Пенсионная полуправда!

Пенсионная полуправда
Алексей ПОПОВ | 2000 №32, 12-18 августа 2011

Большинство европейцев старше 60 уже не работают

Принятый под конец парламентской сессии закон о пенсионной реформе оказался в подвешенном состоянии. Формально — по инициативе оппозиции, которая хочет опротестовать результаты голосования, традиционно заявив о процедурных нарушениях (использование чужих карточек). Однако создается впечатление, что и власть такой подвешенности рада или, по крайней мере, хочет оттянуть вступление акта о пенсионной реформе в силу. Во всяком случае, из ее уст не звучит критика по адресу "безответственных оппозиционеров", блокирующих закон, столь нужный для сотрудничества с МВФ.

Впрочем, очевидно, что реформировать пенсионную систему надо. Вот только — как? Но справедливое решение этого вопроса немыслимо без незашоренного взгляда на тезис, который вошел в сознание общества задолго до нынешней реформы: "на Западе пенсионный возраст выше".

Между тем это избитое утверждение не более чем полуправда. Ибо те, кто оперирует им, говорят лишь о возрасте, с которого пенсия положена практически всем, — или не зная, что широкий круг граждан имеет возможность получать ее раньше, или не обращая на это внимания.

Так, в Германии с 65 лет (нормальный пенсионный возраст) право на пенсию имеет каждый, кто делал отчисления в пенсионный фонд (ПФ) в общей сложности 5 лет на протяжении всей жизни. А те, у кого этот срок достиг 35 лет, могут выходить на пенсию в 63 года (ранний пенсионный возраст). Кроме того, в большинстве стран существует понятие "предпенсионный возраст" (в Германии он составляет 60 лет), по достижении которого граждане вправе пользоваться пенсионными благами, но в несколько меньшей степени (так, немцы при этом получают пенсию на 18% меньше положенной при наступлении обычного пенсионного возраста).

Возможность выйти на пенсию раньше достижения нормального пенсионного возраста существует для широкого круга трудящихся почти во всех развитых странах. Соответствующую динамику доли работающих среди пожилых людей показывают результаты исследования, проведенного в 2005—2006 гг. в рамках проекта SHARE (Survey of Health, Ageing and Retirement in Europe — Исследование здоровья, старения и выхода на пенсию в Европе), который функционирует на средства Евросоюза.

В Великобритании и США, согласно другим авторитетным источникам, доля работающих среди пожилых несколько больше, чем в большинстве стран, данные о которых отражены в таблице, — соответственно 40% и 43% в возрасте от 60 до 64 лет для лиц обоего пола (раздельной гендерной статистики встречать не приходилось). В то же время в Бельгии работали лишь 12% представителей этой же возрастной группы, а возрасте 55—59 лет — 45%.

Итак, получается, что в развитых западных странах при нормальном пенсионном возрасте 65 лет все равно работает лишь явное меньшинство 60—64-летних, а в абсолютном большинстве государств, охваченных исследованием SHARE, доля работающих в этой возрастной группе не достигает и трети.В этих странах не работают и многие (в Австрии, Бельгии, Испании — даже большинство) из 55—59-летних; почти нет государств, где доля неработающих среди граждан такого возраста меньше 25%.

Исключение — Швеция, но эта практика выглядит не эксплуатацией стариков, а результатом национальной традиции, и прежде всего шведского социализма с его лучшими условиями труда. Однако с достижением 65 лет трудоголизм покидает шведов: из перешагнувших этот возрастной порог женщин и мужчин работают соответственно 0,9 и 2,0%. Это меньше, чем в большинстве стран, охваченных исследованием. Впрочем, статистическая разница невелика. Как следует из опубликованных данных, ни в одном государстве общая доля работающих этой возрастной группы не превысила 3,2% (рекордсменами с таким показателем стали Швейцария и Италия).

Разумеется, и в старших возрастных группах не все неработающие — пенсионеры, однако число безработных среди пожилых европейцев относительно невелико: безработица повсюду прежде всего молодежная проблема. А соотношение между работающими и безработными у западноевропейцев в возрасте за 50 колеблется от 6:1 (Германия) до 24:1 (Швейцария).

Конечно, пожилым людям везде труднее найти подходящие вакансии на рынке труда, чем более молодым, находящимся в расцвете сил и в то же время обладающим значительным профессиональным опытом. Однако в Европе и Америке ситуация смягчается посредством нескольких возможностей, к которым относятся: 1) ранний выход на пенсию для ряда категорий трудящихся; 2) личные сбережения; 3) пенсионные схемы, действующие вне рамок государственного страхования, — частные ПФ и пенсионные отчисления, предусмотренные коллективными договорами. Причем такие схемы отнюдь не вытесняют солидарную систему (как мечтают некоторые реформаторы применительно к Украине), а дополняют ее, что предоставляет людям больше свободы в пожилом возрасте.

Да, сейчас во многих европейских странах идет постепенное повышение пенсионного возраста. Но оно весьма растянуто — так, в Германии с 2012 г. нормальный пенсионный возраст будут повышать ежегодно на месяц, пока в 2023-м он не поднимется до 66 лет, а далее — ежегодно на два месяца, пока в 2029-м он не достигнет 67 лет. И досрочный уход на пенсию также останется возможным, только при этом размер выплат сокращается на 3,9% за каждый год досрочного выхода (чем раньше, тем меньше выплаты).

Однако реформы, как правило, не сводятся к повышению пенсионного возраста: в их рамках выискиваются дополнительные источники наполнения ПФ. Поучительный пример, в частности, представляет собой пенсионная реформа во Франции, принятая в конце прошлого года.

Проблемами пенсий в стране с 2000 г. занимается специальная государственно-общественная организация — Совет по разработке пенсионной политики, состоящий из представителей предпринимателей и профсоюзов, депутатов, госчиновников и экспертов. Он ежегодно готовит доклады о состоянии системы социального обеспечения. Именно на основании рекомендаций этого совета и была разработана реформа, именуемая также законом Верта (проект разработал министр труда Эрик Верт). Реформаторские предложения можно разделить на две категории: ухудшающие положение трудящихся; привлекающие дополнительные ресурсы в ПФ за счет государства и богатых людей.

В первую из них входят:

1. Повышение раннего пенсионного возраста с 60 до 62 лет, растянутое на шесть лет (по четыре месяца на год). Возраст, позволяющий пользоваться пенсионными благами в полном объеме независимо от стажа, остается прежним — 65. Повышение пенсионного возраста не касается и тех, кто начал трудиться с отчислениями в ПФ до 16 лет, — они могут, как и раньше, уходить на полную пенсию с 60 лет.

2. Замораживание государственных расходов на финансирование пенсий госслужащим на нынешнем уровне. Постепенное (в течение 10 лет) повышение персональных взносов в ПФ для госслужащих с 7,85% до 10,55%. Повышение пенсионного возраста для ряда категорий госслужащих на два года.

Ко второй категории относятся:

1. Размораживание резервного фонда финансирования пенсионного обеспечения (создан за счет доходов от приватизации, налогов на биржевые сделки и т. п.), который предполагалось использовать начиная с 2020 г.

2. В случае значительного снижения безработицы — сокращение отчислений на страхование от безработицы с соответствующим увеличением выплат в ПФ (эту меру планируется ввести с 2015 г.).

3. Повышение наивысшей ставки подоходного налога с 40% до 41% (предполагается отдавать 1% в ПФ).

4. Повышение на 1% (подлежащий передаче в ПФ) налога на дивиденды и банковские проценты, а также отчислений от увеличения добавочной стоимости имущества, передаваемого в дар или по наследству. Например, если переходит по наследству квартира, приобретенная за 100 тыс. евро и стоящая теперь 120 тыс., то 20 тыс. облагаются налогом, и соответственно 200 евро (т. е. 1% от него) должны уйти в ПФ.

5. Обложение сбором в ПФ дополнительных пенсий, выплачиваемых отдельными фирмами своим сотрудникам по специальным договоренностям (речь идет, как правило, о менеджерах высшего звена; такие сверхвысокие пенсии получают в стране всего около 700 человек).

Данный подход не поддержала левая оппозиция (социалисты, "зеленые", коммунисты), настаивая на неизменности пенсионного возраста и увеличении отчислений в ПФ с доходов от капитала. Ее позицию разделяли и левые за пределами Франции. Так, директор американского Центра экономических и политических исследований Марк Вейсброт (кстати, автор вышедшего год назад исследования об экономическом кризисе в недалекой от Украины Латвии) писал в "Гардиан" 20 октября прошлого года:

"Нынешний пенсионный возраст во Франции был установлен в 1983-м. С того времени ВВП на душу населения повысился на 45%. Увеличение продолжительности жизни на фоне такого роста выглядит незначительным. Число работающих на одного пенсионера уменьшилось с 4,4 в 1983-м до 3,5 в 2010 г., однако рост национального дохода был более чем достаточным для компенсации демографических перемен, включая изменение продолжительности жизни.

В будущем ситуация выглядит аналогичной: рост национального дохода в ближайшие 30—40 лет будет более чем достаточным для роста пенсионных расходов, вызванных демографическими изменениями, в то же время позволяя будущим поколениям иметь заметно более высокие жизненные стандарты, чем у нынешних французов. Вопросы, во сколько лет люди хотят выходить на пенсию и сколько они хотят платить за это, — всего лишь дело социального выбора".

Как известно, реформа все-таки прошла. И хотя критикуют ее во многом заслуженно, надо обратить внимание, что французское правое правительство избрало решение пенсионной проблемы за счет и рядовых граждан, и богатых французов, и перераспределения государственных ресурсов. Да, правомерно желать, чтобы рядовые граждане платили за реформу еще меньше. Однако все по-знается в сравнении: на фоне пенсионной реформы Сергея Тигипко закон Верта выглядит более сбалансированным и справедливым.

Да, наша страна не имеет ряда ресурсов, которыми воспользовалась более богатая Франция, например резервного фонда. А более радикальные идеи Вейсброта выглядят неосуществимыми: ведь он предлагает финансировать пенсии за счет роста ВВП, тогда как у нас ухудшение соотношения между численностью работающих и пенсионеров произошло на фоне экономического спада в долгосрочном плане (в сравнении с СССР).

Все это так. Однако, с другой стороны, надо учитывать, что украинские и европейские пенсии разительно отличаются — не только в абсолютных цифрах, но и прежде всего в соотношении с зарплатами. Так, в развитых государствах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), средний доход людей старше 65 лет в 2009 г. составлял 82% среднедушевого (имеются в виду все виды доходов, но основную их часть у данной возрастной группы составляют пенсии). На Украине же этот показатель существенно ниже, поскольку средняя пенсия по старости более чем на 50% меньше средней зарплаты.

Кроме того, в развитых странах нагрузка на пенсионную систему обусловлена во многом тем, что западные пенсионеры живут гораздо дольше, чем украинские. Так, во Франции мужчины, дожившие до 65 лет, живут после этого в среднем 18,2 года (достигая возраста 83,2), женщины — 22,6 (87,6); в среднем по странам ОЭСР — соответственно 16,7 (81,7) и 20,1 (85,1), а в Турции, где зарегистрирован наихудший в ОЭСР показатель, — 13,1 (78,1) и 15,1 (80,1). На Украине же мужчина, достигший 60 лет, живет потом в среднем 14 лет (до 74-летнего возраста), а женщина, достигнув 55 лет, — 23 (78), т. е. украинки после достижения пенсионного возраста живут столько же, сколько француженки (даже чуть больше), тогда как украинцы — на 4 года меньше французов.

Но нужно учесть, что в Европе, как уже говорилось, заметно больше возможностей (по сравнению с нашими условиями) для более раннего выхода на пенсию. Поэтому на практике европейцы, ушедшие на покой, все равно живут дольше — независимо от пола. И повышение пенсионного возраста, происходящее в некоторых странах, может и не повлечь за собой существенного роста доли работающих среди пожилых, а приведет лишь к повышению роли частных фондов в пенсионном обеспечении.

На Украине же повышение пенсионного возраста будет означать лишь обострение конкуренции на рынке труда, в которой пожилые люди, как правило, находятся в заведомо проигрышном положении и никакими компенсаторными возможностями в отличие от европейских сверстников не обладают. А идеология тигипковской реформы такова, что выравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин выглядит скорее лишь первым шагом к его общему повышению на следующих этапах реформы.

Разумеется, этим планам надо оказывать противодействие. И одним из ключевых его элементов может стать сбрасывание покрова полуправды с европейских реалий. Впрочем, слово "полуправда" слишком скромно-стыдливое. Вспоминается, как лет 30 назад в ходе литературной дискуссии Виктор Астафьев заявил, что никакой полуправды на самом деле нет — есть правда и есть неправда.
 
Статьи, размещаемые в данном проекте, перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Ответственность за достоверность материалов проект не несет. Редакция проекта "Мониторинг СМИ" может не разделять точку зрения автора данных публикаций.

Шел пятый год президенства Януковича

  • 11.08.11, 05:06
Шел пятый год президенства Януковича…
Весна… Начали питаться голубями. Они вкусные и полезные.
Кора деревьев пригодна в качестве приправы и заваривания чая.
Давно хожу пешком, узнал очень много нового и интересного о своём городе и его архитектуре. На день рождения закололи дворняжку. На балконе валяются вверх тормашками засоленные воробьи. Сам себе шью одежду. Узнал как плести лапти. Моюсь раз в месяц, разжигаем костер во дворе и греем в ведрах воду. Газ давно не по-карману и газовую трубу давно вырезали. Пару раз удалось поймать рыбу. Варю бражку и
ставлю квас. Чайный гриб - тоже хорошо. Думаем с женой взять кредит на двоих и купить велосипед. Воздух в городе становится чище, редкие машины удивляют детвору. Город пустеет. Вчера видел, как мимо проезжал президент на своей карете.
Собираемся натаскать с женой земли в квартиру и посадить картохи. Очень хочется картохи... Давно не ел этого изысканного блюда – картоха…. Вареной картохи… жареной… печёной...
Говорят президент ест картоху каждый день, но мы с женой не верим, уж больно сказочно это звучит: картоха каждый день.
С нетерпением ждем лета… Тараканов дома нет... Последнего съели еще в сентябре 2013 года... Комары к нам залетать боятся, наши вены всасывают их через их же хоботок! Перелётные птицы пролетают над моим городом только на высоте 12 000 метров, ниже
боятся... народ допрыгивает! Жабы весной квакают только сидя глубоко под водой! Крысы ушли из города навсегда!
Сегодня первый раз отварил шнурки, если как следуют посолить - похожи на спагетти (хотя, что такое спагетти не помнят даже старики...)
Что это я разнылся… Ничего, еще потерпим. Главное русский мир и второй государственный – русский. Главное, чтобы не было войны и русский флот не ушел из Севастополя. Продержимся… Может наши придут. Сразу все поправится. Накормят; да-да, у них там знаете сколько нефти и газа? На всех хватит. Может и медаль дадут – «За героизм и стойкость, проявленную на временнооккупированной врагом территории» и прибавку к пенсии. Продержимся…Главное не дать захватить власть этим нацистам из «Свободы». Скоро выборы… Мы с женой решили снова голосовать за Виктора Федоровича Януковича?

1 Судьи берут за законные решения, арест или свободу, частоту

 

 

Судьи берут за законные решения, арест или свободу, частоту
слушаний.

И начнем сегодня с рассказа о судах - как раз они составляют
базис коррупции во всей стране. Не победив коррупцию в судейском корпусе, нет
смысла бороться с ней и в других сферах жизни. Ведь именно суды в конечном
итоге решают кто коррупционер, а кто нет. А при нынешнем уровне разложения
судебной системы любой вор и взяточник легко уйдет от ответственности, сколько
бы его не ловили на горячем. Повальную коррупцию в судах признают все. И о
борьбе с ней в последние годы много говорили власть предержащие, милиция,
прокуратура и СБУ. Но о «серьезности» и «эффективности» этой «борьбы»
красноречиво говорят официальные данные Госдепартамента Украины по исполнению
наказаний: в местах не столь отдаленных в настоящий момент нет НИ ОДНОГО (!)
судьи. Последний судья, побывавший на зоне, ушел оттуда на волю более года
назад, это был служитель Фемиды из Ивано-Франковска, погоревший на взятках. А
всего с 1998 по 2008 год приговоры выслушали аж 12 судей. Возникает всего один
вопрос - чего же при таком государственном гуманизме взятки-то не брать?

 

Как рассказали «Сегодня» эксперты из числа опытных юристов,
деньги служители Фемиды берут по самым разным поводам. Например, при взятии под
стражу судья может согласиться с доводами следствия или оперативников, а может
сказать: не предоставили фактов, свидетельствующих, что надо арестовывать. И
то, и другое - законно. Решить предвзято судья может не только за деньги, но и
по звонку или под давлением.

 

Взятка зависит от сложности дела. В провинции
«арест-неарест» - даже от 200 долларов. В Киеве раньше был от 2 тысяч
«зеленых». Потом поднялся до 5, сейчас до 10 тысяч. Но это если не vip-персоны.
И категория дел простая, с нетяжкими преступлениями. Никто не выпустит
серийного убийцу, а вот мошенника выпустят. Впрочем, если жулик взял
миллион-другой, то за 10 тысяч никто не выпустит, это будет дороже.

 

Еще момент - назначение дел к слушанию. Не секрет, что дела
могут слушаться годами. Хотите ускорить - платите деньги. Тогда заседания будут
не раз в три месяца, а, скажем, раз в неделю. В законе о начале процесса
написано «в разумные сроки». Это можно трактовать как угодно. Тут взятка тоже
от дела зависит. По Киеву ускорить дело может быть (в простых случаях) 2-3
тысячи долларов.

 

Сейчас, говорят эксперты, берут не за принятие НЕЗАКОННОГО
решения, а за принятие ЗАКОННОГО. И так уже последние три-пять лет. Ведь судья
дорожит репутацией, будут жалобы, найдут незаконность - кому это надо. А если
не заплатить за законное решение, его тоже примут, но когда? И срок заключения
от судьи зависит. Но таксы «за скостить год» нет, утверждают эксперты. За это
берут, но в каждом случае по-разному. Если это ДТП, можно дать условно, а можно
реально. Законно и то, и то. За «условно» надо платить. В Киеве - от 10 до 20
тысяч долларов. Хотя если у вас крутой джип, и сбили не бомжа, то значительно
дороже, до 100 000 долларов.

 

Сейчас судьи стали реже отправлять дела на допрасследование,
но бывает - когда нельзя оправдать, а сажать нельзя, ибо судья деньги уже взял.
За это тоже платят, в Киеве от 10 000 долларов.

 

Если «занесли» деньги в Апелляционный суд, и ситуация такая:
нельзя отменить решение (законное) первой инстанции, и свое нельзя вынести, ибо
виноват человек, тогда придираются к мелочам. Например, плохо, неразборчиво
написан протокол, судья не может прочитать. И тогда дело отправляют на новое
рассмотрение в суд первой инстанции. В Верховном суде вариантов больше - это
кассационная инстанция, так что могут вернуть в апелляционную инстанцию, могут
- в первую на новое рассмотрение. Все это, говорят эксперты, в ряде случаев
стоит денег. Хотя, конечно, нельзя всех судей мазать черным и присваивать ярлык
«взяточик». Однако сама система такова, что кристально честные люди там долго
не задерживаются.

 

ЗА ЧТО ФЕМИДА БЕРЕТ «НА ЛАПУ»

 

Судьи предпочитают наличные, принимают их только от хорошо
знакомых людей и стараются «отбить» деньги, заплаченные за должность

 

1. По своеобразному «рейтингу» коррумпированности на первом
месте - Административные суды. Там ходят суммы порой и в несколько миллионов
долларов (например, за решение о признании выборов на важном участке
несостоявшимися). Пример - изъятые суммы у экс-судьи Игоря Зварича.

 

2. На втором месте - Хозяйственные суды. Там обычная такса -
3% от суммы рассматриваемого иска (например, о приватизации или ее отмене на
предприятии). Однако если речь идет о разделе имущества или наследстве, могут
затребовать и 50% от «делимой» суммы.

 

3. Третье место - так называемые суды общей юрисдикции, с
которыми чаще всего имеет дело население (районные, городские, апелляционные,
Верховный суд). В этих судах берут деньги за следующее:

 

 *

 арест или отказ в
аресте, в провинции это стоит от $200, в Киеве ныне - от $10000;

 *

 назначение к слушанию
без «затяжек», в Киеве - от $2-3 тыс.;

 *

 принятие решения
(чаще всего - законного), в Киеве - от $10000;

 *

 направление дела на
дополнительное расследование, в Киеве - от $10000;

 *

 направление дела
опять в суд первой инстанции (из Апелляционного суда), но в другом составе,
чтобы убрать «строптивого» судью, от $5-10 тыс.;

 *

 исключение из
приговора «тяжких» статей, что дает возможность применить амнистию, в Киеве -
от $10000.

 

СКОЛЬКО СТОИТ СТАТЬ СУДЬЕЙ

 

Чтобы стать впервые назначенным районным судьей, надо
«занести» деньги, как правило, в четыре инстанции.

 

1. Договориться о месте в районном суде с его председателем
(в Киеве это минимум $50000).

 

2. Найти «нужного» человека в квалификационной комиссии,
которая решает, насколько профессионален кандидат (это тоже примерно $50000).

 

3. Заплатить, чтобы документы прошли без волокиты Высший
совет юстиции (опять найти нужного человека) - тоже примерно $50000.

 

4. И, наконец, «занести» деньги на Банковую, чтобы вовремя
попасть в Указ президента, назначающего судей на первый срок (ранее там брали
$30-50 тыс, но сейчас, говорят, перед сменой президента, такса поднялась до
$100000).

 

ИТОГО получается от 200000 до 250000 долларов, которые нужно
«отбить» (порой, чтобы заплатить, человек залезает в долги, а их надо
возвращать), плюс желательно «наварить» сверху уже себе на дом, машину и пр.

 

 

 

«ВЗЯТКУ СУДЬЕ ПЕРЕДАЛИ НА... ЭСКАЛАТОРЕ»

 

 

 

Говорит известный столичный адвокат, защитник обвиняемого
Юрия Нестерова в знаменитом «деле оборотней», бывший следователь прокуратуры
Мария Самбур:

 

- Бывает такая схема. Например, в суде первой инстанции
(обычно райсуд) судья неподкупен. Он выносит законное решение, которое не
устраивает сторону подсудимого. Дело идет в апелляцию, там подходы к судье
находят. И тот отправляет (придравшись к ерунде) дело опять в первую инстанцию,
но уже на рассмотрение в новом составе суда. А к другому судье уже находят
подход, заносят деньги... Количество таких передач дела «суд-апелляция» не
регламентировано, у меня как-то было восемь...

 

Бывает важно еще, если нельзя оправдать полностью, то хоть
исключить тяжкие статьи. В результате взятки они могут «уйти», тогда человек
пишет заявление о применении к нему амнистии, а судья отказать уже не может,
если есть все основания для амнистии (даже если это непроплаченный судья), и
человек выходит на волю.

 

Берут всегда только лично и «налом»: конверт, чемодан (до 1
млн. долларов). Но никогда судья не возьмет у малознакомого. И в кабинете брать
не будет, только особо уверенные в себе, вроде львовского экс-судьи Игоря
Зварича, могут деньги держать на работе. Был случай, мне рассказывали,
брали-передавали взятку в метро на эскалаторе. Там нет прослушки, все
происходит мгновенно: один едет вверх, другой вниз, передали пакет и
разъехались...

 

Впрочем, будем справедливы, иногда клиент платит, но к судье
деньги не попадают, он может вообще быть кристально честным. Был случай: мой
клиент говорит мне - надо бы с судьей «поговорить». Чтобы принял такое-то
решение в мою пользу. Я: это невозможно, во-первых, знаю судью, он не берет,
во-вторых, такое решение невозможно вынести, это незаконно. Чуть позже клиент
говорит: а я нашел человека, он обещает все решить. А вы просто
недопонимаете... И передает тому человеку деньги, которые до судьи, разумеется,
и не дошли. Как уж он отчитывался потом, не знаю...

 

«КОРРУПЦИЯ БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ»

 

Юрий Василенко много лет был военным судьей. Затем трудился
в Генпрокуратуре и 11 лет работал судьей Киевского городского, позже
апелляционного суда. Считался очень неудобным для начальства. Вот что он думает
о коррупции среди коллег:

 

- Коррупция в судах была, есть и, наверное, будет долго.
Опытный судья, взглянув на решение коллеги и изучив дело, почти наверняка может
сказать, коррупционное это решение или нет. За что дают на лапу? Вынесение
решения: приговорить к меньшему сроку, а то и оправдать; отправить дело на
дополнительное расследование... Чаще всего деньги передают через адвокатов. Но
есть и иная схема, когда деньги от клиента передают прямо судье, минуя
адвоката. Такой случай был как-то у меня. Я защищал бизнесмена, его освободили
из-под стражи. Но я понимал, что тут, кроме моей речи в суде, сработали
какие-то иные факторы. Спросил клиента, он говорит: «А как вы думаете, во что
мне это обошлось?» Я ответил, что предполагаю - в 5-10 тысяч долларов. Он лишь
улыбнулся, дав, видимо, понять, что я наивно во много раз занизил сумму... Дело
его в итоге заглохло.

 

Однажды я рассматривал дело одного из замминистра
топливно-энергетического комплекса и вчистую его оправдал. Дело в том, что при
изучении дела стало ясно, что наша сторона не только не переплатила другому
государству за нефть (в чем и обвиняли чиновника), а даже недоплатила.
Примечательно, что, как мне рассказывали, кто-то из руководства нашего суда
якобы получил 80 000 долларов за то, чтобы дело попало именно ко мне, ибо
знали, что я обязательно докопаюсь до истины и чиновник будет освобожден...

 

Вообще-то коррупция в судах начинается не тогда, когда дело
доходит до решений, а еще на стадии приема человека в судьи. Цены, конечно,
очень разнятся в зависимости от уровня суда и местности. Коллега как-то мне
рассказывал, что к нему пришел человек из провинции и заявил: я имею 5 тысяч
долларов, помоги решить вопрос в ВСЮ, чтобы стать районным судьей у себя дома.
В Киеве цены как минимум на порядок выше.

 

ЗВАРИЧ ГОТОВИТСЯ К СУДУ

 

Бывший глава Львовского Апелляционного административного
суда Игорь Зварич - самый высокопоставленный судья в истории Украины, попавший
под следствие за взятки. Сам он утверждает, что с ним просто сводит счеты
президент Виктор Ющенко (мол, судья отказался закреплять землю возле Львова за
бизнесменами-спонсорами «Нашей Украины» как возврат «долгов» за помощь на
парламентских выборах 2007 года). Есть также версия, что Зварич слишком
уверовал в свою неуязвимость, как судья, дал возможность прокуратуре и СБУ
зафиксировать свою незаконную деятельность. Говорят также, что замгенпрокурора
Ренат Кузьмин, известный борьбой с коррупцией в судах, не мог упустить такого
момента... Сегодня Кузьмин не руководит следствием, так что случай со Зваричем
может остаться единичным.

 

Как рассказал нам источник в ГПУ, арестованный экс-судья
Игорь Зварич сейчас знакомится вместе со своими адвокатами с материалами дела.
Это не все материалы, которые имеются у следствия, а только доказанные и
выделенные для передачи в суд 20 томов. Ему вменяют пока сумму взяток в 148
тысяч долларов, по остальным деньгам идет работа.

 

Напомним, что Игорь Зварич был арестован в 2008 году по
подозрению (а потом и обвинению) в получении взяток. По словам нашего
источника, у него в кабинете нашли 16 тысяч долларов, буквально только что
полученных. Из них он отсчитал «трешку» и передал водителю, чтобы тот отвез на
нужды строящегося судьей дома. Тут его и взяли... Дома нашли почти миллион
долларов (без трех тысяч), евро, гривню... Дело по его обвинению (№40-2630)
получилось очень объемным, по нему проходят свидетелями (пока) еще немало
служителей Фемиды. А экс-подчиненному Зварича, судье того же суда В.
Любашивскому и председателю окружного админсуда Ивано-Франковска П. Черепию
предъявлены обвинения. Но они не под стражей. Самому Зваричу «светит» от 8 до
12 лет заключения с конфискацией имущества.

 

СУДЕЙСКАЯ КОРРУПЦИЯ БЫВАЕТ И В БЕЗДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ

 

Коррупция среди судей проявляется не только во вручении
некоего конверта с деньгами «за услуги», есть и ее безденежные формы. В первую
очередь это выстроенная в Украине вертикаль судейской власти: глава Верховного
суда - председатель местного суда - судья.

 

Впрочем, недавно Конституционный суд признал незаконным
назначение судей на админдолжности (председателями и замами в судах) Советом
судей, который возглавляет выходец из БЮТ, он же глава Верховного суда Василий
Онопенко (то есть он расставил там своих людей). Такая жесткая вертикаль
предполагает и жесткое подчинение: как «наверху» решат, так «внизу» и выполнят.
Иначе глава суда потеряет кресло... Впрочем, ранее тот же Конституционный суд
признал незаконным и назначение судей на эти должности президентом (так было
при Кучме).

 

Получается, что сегодня нет законного органа, который
назначал бы начальников в судах. Замгенпрокурора Ренат Кузьмин предлагает в
этой ситуации, чтобы их обязанности выполняли и. о. (в законе это прописано).
Но на деле вся эта вертикаль работает, осуществляя админдавление на судейские
решения. Изменить ситуацию сможет только принятый парламентом новый закон. Свои
вертикали есть и в Административных, Хозяйственных судах, действуют они так же.
Работает, в смысле безденежной коррупции, и связка «адвокат - прокурор -
судья». Тут речь идет о некоем обмене услугами: сегодня ты идешь мне навстречу,
завтра - я тебе...

 

Кроме того, влияют на судей и «просьбы» из Высшего совета
юстиции, парламентских комитетов, с Банковой, то есть из инстанций, от которых
зависит назначение и снятие судей. Если кандидат в судьи не имеет денег, он
может пообещать после назначения выполнять эти «просьбы».

 

ШЕСТЬ НОЖЕЙ В СПИНУ СУДЕЙСКОЙ КОРРУПЦИИ

 

Ряд юристов, опрошенных «Сегодня», назвали нам несколько
изменений, которые следует обязательно ввести законодательно, чтобы если не
искоренить, то хотя бы уменьшить уровень коррупции в судейском корпусе. В
частности, об этом говорят известный столичный адвокат, доктор философии права
Иван Боднарук, адвокат Мария Самбур, экс-судья Юрий Василенко.

 

1. Надо упразднить практику назначения районных судей на
первый срок президентом. По мнению юристов, этих судей должны избирать, их
должны знать жители района. И должен быть принцип состязательности, чтобы выбор
был хотя бы из двух кандидатов.

 

2. Следует создать постоянно действующие дисциплинарные
комиссии, которые бы рассматривали исключительно проступки судей, готовили
материалы на их снятие. Ныне же этим занимаются «по совместительству»
квалификационные комиссии, принимающие экзамены у кандидатов в судьи. В эти
дисциплинарные комиссии могли бы войти отставные судьи, прокуроры с большим
опытом, адвокаты, научные работники. И надо, чтобы в эту комиссию с жалобой на
судью мог бы обратиться любой гражданин, а не так как сегодня, когда это право
принадлежит немногим категориям власть имущих (нардепам, председателю суда,
представителям президента и Уполномоченного по правам человека).

 

3. Ограничить права председателя суда любого уровня, забрать
у них возможность распределять, кому какое дело расписать, потому что здесь
кроется еще одна коррупционная схема. Ведь есть категория «жирных» дел, на
которых можно получить крупную взятку и поделиться с руководством суда. А есть
«пустые» дела, где заведомо понятно - поживиться нечем.

 

4. Ввести институт присяжных заседателей. Это не уничтожит
коррупцию полностью, но существенно ее уменьшит. Сегодня есть народные
заседатели, но в народе их не зря называют «кивалами», они одобрят любое
решение председательствующего судьи. А 12 присяжных подкупить невозможно. И
вводить этот институт надо не только для дел, где речь идет о пожизненном
наказании, как сейчас предлагают некоторые нардепы и в ВС, но и в любом случае,
когда подсудимый этого желает. Ведь присяжные определяют не только
«виновен-невиновен», но и квалификацию преступления, например, это неосторожное
или умышленное убийство. А тут наказание разное.

 

5. Так изменить закон о судоустройстве, чтобы избавиться от
случайных людей среди судей. Надо, чтобы квалификационная комиссия состояла из
постоянно работающих членов (а не судей-совместителей, как сейчас), способных
разобраться, кого принимают в судьи. Ведь сегодня, когда проходят десятки
кандидатур в день, для совместителей это непосильно. Бывает, что кандидату даже
одного вопроса не задают и штампуют решение: годится!

 

6. Ввести для кандидатов в судьи компьютерные экзамены,
вроде тех, что есть сейчас в ГАИ. Сдавать следует не только теорию, но и
практическое ее применение. Особенно в казусных случаях - как вы поступите:
первый, второй, третий вариант.

 

Именно суды и составляют базис коррупции во всей стране. Не
победив коррупцию в судейском корпусе, нет смысла бороться с ней и в других
сферах жизни. Ведь именно суды в конечном итоге решают, кто коррупционер, а кто
нет. А сами судьи берут за законные решения, арест или свободу, частоту
слушаний...

 

В Украине закончились выборы. Новому президенту придется
решать огромное число проблем. Но одну из них можно выделить особо - коррупция.
Бессмысленно говорить о модернизации Украины, превращении ее в нормальное
европейское государство, привлечении инвестиций, повышении уровня жизни
населения и обо всем прочем, пока наша страна остается по уровню коррупции на
134-м месте среди 180 государств (согласно рейтингу международной организации
Transparency International).

 

Поговорим сегодня о судах - как раз они составляют базис
коррупции во всей стране. Не победив коррупцию в судейском корпусе, нет смысла
бороться с ней и в других сферах жизни. Ведь именно суды в конечном итоге
решают кто коррупционер, а кто нет. А при нынешнем уровне разложения судебной
системы любой вор и взяточник легко уйдет от ответственности, сколько бы его не
ловили на горячем. Повальную коррупцию в судах признают все.

 

И о борьбе с ней в последние годы много говорили власть
предержащие, милиция, прокуратура и СБУ. Но о «серьезности» и «эффективности»
этой «борьбы» красноречиво говорят официальные данные Госдепартамента Украины
по исполнению наказаний: в местах не столь отдаленных в настоящий момент нет НИ
ОДНОГО (!) судьи. Последний судья, побывавший на зоне, ушел оттуда на волю
более года назад, это был служитель Фемиды из Ивано-Франковска, погоревший на
взятках. А всего с 1998 по 2008 год приговоры выслушали аж 12 судей. Возникает
всего один вопрос - чего же при таком государственном гуманизме взятки-то не
брать?

 

Как рассказали «Сегодня» эксперты из числа опытных юристов,
деньги служители Фемиды берут по самым разным поводам. Например, при взятии под
стражу судья может согласиться с доводами следствия или оперативников, а может
сказать: не предоставили фактов, свидетельствующих, что надо арестовывать. И
то, и другое - законно. Решить предвзято судья может не только за деньги, но и
по звонку или под давлением.

 

Взятка зависит от сложности дела. В провинции
«арест-неарест» - даже от 200 долларов. В Киеве раньше был от 2 тысяч
«зеленых». Потом поднялся до 5, сейчас до 10 тысяч. Но это если не vip-персоны.
И категория дел простая, с нетяжкими преступлениями. Никто не выпустит
серийного убийцу, а вот мошенника выпустят. Впрочем, если жулик взял
миллион-другой, то за 10 тысяч никто не выпустит, это будет дороже.

 

Еще момент - назначение дел к слушанию. Не секрет, что дела
могут слушаться годами. Хотите ускорить - платите деньги. Тогда заседания будут
не раз в три месяца, а, скажем, раз в неделю. В законе о начале процесса
написано «в разумные сроки». Это можно трактовать как угодно. Тут взятка тоже
от дела зависит. По Киеву ускорить дело может быть (в простых случаях) 2-3
тысячи долларов.

 

Сейчас, говорят эксперты, берут не за принятие НЕЗАКОННОГО
решения, а за принятие ЗАКОННОГО. И так уже последние три-пять лет. Ведь судья
дорожит репутацией, будут жалобы, найдут незаконность - кому это надо. А если
не заплатить за законное решение, его тоже примут, но когда? И срок заключения
от судьи зависит. Но таксы «за скостить год» нет, утверждают эксперты. За это
берут, но в каждом случае по-разному. Если это ДТП, можно дать условно, а можно
реально. Законно и то, и то. За «условно» надо платить. В Киеве - от 10 до 20
тысяч долларов. Хотя если у вас крутой джип, и сбили не бомжа, то значительно
дороже, до 100 000 долларов.

 

Сейчас судьи стали реже отправлять дела на допрасследование,
но бывает - когда нельзя оправдать, а сажать нельзя, ибо судья деньги уже взял.
За это тоже платят, в Киеве от 10 000 долларов.

 

Если «занесли» деньги в Апелляционный суд, и ситуация такая:
нельзя отменить решение (законное) первой инстанции, и свое нельзя вынести, ибо
виноват человек, тогда придираются к мелочам. Например, плохо, неразборчиво
написан протокол, судья не может прочитать. И тогда дело отправляют на новое
рассмотрение в суд первой инстанции. В Верховном суде вариантов больше - это
кассационная инстанция, так что могут вернуть в апелляционную инстанцию, могут
- в первую на новое рассмотрение. Все это, говорят эксперты, в ряде случаев
стоит денег. Хотя, конечно, нельзя всех судей мазать черным и присваивать ярлык
«взяточик». Однако сама система такова, что кристально честные люди там долго
не задерживаются.

 

 

Правда о Стогние

  • 13.11.10, 21:33
ковник" Стогний лепил себе героическую биографию26 октября 2009 автор: Олег Сафонцев Костя-фармазонщикПолковник милиции в отставке Константин Стогний, изобличающий с экранов телевизоров враждебные обществу силы в виде маньяков, бандитов и представителей ОПГ, играет общественно полезную профилактическую роль этакого "дяди Степы милиционера". Однако за годы его авторских телепередач "дядя Степа" плотно вжился в свой образ. Ему стало казаться, что общественным героем он был всегда. Для этого ему даже пришлось весьма заметно изменить прошлое, придав ему налет героизма.Большие фантазии скромного сержанта В результате вот какая картина вырисовалась с военной службой Константина Стогния в его собственых рассказах для различных СМИ. В 1986 году он был призван в армию, попал в спецшколу КГБ СССР в Алма-Атинской области в поселке Чунджа. После полугодовой учебы Стогния во главе взвода повышенной боеспособности (в одном из рассказов полковника — десантно-штурмовой группы) отправили в Афганистан. Там он охранял колонны от засад басмачей. По версии Стогния закончил службу он в 1989 году. С его же слов, на дополнительный срок службы в Афганистане его, как опытного бойца, попросили остаться, чтобы прикрыть отход советских войск.А вот как описанные Константином Стогнием события его жизни выглядели на самом деле. На территории ДРА он действительно был, о чем свидетельствует справка Центрального пограничного архива ФСБ России. Правда, всего два месяца — в командировке. Все остальное время — и это два, как и положено, а не три, как утверждает полковник, — он провел в погранвойсках, входивших в систему КГБ СССР. Собственно, этим и объясняется "спецшкола КГБ" — на поверку рядовая "учебка" погранвойск. Открыть большое изображениеПреувеличение годов выслуги у г-на Стогния вообще вошло в привычку. К примеру, он проработал в МВД с лета 1994-го до декабря 2007-го. В аккурат — 13 лет. Хотя у самого Стогния несложная операция вычитания дает совершенно иной, поразительный результат. 8 августа 2008 года он рассказал еженедельнику "Телескоп" следующее: "Я честно отработал в милиции 20 лет — я полковник в отставке. А на телевидении наша команда 12 лет. И за это время не было ни одного прокола, никто не может сказать, что я где-то навредил следствию".Беглец в МВДСпецслужбы в жизни журналиста появятся еще раз — в 1994 году. В автобиографическом рассказе он расскажет, что по окончании журфака к нему подошли парни из "серьезной силовой структуры" и в грубой форме предложили работать на "контору". Обратите внимание на кричащее неуважение к своему бывшему сослуживцу, с его слов, без пяти минут герою афганской войны! От парней, по признанию Стогния, ему пришлось искать убежище на работе в МВД по протекции генерала Александра Шнуренко, соседа по дому Константина Стогния. Если оставить в стороне "темных дядек из СБУ", все очень просто — устроился человек по генеральской протекции в министерство на должность, которую в народе называют "не бей лежачего" — инспектора центра общественных связей.Разговоры о "волосатой лапе" будущего полковника в среде сослуживцев не утихали до момента его увольнения в 2007 году. Для этого были все предпосылки: на журналиста сыпались звания и должности в обход существующих нормативов. И хотя завхоз Шнуренко уже давно был на пенсии, ходили слухи, что двигал молодого сотрудника могущественный кадровик МВД генерал Фере. В 1996 году К.Стогний был назначен старшим оперуполномоченным по особо важным делам. Впрочем, бороться с преступностью" в должности старшего опера уголовного розыска Константину Стогнию пришлось служить недолго. В скором времени его перевели в Подольское райуправление внутренних дел, а позже назначили старшим инспектором группы общественных связей Радянского райуправления в звании капитана милиции. А дальше начался бурный рост карьеры милиционера от прессы.В июле 2001 года ни с того, ни с сего приказом МВД Украины № 262 капитану К.Стогнию, занимавшему в то время должность старшего оперуполномоченного группы общественных связей Радянского РУ ГУ МВД Украины в Киеве, предельное звание на которой соответствует "капитану милиции", было присвоено звание "майор милиции". Таким образом, очередное звание было получено всего через 2 года и 5 месяцев пребывания в звании капитана, хотя согласно законодательству он должен был получить его через 4 года и 6 месяцев.Но дальше темпы кадрового роста ускоряются. Уже через три месяца — 31 октября 2001 года приказом МВД Украины № 451 К.Стогнию присвоено очередное воинское звание "подполковника милиции" (это через 3 месяца после того, как Константин стал "майором милиции"). В ноябре 2001 года Константин Стогний был назначен на должность старшего оперуполномоченного Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. А 20 декабря 2003 года он получает очередное звание "полковник милиции". Согласно Положению, ходить в подполковниках Стогний должен был не меньше 7 лет и 6 месяцев.Помнится, в 1996 году незаконное присвоение тогдашнему руководителю Администрации президента Дмитрию Табачнику звания "полковник запаса" при Президенте Леониде Кучме в звании "капитан запаса" вызвало крайнее раздражение у последнего. А вскоре Д.Табачник был отправлен в отставку (правда, по совокупности и многих иных причин). Но как так могло получиться, что на виду у всей страны телеведущий "Интера" стал чуть ли не прямо в эфире менять погоны, как носки?Зачем герою милицейские погоны?А причем тут работа следователя? — спросите вы и будете полностью правы. Потому, что к следствию работа г-на Стогния не имела никакого отношения. С конца 1998 года он фактически стал лицом криминальной программы "Вовремя" на телеканале "Интер". Ее непосредственным руководителем был руководитель Центра общественных связей Киевского Главка Александр Зарубицкий, тексты и видеоряд готовили журналисты телеканала, а Константин Стогний был лишь лицом передачи. Но…В том-то и специфика телевидения, что людей, обеспечивающих сложную, рутинную работу, зрители не знают вовсе, а "лицо программы" — всегда на виду, претендуя на "приз зрительских симпатий". Офицер милиции Стогний, оказавшись на самом рейтинговом канале, быстро понял, что возможность обращаться к зрителям "Интера" можно очень быстро конветировать во влиятельные знакомства, звания и должности. Понимая это, К.Стогний быстро переключил акцент своих передач с демонстрации милицейских будней на создание мифа о себе самом, как о супергерое, который обязательно придет на помощь.В печатных средствах массовой информации одно за другим появляются интервью с милиционером от журналистики, где он то спасает девочку, вынося ее на руках из горящего автомобиля (об этом в 2008 году подробно писала газета "Жизнь" — авт.), то самолично задерживает распоясавшихся хулиганов, то участвует в освобождении из пиратского плена экипажа сухогруза "Faina", то защищает от самосуда "убийцу века" Анатолия Оноприенко.Между прочим — вы только не смейтесь! — но вот как скромно наш герой описал свою миссию в освобождении "Фаины" на сайте "Телекритика":"Фактом є тільки те, що до нас неодноразово зверталися родичі полонених моряків — у них був розпач, бо півроку держава тільки обіцяла, що от-от їхніх близьких буде звільнено. А після нашої зустрічі з сомалійським племенем через тиждень "Фаїну" звільнили. До сих пір спецслужби від мене вимагають пояснень…" Вот, оказывается, кто на самом деле выручил украинских моряков! Какой там МИД, какой омбудсмен Карпачева?.. Все сделал более чем скромный парень "Костя Рембо"!Тем не менее, никаких документальных подтверждений героизма бесстрашного "оперативника" в деле освобождения "Фаины" нет. Сомалийское племя свято хранит эту тайну…Нам в руки попали любопытные документы, свидетельствующие о том, что на самом деле никакую оперативную работу этот офицер милиции не вел, фактически являясь сотрудником телеканала "Интер". А милицейские звания и должности играли роль бутафорского антуража — в довесок к имиджу журналиста-супергероя.Открыть большое изображениеЕстественно, что К.Стогния не особо интересует милицейская зарплата:Открыть большое изображениеКак следует из текста, К.Стогний даже не обращался в правоохранительные органы, где формально "проходил" службу, за зарплатой. Это не помешало герою телеэкрана получать одно офицерское звание за другим.Причиной забывчивости "настоящего полковника" о своей зарплате состояла в том, что средств к жизни у него было более, чем достаточно: гонорары ведущего скандальной телепрограммы вместе с возможностью выступать посредником между "щемимыми" бизнесменами, МВД и телеканалом — бизнес куда более прибыльный, чем служба в райотделе. И мелочь, "приварок" — техосмотры, паспорта, номера на авто, а со стороны канала, в свою очередь, хороший имиджевый сюжет о том или ином милицейском чине.
Сторінки:
1
3
4
5
6
7
8
9
попередня
наступна