Есть только один
надежный способ остановить войну — противопоставить российским силам еще
более эффективную украинскую силу. Научиться воевать. И для этого
прежде всего необходимо не железо — нужен разум. Об этом
пишет журналист и военный эксперт Юрий Бутусов в последнем выпуске «Зеркала недели». При
этом он указывает, что ответственность за непринятие системных мер по
повышению обороноспособности Украины, за многократное повторение ошибок в
анализе оперативной обстановки и оперативном планировании при принятии
решений в конкретных операциях, в том числе в Иловайске, в секторе "Д",
под Луганском и Славянском, несут конкретные должностные лица — министр
обороны Валерий Гелетей, начальник Генерального штаба Виктор Муженко.
«Но прежде всего это ответственность Верховного главнокомандующего Петра Порошенко», - подчеркивает эксперт. Далее Бутусов приводит семь конкретных ошибок президента, «за которые отвечает он лично». 1.
Ошибки в оценке стратегического положения Украины и определении
приоритетных задач. Это результат отсутствия центрального органа
управления силовыми структурами в условиях войны. Порошенко
определил своим стратегическим приоритетом достижение мира на Востоке и
дипломатическое урегулирование. Поэтому, формируя свою повестку дня,
президент уделяет большое внимание дипломатическим переговорам, замыкая
их на себе в ручном режиме. В то же время недостаточное внимание он
отводит военному аспекту защиты Украины. А между тем ситуация
складывается совершенно противоположная — обострение положения Украины в
ходе мирного урегулирования напрямую зависит от обстановки на фронте и
хода боевых действий. Международные
факторы не оказывают прямого влияния на ход российско-украинского
конфликта. Санкции и решения Запада на агрессию Путина и эскалацию
конфликта со стороны РФ на два-три шага запаздывают. Совершенно
очевидно, что никакие дипломатические меры не могут самостоятельно
остановить войну. Если бы украинские войска в районе Иловайска и
Кутейниково не оказали решительного сопротивления российскому вторжению,
если бы не были взяты в плен военнослужащие регулярных подразделений
вооруженных сил РФ, то международная реакция не была бы столь
масштабной. Запад неоднократно заявлял, что будет избегать прямого
вмешательства в войну. И Украина до сих пор имеет статус игрока и
договаривающейся стороны, а президент Украины выступает в Конгрессе
только по одной причине — потому что украинские воины в тяжелейшей
обстановке оказывают сопротивление агрессору. Грамотная организация
обороны и сопротивления имеет непосредственное влияние на ход мирного
урегулирования, и потому эти вопросы должны стать для Верховного
главнокомандующего безусловным приоритетом. 2. Отсутствуют Ставка Верховного главнокомандующего, управленческая структура и военная доктрина.
Мы неоднократно писали об этих проблемах, поскольку во время кризисов
она проявляется в полной мере. У президента нет аналитического аппарата,
нет исполнительской структуры. Порошенко пытается наладить координацию с
помощью совещаний. Но они в условиях войны превращаются в бесконечные
заседания большого числа госслужащих, которые вместо принятия решений
большую часть времени обмениваются своими плохо структурированными
мнениями. Нет доктрины, стратегии и тактики применения военной силы,
т.е. не очерчены рамки и цели, не определены горизонты принятия решений.
Все это исключает возможность делегирования полномочий, исключающая
самостоятельность должностных лиц. Президент перегружен тысячами
совершенно ненужных и мелких вопросов. Например, много времени и
внимания было уделено искусственно поднятой проблеме "высокоточного
оружия", из-за нехватки которого якобы снижается эффективность боевых
действий украинских войск. Порошенко и весь его аппарат провели огромное
количество совещаний, результатом которых стала закупка новых
противотанковых ракетных комплексов украинского производства. На
самом деле решение этой проблемы не требовало внимания
Главнокомандующего. Это уровень департамента вооружений МО. Основная
проблема ведения боевых действий лежит отнюдь не в плоскости наличия или
отсутствия какого-то "железа". Главная проблема — в качестве
оперативного планирования, стратегии и тактики боевого применения,
соблюдения уставов Вооруженных сил, боевой подготовки. Но вместо решения
ключевых проблем Порошенко позволяет отвлекать себя задачами,
совершенно не заслуживающими внимания главнокомандующего. К слову, новые
ПТРК не передавались Минобороны в войска в течение двух месяцев после
закупки — и никто за это не наказан. Все это — результат перегруженности
надуманными частными задачами, которые главнокомандующий выхватывает из
общего информационного потока, не видя стратегической картины. Принятие
стратегических решений возможно только на основе документов
планирования. Спрашивал сотрудников Петра Алексеевича: "На основании
каких документов осуществляется планирование боевых действий? У вас есть
какая-то бумага?". Мне ответили: "У нас нет времени на стратегию, мы
каждый день вынуждены тушить какие-то пожары". Однако без стратегии
пожар не затушить — будет гореть. Пока не сгорит дотла… 3. Отсутствие объединенной разведывательной структуры.
Мы уже неоднократно писали — в большинстве современных государств
многочисленные структуры, добывающие стратегическую информацию,
объединяются единым аналитическим аппаратом для быстрой обработки и
анализа больших массивов информации и принятия оперативных решений. В
США существует должность советника президента по разведке, который
отвечает за координацию всех разведывательных служб и информирование
руководства страны после получения объективной информации. Петр
Алексеевич, КПД всех разведывательных структур Украины составляет в
лучшем случае 5% от наличных возможностей. Потому что отсутствует единая
концепция применения разведслужб. Отсутствует единая постановка задач.
Единый анализ информации. И отсутствует система доведения этой
информации на реализацию, на тактический уровень, где по разведданным
работают артиллерия, спецназ, авиация. Посмотрите
на офицеров разведки — штабных аналитиков в военных штабах, посмотрите
как варварски и бездарно применяются части специальной разведки, какие
потери и каков результат. Эта кровь на совести Муженко, который поставил
совершенно некомпетентного генерала Назаркина командовать силами
специальных операций, просто потому, что они друзья. Спецназовцы просто
ненавидят Назаркина за бездарное командование. Даже внутри
разведструктур СВР, СБУ, ГУР МО, МВД, Госпогранслужбы, зачастую
отсутствует эффективная координация между подразделениями. А что уж
говорить о координации межведомственной… Верховный Главнокомандующий
часто повторяет: "Я владею всей информацией, я все знаю". Хотя есть
основания судить о крайне слабом владении обстановкой. Общался с Петром
Алексеевичем по поводу обстановки под Иловайском 27 августа, и сегодня
могу констатировать, что все оценки обстановки, все варианты решения,
которые тогда с чьей-то подачи озвучивал Главнокомандующий, оказались
ошибочными. У этих ошибок оказалась очень дорогая цена — потери
украинских войск в деблокировании частей под Иловайском вполне сравнимы с
общими потерями во время прорыва из окружения. 4. Ответственность за принятие решений и оперативное планирование — это самая большая проблема.
Можно как-то понять и оправдать только те ошибки, которые официально
признаны, по которым сделаны выводы. Надеялся, что кто-то за это ответит
— но вижу, что Петр Алексеевич не считает необходимым кого-то менять в
оборонном ведомстве и командовании АТО. Ну что ж, об этом надо хотя бы
написать. Считаю преступлением то, что Главнокомандующий сохраняет на
своих постах тех, по чьей вине случились поражения и были допущены
неудачные тактические действия украинских войск, повлекшие за собой
значительные потери. Больше
месяца в районе границы с РФ российские войска расстреливали части
72-й, 24-й, 79-й бригад — наши не могли ничем ответить и были прикованы к
уязвимым позициям. Я обращался к руководству АП 22 июля как участник
инспекционной группы и прямо писал потом в интернете, что вывод войск
необходимо осуществить немедленно. Но приказ на прорыв был дан только 5
августа, что привело ко многим трагическим последствиям. Затем в тот же
район были введены новые части — 25-й, 28-й, 30-й, 51-й, 95-й бригад.
Результат был очевиден, поскольку российская артиллерия била
массированно, а маневр войск был ограничен, возможности инженерного
оборудования позиций также были крайне ограничены. Большие потери в
людях и технике значительно снизили боеспособность наших войск. Это
привело к потере управляемости и боеспособности войсками сектора "Д", и
их неорганизованный отход стал главной причиной, по которой российские
войска совершили окружение под Иловайском. Почему
никто не несет ответственность за это? Почему никто не наказан за
беспрепятственный отход банды Гиркина из Славянска? Почему никто не
отвечает за удержание аэропортов Луганска и Донецка, которые было бы
гораздо логичней вывести из строя и освободить войска для ведения
активных боевых действий? Почему командование не уделяет внимания
взаимодействию и связи? Почему эти красивые на карте стрелочки рейдов
наших войск по тылам противника, эти лихорадочные переброски бригад с
одного оперативного направления на другое делались и делаются без учета
моторесурса и ремонтопригодности боевой техники, что приводит к
колоссальным небоевым потерям? Почему украинские войска воюют без тылов и
полноценного снабжения? Почему не организована охрана тыловых районов?
Сохраняя на постах министра обороны Валерия Гелетея и командующего АТО
Виктора Муженко, Петр Порошенко должен взять всю ответственность за
многочисленные жертвы и допущенные ошибки лично на себя. 5. Ложь.
Трудно объяснить, почему Порошенко не наказывает Гелетея и Муженко за
ложь. О том, что Гиркин будет прорываться из Славянска, все разведслужбы
докладывали заблаговременно — за 4-5 суток до ухода российских
бандитов, но для командования этот прорыв почему-то стал неожиданным. О
взятии Саур-Могилы доложили 28 июля, а реально взяли ее только 3
августа, причем пытаясь оправдать ложную информацию, Гелетей оболгал
части 51-й бригады, которые, по его словам, якобы взяли вершину, а потом
с нее сбежали. Это ложь: высота была взята гораздо позже, потому что
захватить ее с наскока было невозможно. Мне
лично 27 августа Петр Алексеевич говорил, что военное командование его
заверило — войска из-под Иловайска не надо выводить, они будут
деблокированы. Что у нас есть силы разгромить российские войска и
пробить коридор. Я предлагал не пробивать коридор, а дать немедленно
приказ на прорыв, сосредоточив войска для помощи тем, кто прорывается,
чтобы встречным ударом облегчить выход из котла. Ведь у россиян было
значительное численное преимущество в этом районе, и они наращивали
численность своей группировки. Увы, именно в те часы, когда мы говорили
об этом, единственный боеспособный резерв в этом районе —
ротно-тактическая группа 92-й бригады — был разбит превосходящими силами
противника. Поражение потерпели и отдельные подразделения 51-й и 72-й
бригад. Еще бы, ведь по информации от захваченных российских пленных в
районе Старобешево—Кутейниково оборонительные позиции занимали четыре
полнокомплектных батальонно-тактических группы ВС РФ, усиленных тяжелой
артиллерией и разведывательными частями! Именно из-за поражения резервов
в результате несогласованных ударов во время самого прорыва извне
кольца у нас уже не осталось сил для активных действий и помощи
окруженным. Да и сам приказ на прорыв последовал на сутки позже, что
позволило противнику укрепить оборону. Взятие
Дзержинска министр обороны Гелетей подает как превосходную
спецоперацию, за которую были розданы ордена. А на самом деле это была
очень дорогостоящая и неграмотно проведенная акция, результатом которой
стало большое количество раненых бойцов спецподразделений, и при этом не
было достигнуто никаких серьезных результатов. Гелетей говорит о
больших потерях, понесенных российскими наемниками при взятии
горисполкома, но эта информация не подтверждается участниками боя. Увы, подобные примеры не единичны. 6. Где снабжение? Где логистика? Это больной и очевидный вопрос.
Позор, что Виктор Муженко поставил руководить тылом Вооруженных сил
генерала Владимира Хижого. Этот человек давно стал в армии притчей во
языцех как один из символов коррупции и некомпетентности. Но несмотря на
ужасающее состояние снабжения, он продолжает занимать хлебное место. Он
из тех людей, которые при Януковиче занимались развалом армии. А
замминистра обороны Лещинский, отвечающий за тыловое снабжение? Это же
не просто ноль — это минус. Как можно терпеть во время священной
народной войны за независимость бюрократическую импотенцию и коррупцию в
руководстве оборонных структур? Петр Алексеевич, это сугубо ваша вина.
Пока вы занимаетесь мелочами и деталями, глобальные вопросы боевого
обеспечения остаются без внимания и без решений. 7. Комплектование и мобилизация.
Почему имея 104 тысячи мобилизованных, 120 тысяч списочного состава МО,
240 тысяч в МВД и 35 тысяч в СБУ, у нас в зоне АТО пустые тылы и
находится группировка до 40 тысяч? Почему армия не формирует оперативные
резервы бригадного уровня? Почему не меняются программы боевой
подготовки, не укреплены кадрами и ресурсами учебные центры? Почему
дорогостоящая боевая техника передается немотивированным мобилизованным
военнослужащим, которые массово ее бросают? Вы видели сводки — сколько
оставлено военного имущества и по каким причинам? Неужели не понятно,
что из этого надо делать выводы? *** Рекомендую
еще статью в этом же выпуске "Зеркала Недели" политического эксперта
Сергея Рахманина "Контрреволюция унижения". В которой он подверг резкой критике закон "об особом статусе" Донбасса, являющийся также детищем президента Порошенко.
Экономика от Пророка
Коментарі