Протоиерей Андрей Ткачев: О малых грехах и малых добрых делах
- 07.07.11, 07:00
Протоиерей Андрей Ткачев: О малых грехах и малых добрых делах |
Нужно опасаться малых грехов, и нельзя
пренебрегать малыми добрыми делами.
Это прописная истина. О ней сказано немало, причем людьми
праведными, такими как архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в
слове «О малом доброделании». Но можно ведь,
можно и должно говорить об одном и том же разным людям, в
разное время. Не нужно думать, что все самое важное уже
сказано, например, людьми святыми. Во-первых, не все
сказано. Во-вторых, сказанное однажды требует
многократного повторения. В-третьих, в мире не существует
чистого плагиата. Даже дословно повторяя чужие мысли, я,
пропустив их через себя, превращаю эти мысли в свои
собственные. Итак, вернемся к грехам и добродетелям.
В мире нравственности затруднен счет. Иногда счет в мире
нравственности просто невозможен. То есть качество в этом
мире есть, а о количестве говорить не всегда получается.
Вот пример.
Человек бросил на пол кусок хлеба. Бросил и не поднял. Не
обдул, не поцеловал, не сказал «Господи,
помилуй». Такой человек тяжко согрешил. Он проявил
черствость, глупость, неблагодарность своей души, свою
непричастность к повседневному труду как нельзя ярче.
Можно ли здесь вести речь о размере хлебного куска? Есть
ли разница, кусок этот велик или это только корочка?
Конечно, нет. Грех совершен в принципе, и неважно, сколько
граммов в хлебе, которым пренебрегли.
Граммы могут стать фактором нравственности в других
условиях. В блокадном Ленинграде человек, отрезавший
ниткой от своей пайки ничтожный кусочек для ближнего,
достоин называться именем святого. Вот там граммы входят в
область нравственности и подсчитываются. А в обычном быту
что буханка, что горбушка – разницы нет. Нет
разницы, и когда ребенок при родителях бросает на землю
недоеденный бублик, а взрослым до этого дела нет. Чтобы
назвать грех грехом, здесь граммы подсчитывать не надо.
По телевидению не раз показывали, как возмущенные своими
правительствами фермеры в разных странах Запада устраивают
демонстрации. Они съезжаются на площади городов на
тракторах, запруживают техникой магистрали. Нередко
демонстративно выливают на асфальт сотни бидонов молока в
знак того, что производить его невыгодно. Всегда больно
смотреть на это безумие, у которого есть
«экономическое оправдание». Каждый пятый
человек Земли голодает на всякое время и на всякий час. А
где-то и кто-то находит более выгодным с точки зрения
рентабельности высыпать в море сотни тонн зерна с
неразгруженной баржи. Прибыль бесчеловечна, как Молох. У
нее своя – идолопоклонническая – логика. И вот
я думаю: бросивший наземь кусок бутерброда человек и
бизнесмен, уничтожающий тонны продуктов ради рыночной
целесообразности, сильно ли отличаются? Баржа с зерном
относится к горбушке хлеба, как слон – к мухе. Но
вот люди, совершающие эти поступки, могут быть друг другу
равны.
«Украл рубль» и «украл миллион»
– это выражения, между которыми можно ставить знак
равенства. Миллион отличается от рубля. Но и там, и там
стоит «украл». От этого слова, как от
умножения на ноль, исчезает разница между величинами.
Величины становятся равны.
Кстати, раз мы вошли в область математики, пребудем в ней
еще ради одного примера.
Мораль причастна Богу и прикасается к вечности. Это все
равно что выйти в область бесконечного, у которого совсем
иные математические законы.
Возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100. Теперь
возьмем множество натуральных чисел от 1 до 100, которые
делятся на 2. Какое из этих множеств будет больше?
Естественно – первое. Оно больше ровно в два раза.
Теперь возьмем бесконечное множество натуральных
чисел, с одной стороны, и бесконечное множество
натуральных чисел, делящихся на два, – с другой.
Какое из этих множеств будет больше? Никакое! Они равны!
Бесконечность и там, и там. И это значит, что в
бесконечности часть равна целому. Обычный счет
закончился.
И как математика, говоря о бесконечности, попадает в
область иных законов, так же и человек, говоря о морали, о
грехах и добродетелях, попадает в иную область, туда, где
маленькое стоит столько же, сколько и большое.
Вот теперь можно приблизиться к пониманию катастрофы,
бывшей в раю, – к грехопадению.
Судя по-мирски, что такого страшного сделали эти первые
люди? Такой ничтожный грех – и такое суровое
наказание! Где же возвещаемая любовь, если Бог так суров?
Но дело как раз в том, что малое равно большому там, где
речь идет о грехах. В грехе прародителей, как дуб в
желуде, уже были скрыты все грехи последующего
человечества.
Понятен и евангельский максимализм, называющий прелюбодеем
уже того, кто с вожделением смотрит на женщину. Грех,
незримо совершаемый в духе, равен греху, вырвавшемуся
наружу и ставшему видимым. Поэтому судимы мы будем не по
делам, а по тайне сердца. «В день, когда, по
благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела
человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2: 16), –
так об этом говорит апостол Павел.
Понятно, почему плакали о себе как о последних грешниках
ушедшие подальше от мирских жилищ подвижники. Видя в себе
семена греха, они прозревали в этих семенах жуткие плоды,
просящиеся наружу, и это зрелище рождало нескончаемые
слезы.
Итак, малое равно большому, и это смиряет нас при
разговоре о грехах.
Но эти же мысли утешают нас при разговоре о добродетелях.
Утешают, поскольку понятными становятся слова Господа о
стакане воды, подав который, человек не потеряет своей
награды. Становится понятной похвала бедной вдовице,
положившей в сокровищницу церковную две мелкие монетки. В
отношении добродетелей закон тождества между малым и
большим работает с той же безотказностью.
Выводы из сказанного всяк человек способен сделать для
себя сам.
Это может быть решение не браться за великие дела, но с
большой любовью делать дела маленькие.
Это может быть пересмотр своей жизни на предмет
обнаружения привычных греховных «мелочей» и
попытка с ними расстаться. В любом случае это должно быть
увеличение серьезности в отношении к жизни и внимания к
себе.
Не нужно творить ничего великого, чтобы спастись. Не нужно
творить ничего циклопически страшного, чтобы отпасть от
Бога. И для того, и для другого довольно дел бытовых,
незаметных, маленьких. Маленьких для нашего повседневного
испорченного зрения и обретающих истинные масштабы при
улучшении зрения под действием благодати.
http://www.pravoslavie.ru/put/47371.htm
|
2
Коментарі
lianit
18.07.11, 06:45
есть о чём подумать...
Royal Canin
210.07.11, 17:14
++++)))))))