Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

Ліда

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 46-56 років

Путешествие в Восточную Сибирь

  • 08.03.12, 13:06

       Заканчивался август 2008. Мысли всё чаще обращались к наступающей осени, любимому времени года, и предстоящему отпуску...

     В один из таких моментов неожиданно зазвонил телефон, на дисплее высветилась фамилия начальника, который загадочно вежливо осведомился о сроках моего отпуска, и после ответа, что это должно произойти в конце сентября, выразил удовлетворение и заявил, что я успею поучаствовать в ревизии крупной базы нашей нефтяной компании... Такая серьёзная работа накануне отпуска - не очень приятное событие, но дальше было круче, когда спустя несколько минут раздался звонок ревизионного отдела, в котором просили сообщить дату рождения и данные паспорта для оформления авиабилетов на Талаканское месторождение. На этом месторождении, точнее в посёлке Витим, расположен обособленный цех подконтрольной базы, которую мне и поручалось проверить. Известие было неожиданным, можно сказать шоковым, но когда стал уточнять у начальника подробности, то понял, что всё решено и ехать всё равно придётся. 

            Талаканское нефтегазовое месторождение находится в Восточной Сибири и территориально относится к республике Саха (Якутия). Расположено рядом с рекой Леной, одной из самых больших сибирских рек. До Тихого океана и Монголии (Китая) недалеко - меньше 1000 км. Было куплено нашей компанией после развала «ЮКОСА» ещё в 2004 году, я много слышал необычного о тех местах и разговаривал по телефону с местными специалистами по рабочим вопросам. Честно говоря, всегда было желание там побывать, но эта командировка получалась очень уж внезапной. Сразу начали обдумываться детали перелёта и проживания, обзвонил и уточнил многое по этим темам и в общем, когда стало понятно, что обратной дороги нет, то и предстоящее путешествие постепенно упорядочивалось в сознании и воспринималось уже почти нормально.

            Вспомнилось, как около месяца назад, случайно разговаривая в офисной столовой с девушками проектного института, я красочно излагал заочно известную информацию о Талакане и даже предлагал им туда съездить, но когда последовал прямой вопрос, бывал ли я там, мне, смутившись, пришлось ответить отрицательно. И вот теперь ехать приходилось мне. Слова, как известно, материальны… Ну что ж, всё что ни делается, всё к лучшему.

            Поездка должна была начаться 9 сентября и было достаточно времени, чтобы переговорить с заведующей хозяйством о поселении, с начальником базы о выделении рабочего места (кабинета), других деталях и даже мелочах.

            Кажущееся вначале таким большим время до отъезда прошло быстро, впрочем, как известно, на свете всё так проходит. В понедельник 8 сентября отработал почти весь день и только за полчасика до окончания взял машину, чтобы отвезла домой, т.к. нужно было собраться и в 22:15 быть в Сургутском аэропорту, где встречалась вся наша группа ревизоров, а это 9 человек. Конечно было запланировано, что меня заберёт из дома служебный «Фольксваген», что он и сделал в 22:00, и в 22:20 я уже беседовал с коллегами в порту. Ночной вахтовый рейс Сургут-Мирный был намечен на 00:05. Быстро пройдя регистрацию и другие необходимые формальности, попутно нашёл «потерявшихся» членов нашей группы. Время до посадки прошло динамично, можно упомянуть не очень приятные нововведения по раздеванию и разобуванию, но такая уж плата за безопасность. Неожиданно с нами вместе летела интересная девушка, специалист по охране труда, одна из моих сопровождаемых по технологии спецодежды Марина. Мило с ней обменялись несколькими фразами…. Потом появились две девчонки лет по 12-14, с пушистой шиншиллой в небольшой клетке. Они живо рассказали мне всё, что возможно за несколько минут об этом зверьке и шубах, которые из него делаются, а ещё как эта шиншилла может тяпнуть за палец, если у неё плохое настроение. Крыса с большой головой, вот что можно было определить в полумраке зала ожидания, а девчонки очаровательно непосредственные. Время не дало нам шансов продолжить интересное общение…

          И вот мы уже в ТУ-154, в первом салоне на первом ряду. Здесь поразительно тихо, двигатели ведь в противоположном конце самолёта, у хвоста. Когда в 2004 году я летел в бизнес-классе из Москвы, тоже в носовой части, но почему-то не обратил на это внимание, возможно увлёкся необычным, шикарным обслуживанием и разговором с соседкой. Сидя в первом ряду, из окошек не видно обычно закрывавших половину обзора крыльев... Правда немного некомфортно для ног, может среднестатистические советские люди были меньше нас… зато никто не может наклонить кресло спереди, потому что его нет…

            Мы уже летим через ночь на Восток навстречу рассвету. Скоро на чёрном небе появилась алая полоска зари встающего солнца, очертившая горизонт слева направо. Чуть меньше трёх часов должен был продолжаться полёт, стало почти светло и стюардесса объявила о предстоящей через 25 минут посадке и температуре воздуха в городе Мирном. Мысленно мы уже поздоровались с этой алмазной столицей России. Однако прошло 25 минут, потом ещё столько же и ещё, но наше барражирование над белоснежными облаками продолжалось без снижения. Изредка в ковре облаков появлялись прогалины с очертаниями поверхности земли и руслами рек. Посадочная эйфория постепенно сменялась беспокойством, в салоне стали раздаваться тревожные фразы о «вырабатывании топлива» и нервозность от неопределённости усиливалась.  Примерно после полутора часов эфирного молчания и почти неощутимого движения в небе на минимальной скорости, двигатели вдруг резко включили обороты и самолёт куда-то устремился. Практически одновременно бархатный голос стюардессы объявил, что по метеоусловиям аэропорта Мирный посадка будет произведена в аэропорту Полярный, температура воздуха в котором +7 градусов. И примерно через полчасика мы действительно пошли на снижение, в иллюминаторах показалась земля, сверху казавшаяся каким-то сплошным грязно-серым ковром. Когда спустились ниже оказалось, что местность была холмистая, изредка попадались довольно приличные возвышенности, можно сказать горы, вдали виднелись очертания настоящих одиноких гор с контрастными, пиковыми вершинами. Ковёр вначале представлялся тундровым ягелем, но при более близком рассмотрении это оказались небольшие, редко расположенные деревья, высотой около двух метров, с таким же шагом между собой. И всё поразительно однообразно…

           Шасси ТУ-154 резко коснулись посадочной полосы, и сразу началось активное торможение, а затем разворот к здания аэропорта, если его так можно назвать. Длины полосы едва хватило для приземления, ну прямо тютелька в тютельку, поворот сделали практически по краю бетона, за которым начиналась вышеописанная унылая растительность, повезло... Аэропорт был очень маленьким. Такого, кажется, я никогда не видел. Здание крайне некомфортное. Гигиенические помещения нашлись только для персонала на втором этаже. Всё примитивное, убогое. Вне здания, в обозримом ландшафте окружения только грязно-серые сопки, а единственная дорога уходила куда-то вдаль, рядом с ней на расстоянии примерно километров пяти виднелись несколько барачных, кажется производственных зданий. И всё.  Внутри в жалком буфете продавалось что-то, напоминающее съестное.  Непонятно с какой целью создавался этот порт. Никакой инфраструктуры, возможно только с целью резервирования Мирного или каких-то военно-стратегических целей.

Благо погода была солнечная и не холодная, и мы с Мариной немного побродили по окрестностям. Вскоре народу в Полярном стало гораздо больше за счёт пассажиров Московского рейса на Мирный, к которым утренняя туманная погода оказалась так же неблагосклонна. И в таком плотно заполненном зданьице мы провели часа четыре пока туман в Мирном не рассеялся. Вот, наконец, повторное разобувание и раздевание, взлёт, и через 40 минут мы сели в нём. Город Мирный конечно для этого края крупный населённый пункт. Региональный центр алмазов и "кимберлитовых трубок". Возле аэропорта уже присутствуют симпатичные девушки (в отличии от Полярного, где скорее можно было ожидать каких-нибудь корейцев или китайцев в национальных одеждах), видны многоэтажные дома, а совсем неподалёку, почти рядом, начинается грандиозная обваловка одной из большой кимберлитовой трубки, кажется уже не действующей. Аэропорт конечно не входит в число современных, но получше чем в Полярном. Однако это была только половина нашего пути. Ещё предстояло около 2 часов полёта на вертолёте. 

 

 

  

Дополнительная неприятная новость заключалась в том, что со слов диспетчера "аэропорт посёлка Витим из-за тумана закрыт на приём бортов и сегодня и завтра", поэтому посадка возможно только непосредственно на Талаканском месторождении, а это примерно 120 км от Витима.  

К счастью, ждать посадки на МИ-8 пришлось недолго. В салоне вертолёта два ряда кресел, в общем на 25 человек. Марина предусмотрительно запаслась «бирушами» (береги уши), чтобы шум винтов и двигателя был не так оглушителен и дружелюбно поделилась ими со мной. Несколько минут пилот прогревал и проверял двигатель на земле, вращая винты, затем борт поднялся, не очень приятно вибрируя, и очень шумно двинулся в небо. В иллюминаторах появилась во всей красе кимберлитовая трубка, только сверху можно по-настоящему понять и оценить это недродобывающее сооружение.

 

 

 

Грандиознейшая рукотворная   воронка, уходящая вглубь земли, постепенно вырабатывается путём удаления алмазной руды и имеющая по краям спиралеобразную, спускающуюся вниз дорогу для самосвалов, вывозящих породу. На глаз диаметр по верху около 800 м, глубиной около трехсот. В этом году впервые в России через СМИ выбирали семь чудес света. К сожалению, я как-то пропустил результаты, но кимберлитовые трубки были в числе номинантов. И вполне заслуженно – вид очень впечатляет, и если не знать про них, то даже мысли не возникает, что такое бывает...

Высота полёта была около 300 метров, видимость хорошая, только всё время сильный шум и вибрация. Разговаривать практически невозможно, разве что кричать на самое ухо, а это неудобно. Поэтому я достал из сумки лист бумаги, карандаш и мы с Мариной устроили интересную переписку, вот только лист оказался единственным и скоро писать было негде.  Кстати, уже в районе Мирного и далее до Талакана природа значительно меняется по сравнению с Полярным. Появляется и становится всё больше зелёных лесов, живописно подкрашенных осенней желтизной, больше рек с красивыми извивающимися руслами и обрывистыми из-за низкого осеннего уровня воды берегами. Встречаются горы и озёра, всё больше становится сопок (плавных холмов), покрытых изумительным зелёно-жёлтым лесом. Перемещаясь, вертолёт то и дело рыскает хвостом из стороны в сторону. Сами вертолёты компании «АЛРОСА» далеко не новые, по впечатлениям годов 10-20 от роду, обшивка и внутреннее оборудование максимально спартанские, примитивные. Я раньше никогда на них не летал, но хочется надеяться, что более современные аппараты гораздо комфортнее. Для полноты восприятия я так и не использовал подаренные бируши, потому что в общем шум двигателей был терпимым - можно привыкнуть...

Примерно через два часа в поле зрения показались буровые вышки «Севернефтегаза» и вагончики разного назначения: жилые и производственные. Пилот выполнил разворот и мы опустились на то, что называлось вертолётной площадкой.

 

 

На самом деле это была небольшая, очищенная от леса территория, покрытая слоем крупного, каменистого гравия, судя по всему местной добычи. Гравий был вперемежку с необычной жёлто-красной глиной, которая при мокрой погоде превращается в кашу (потом об этом узнал). Но было сухо и солнечно, и мои кроссовки вполне подходили для такой местности. Наступал вечер, по местному времени было около 17 часов. Надо сказать, что в Якутии время +6 к Москве, а к Киеву +7 часов (ещё не на противоположном крае Земли, но уже в той половине).

Встречающих машин было несколько. Мы вчетвером сели в комфортабельный «Лендкрузер» и путь длиной 120 км продолжился в кампании хорошего водителя, который одновременно был ещё и интересным рассказчиком: думаю мы были не первыми, кого ему доводилось встречать, и на ком, так сказать, оттачивать своё мастерство… Единственная в этой местности капитальная дорога Талакан-Витим представляла собой бетонную полосу, состоящую из трёх двухметровых по ширине плит – минимально возможная ширина, при которой большие грузовики и самосвалы с трудом расходились, едва не задевая друг друга. Вероятно при проектировании выбирался наименее затратный вариант, и возможно было ошибкой, потому что безопасность, и частые закрытия дороги по причине ремонта создавали серьёзные препятствия для нормальной эксплуатации, приводили к задержкам перевозки грузов и даже авариям. Остаётся надеяться, что со временем трасса будет расширена, хотя бы участками… Вначале дорожные плиты создавали впечатление хорошо и гладко уложенных, и мы без труда неслись по ним со скоростью около 120 км\час, но по мере приближения к Витиму, а именно оттуда начинали строить этот путь, смещений и провалов плит становилось всё больше и всё чаще нас стало подбрасывать, впрочем в рамках допустимого, учитывая иноземное происхождение джипа и мастерство водителя.  

Дорога проходила через сопки высотой до 100 м, то вверх, то вниз, параллельно с проложенным рядом подземным нефтепроводом. По обе стороны был лес из елей, сосен, берёз и лиственниц. Также встречались кедры. И эта прорубленная в первозданном лесу дорога производила впечатление своей красотой. Когда-нибудь её выровняют, расширят, покроют асфальтом, по сторонам создадут инфраструктуру и красота эта будет ещё привлекательнее!.. В лесу, по словам водителя, водится какая-угодно дичь: лисы, лоси, медведи, которые даже иногда заходят в посёлки, где можно раздобыть что-нибудь вкусненькое и вообще съедобное.

В пути мы пересекали многочисленные ручьи и несколько красивых рек, через которые сооружены новые, основательные, железобетонные мосты. На одной из рек, уже недалеко от Витима, мы остановились ненадолго «чтобы перевести дух». На некотором расстоянии от моста на берегу лежало несколько вытащенных из воды небольших дюралевых и деревянных  лодок, надо полагать речка неподалёку выходила на уже близкую Лену, на которой и расположен посёлок Витим. Между высокими деревьями росла высокая, густая трава, мягкое вечернее солнце пробивалось сквозь заросли, контрастно чувствовался сухой, приятный и чистый осенний воздух, выгодно отличающийся от Сургутского.

На ручьях местные старатели раньше мыли золотишко, а некоторые, вероятно, и сейчас это делают. Цены на золото в регионе минимальные. Ленские золотые прииски давно и широко известны. А река Витим, которая впадает в Лену с противоположного берегу, знаменита ещё по советской киноленте «Угрюм-река», да и все здешние места тоже, в хорошем смысле мало затронутые цивилизацией, представляют из себя во многом девственный край ...... 

4

Коментарі