пилота
(всего размеров 2-3, в зависимости от модификации), офицер получает
нужный экземпляр и уже с подошью внутренней шнуровки подгоняет его под
себя лично в лётном домике.
Готовый, подогнанный шлем лёгок,
удобно сидит на голове, при перегрузках не смещается, глушит посторонние
звуки, но не ограничивает слышимость. В шлем встроен светофильтр,
автоматически опускающийся перед катапультированием. В конструкции
предусмотрено крепление нашлемной системы целеуказания, встроена
радиогарнитура. Про вентиляционные отверстия на шлеме слышал две версии:
для обдува светофильтра и для снижения нагрузки на голову при
катапультировании. Которая из них единственно верная - сказать не
берусь.
При желании лётчик может нанести на свой шлем
индивидуальный рисунок. Обычно товарищи офицеры подобной живописью не
увлекаются, но некоторое количество любителей всё же есть. Ну что ж -
имеют право, считаю.
В прошлом году налёт на одного лётчика палубной авиации составил около 80-90 часов, инструкторы налетали 120-150 часов. Палубный истребитель Су-33, модификация самолёта Су-27, предназначенная для взлётов и посадок с палубы корабля, по словам пилотов, не устарел, потенциал у него есть. Лётчики к самолёту никаких претензий не имеют. Самая молодая машина в полку - 1998 года выпуска. Самая старая - 1993.
После
полётов удалось посетить учебно-тренировочный комплекс и принять
участие в процессе подготовки лётного состава на тренажёре КТС-33
(комплексный тренажёр самолётный). Сначала пилоты садятся за компьютер и
тренируют свои навыки на авиасимуляторе: монитор, джойстик, программа.
Затем отработка навыков и умений проводится в симуляторе посложнее -
пилот пересаживается в учебный комплекс, полностью повторяющий кабину
боевого самолёта. По окончании курса тренировок за компьютером, лётчики
тренируются в украинском городе Саки на специальном наземном
учебно-тренировочном комплексе, имитирующем палубу авианосца и
предназначенном для отработки техники взлёта и посадки самолёта на
авианосец.
Называется этот комплекс НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный) .
Коментарі
Kremen-3
117.05.11, 18:43
arpo
217.05.11, 19:01Відповідь на 1 від Kremen-3
Спасибо!
Гість: Berenday
317.05.11, 20:26
летом прилетают сюда- тренируются
arpo
417.05.11, 20:51Відповідь на 3 від Гість: Berenday
Общался?)
Гість: Berenday
517.05.11, 20:53Відповідь на 4 від arpo
и общался, и знал некоторыхв Саках единственный полигон на весь союз по подготовке палубных летчиков
arpo
617.05.11, 21:01Відповідь на 5 від Гість: Berenday
Не ну я это знаю. Ты или еще кто-то говорил, что собирались построить в России но дорого сильно.
Гість: Born_for
717.05.11, 21:11
Я конечно не сильно понимаю в авиации, но если она палубная, почему фотки с наземной взлеткой?
arpo
817.05.11, 21:13Відповідь на 7 від Гість: Born_for
Наверное летом палубная, а зимой полевая! Видео то на корабле снималось
Гість: Dиззззз
918.05.11, 07:23
серьезная у них служба
arpo
1018.05.11, 07:24Відповідь на 9 від Гість: Dиззззз
Ну если средний возраст 40 лет!