Мать Вивьен Ли Гертруда Робертсон-Ягджи была красавицей-полукровкой, с примесью то ли индийской, то ли армянской крови, что тщательно скрывала, но когда британский бизнесмен Эрнст Ричард Хартли на ней женился, ему отказали в лучших домах Калькутты. Тем не менее, дочку он очень ждал, и малышка Вивиан Мэри Хартли родилась подальше от эпидемий, в гималайской горной деревушке. Британскую родину впервые увидела в возрасте шести лет, когда после Первой мировой войны властная мать начала делать из нее леди. Девочка была одинока в католических частных школах Германии, Франции и Италии. С 8 лет и на всю жизнь у нее осталась одна подруга — Морин О'Салливан, также впоследствии ставшая голливудской звездой. Сложные отношения между родителями во многом определили диагноз, сильно отравивший взрослые годы актрисы — маниакально-депрессивный психоз.
Актерские наклонности ребенка поощрял только папа, еще трехлетней выведший Вивиан на любительскую сцену. В 18 лет, преодолев сопротивление матери, она начала учиться в Королевской академии драматического искусства. Немедленно вышла замуж. Ее любимым актером был тогда Лесли Хоуард, и поэтому первый муж, юрист Герберт Ли Холман, был на него похож. Практически сразу после появления на свет своей единственной дочери Вивиан дебютировала в кино, превратившись в «Вивьен Ли» по второму имени мужа. Она была очаровательна, но не более. Редкий талант перевоплощения стал заметен лишь на одной из первых совместных англо-американских картин «Янки в Оксфорде». Однако еще годом раньше, на съемках костюмной мелодрамы «Огонь над Англией», произошло знакомство, определившее всю ее дальнейшую жизнь.
Лоуренс Оливье тоже был женат, поэтому их роман три с лишним года длился тайком и со многими препятствиями. Они поженились лишь в августе 1940 года в Санта-Барбаре, при свидетелях Кэтрин Хепберн и Рональде Колмане. Однако еще до того Оливье, работавший в Голливуде на «Грозовом перевале», вызвал туда Вивьен, узнав об открытом кастинге на роль Скарлетт О’Хары в «Унесенных ветром». Она приплыла, победила признанных красавиц Норму Ширер, Полетт Годдар и еще сто актрис, снялась и в 26 лет стала обладательницей «Оскара». «Унесенные ветром» до сих пор занимают первые места в зрительских опросах «100 лучших картин всех времен и народов». На съемках фильма Вивьен Ли выкуривала по четыре пачки сигарет в день, при том что много лет затем страдала хроническим туберкулезом, от которого и умерла. Однако, сама по себе знаменитая американская сага ценилась ею не очень высоко. Любимым ее фильмом всегда оставался гораздо более европейский “Мост Ватерлоо” Мервина Ле Роя о жертвенной любви.
Вместе с Оливье снялась в фильмах «21 день» и «Леди Гамильтон», привлекавших к себе внимание в первую очередь их союзом. Вернувшись в Британию после Второй мировой войны, стала много работать в театре. Их отношения с Оливье, омраченные отсутствием общих детей и несходством характеров, привели Вивьен к нескольким нервным срывам. Однако в начале 50-х история с «Оскаром» повторилась. Муж уехал в Голливуд играть в экранизации «Сестры Керри» Драйзера, Вивьен Ли отправилась к нему и снялась в роли Бланш Дюбуа в «Трамвае «Желание» Элиа Казана по Теннесси Уильямсу. Роль тут же вошла в историю кино и принесла актрисе академическую награду.
Когда Оливье получил титул пэра, его леди активно боролась за сохранение театра Сент-Джеймс вплоть до палаты лордов, где выступления женщин были в принципе запрещены. Блистала на сцене во всех классических пьесах, но это так и не помогло сохранить мужа. Развод 1960 года подействовал на Вивьен Ли крайне отрицательно. Она снялась еще в двух фильмах, где снова продемонстрировала «оголенные нервы», получила «Тони» за бродвейскую роль в мюзикле «Товарищ», в последние годы жизни рядом с ней был надежный друг Джон Меривейл. Очень любила сиамских кошек, две «оскаровские» статуэтки подпирали дверь ее ванной. Однако все это не спасло актрису от весьма ранней смерти.