хочу сюди!
 

Киев

49 років, рак, познайомиться з хлопцем у віці 42-53 років

Миф об «изнасилованной Германии»

  • 08.05.13, 20:21
Миф об «изнасилованной Германии» сочинил Геббельс
За последние годы День Победы приобрел еще одну, увы, не очень красивую традицию: чем ближе праздник, тем чаще всевозможные «исследователи» начинают транслировать миф об «изнасилованной Германии»

При этом цифра германских дев, якобы пострадавших от Красной Армии, с годами только растет. Но кому нужно, чтобы русский солдат остался в народной памяти не освободителем и защитником, а насильником и грабителем? Об этом корреспондент "Комсомольской правды" поговорил с ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН, доктором исторических наук, профессором Еленой Сенявской.

"Нацистов запугали до того, что они кончали с собой"

- Елена Спартаковна, это все последствие перестройки? Те годы породили много всякой чепухи…

- Не совсем так. Эта мерзкая история началась гораздо раньше, еще с геббельсовской пропаганды, когда населению было объявлено, что Красная Армия зверски насилует всех немецких женщин в возрасте от 8 до 80 лет. И народ был действительно запуган до предела, вплоть до того, что активисты нацистской партии умерщвляли сначала свои семьи, а потом и себя.

Елена Сенявская
Елена Сенявская

- А зачем нужен был такой образ?

- Во-первых, чтобы повысить сопротивление наступающей Красной Армии, во-вторых, чтобы население уходило вместе со своими отступающими частями, чтобы не помогало советским войскам.

Дело Геббельса в том же 1945-м продолжили союзники, тогда появились первые публикации, где Красную Армию уже пытались представить как армию мародеров и насильников, при этом совершенно умалчивая о тех безобразиях, что творились в западной зоне оккупации. С началом «холодной войны» тема муссировалась, но не так агрессивно и массированно, как это стало происходить в последние двадцать лет. Цифры «изнасилованных» сначала были скромные: от 20 тысяч до 150 тысяч по всей Германии. Но в 1992 году, после развала Союза, в Германии вышла книга двух феминисток, Хельке Зандер и Барбары Йор, «Освободители и освобожденные», где впервые и была выведена цифра в 2 миллиона. Причем, выведена она была на основании совершенно некорректной посылки: были взяты статданные в одной берлинской больнице за 1945-1946, где рождалось где-то по 500 детей в год, и примерно у 15-20 человек в графе «национальность отца» было указано «русский». Причем, в двух или трех таких случаях было указано «изнасилована». Что делают эти «исследовательницы»? Они посчитали, что во всех случаях, когда отец русский, было изнасилование. Потом была взята геббельсовская форма «от 8 до 80» и просто помножили. Однако массовое распространение эта цифра получила с 2002 года, с выходом в свет книги Энтони Бивора «Падение Берлина», которая в 2004 году была издана и у нас. И мифические «2 миллиона», накануне юбилея Победы, пошли гулять по либеральным СМИ…

Немцы устали каяться

- Можно понять тех, кто эту тему нагнетал в годы «холодной войны». Но потом-то Берлинская стена рухнула, и согласно Горбачеву, установились «мир и дружба»...

- Изменились геополитические реалии. С той стороны предпринимались попытки пересмотреть итоги Второй мировой, плюс - стремление вывести СССР (и Россию, как его правопреемницу) из числа победителей, а тут все средства хороши. Это был один из шагов, который привел к тому, что в целом ряде решений европейских организаций, в том числе Европарламента, произошло приравнивание сталинизма и нацизма, когда на одну доску поставили агрессора и ее жертву, подменяя тему вины, ответственности, и заставляя нас каяться за то, чего не было.

- Получается, эти «исследователи» не сами по себе сочинения писали, а получили некий заказ от тех, кто эту новую геополитику выстраивал?..

- Естественно. Вторая причина того, что миф понравился Западу – в психологии немецкого народа, который устал чувствовать свою вину, там последние поколения уже заявляют: а мы-то почему должны каяться за вину предков? У них сейчас поднимается волна настроений, которая при формировании национального самосознания пытается утвердить мысль о том, что их предки не так уж и виноваты, что не было коллективной ответственности немцев… Вот здесь и смыкаются геополитический заказ с настроениями масс.

Отставить месть!

- А что на самом деле было с изнасилованиями?

- Мы не можем говорить, что таких явлений вообще не было. Были, но далеко не в тех масштабах, о которых нам сегодня врут. В документах такие факты рассматривались как «чрезвычайные происшествия и аморальные явления». Само руководство страны и командование считало, что это мало того, что формирует негативный имидж РККА, так еще и расшатывает дисциплину. И с этим боролись всеми средствами, начиная с партийно-политической работы, разъяснений, заканчивая приговорами трибуналов, вплоть до расстрелов мародеров и насильников.

Жители Берлина беседуют с советским офицером.
Жители Берлина беседуют с советским офицером.
Фото: Военный альбом waralbum.ru: военные фотографии 1939, 1940, 1941-1945 годов

- А есть статистика?

- К сожалению, не все документы пока рассекречены. Но те, что есть, позволяют просчитать масштабы явления. Вот доклад военного прокурора 1-го Белорусского фронта о противоправных действиях в отношении гражданского населения за период с 22 апреля по 5 мая 1945 года. По семи армиям фронта на 908,5 тысяч человек зафиксировано 124 преступления, из которых 72 изнасилования. Всего 72 случая на 908,5 тысяч…

- Ваши оппоненты пишут, что волна изнасилований случилась до взятия Берлина…

- 20 апреля появились директивы об изменении отношения к немецкому гражданскому населению и военнопленным. Так вот наши оппоненты упирают на то, что приказ запоздал, в то время как весь период зимы-начала весны 45-го РККА бесчинствовала безнаказанно. Это неправда. Потому что кроме этого приказа и последующих директив, были приказы на уровне фронтов, армий, отдельных частей, которые выходили перед вступлением Красной Армии на территории других государств. Распространялись брошюры, где рассказывалось об истории той или иной страны, ее культуре, местных традициях. В январе 45-го были приказы на уровне Конева, Рокоссовского, Жукова, которые должны были направить чувство мести в нужное русло и предотвратить негативные явления.

- А солдаты как это воспринимали? Ведь многие потеряли близких, дома, в них воспитывали это чувство мести, вспомнить Илью Эренбурга с его «Убей немца!», а потом они дошли до логова, и вдруг – «отставить мстить»…

- Естественно, что многих те разъяснения о новом чувстве мести не устраивали. В политдонесениях фиксируются разговоры между бойцами, они возмущаются приказами: «сначала одно говорили, теперь другое, и почему мы должны жалеть этих немцев, если они себя вели так на нашей территории»… Но с одной стороны - жесткие дисциплинарные меры, с другой – русское чадолюбие (даже немцы признавались, что наши солдаты очень хорошо относились к немецким детям, кормили их не только в рамках централизованного продовольственного снабжения, а из собственного пайка, подчас отдавая все, что было), не позволили случиться масштабным актам мести. И главная мысль, которую подчеркивали на всех уровнях – в своих действиях «мы не должны уподобляться немцам».

- Историк Юрий Жуков утверждал, что изнасилования и другие преступления по большей части совершались не бойцами Красной Армии, а только что освобожденными из концлагерей бывшими красноармейцами и гражданскими, когда-то угнанными в Германию...

- Да, они в ожидании отправки на родину, были неподконтрольны командованию, там вообще была достаточно пестрая толпа репатриантов. Они сбивались в банды и начинали грабить местных, отыгрываться за те унижения, которые им пришлось пережить. А поскольку это происходило в зоне ответственности советских войск, все это перекладывалось на наших военнослужащих. Есть другие свидетельства: как освобожденные из лагерей союзники, занимались грабежами в Берлине, набивая тачки барахлом, а на выходе из города уже наши требовали вернуть все на место. Еще момент: в тех же донесениях военных прокуроров часто указывается, что случаются оговоры, когда заявленные изнасилования не подтверждались, в то время как командиры успели наказать невиновных. Очень интересный дневник оставил австралийский корреспондент Осмар Уайт, который сопровождал американскую армию, и побывал во всех зонах оккупации. Он не испытывал особых симпатий к нам, но утверждал, что Красная Армия, в отличие от союзнических – очень дисциплинированная, что советская администрация очень эффективно действует не только по борьбе с преступлениями, но и на ниве восстановления городов, и обеспечения населения всем необходимым для жизни. И что все те ужасы, которые рассказывают о наших солдатах – это с одной стороны, слухи и сплетни, с другой – эти преступления по большей части совершаются репатриантами.

Немцы бежали от англо-американцев к русским

- А как вообще женщины с тех территорий относились к нашим солдатам?

- О, на эту тему можно целую диссертацию писать. Во-первых, колоссальная разница менталитетов. Глупости все эти рассказы, что солдатики, особенно с деревенской местности, были расхристанными и блудливыми по определению. Наоборот – в большинстве своем они были воспитаны в патриархальных традициях, и для них было настоящей дикостью то, что у венгерок и австриек в порядке вещей были многочисленные интимные отношения до брака. Кто она такая в понимании русского солдата, говорить не буду, поэтому отсюда вытекала некая брезгливость к таким женщинам. В шоке были и командиры: очень много донесений, в которых сообщается, что едва только соединение заняло какой-то населенный пункт, как к ним приходили отряды женщин, возглавляемых «мамками». Которые тотчас же предлагали свои известные услуги. И во всех случаях реакция наших офицеров была гневной и матерной. Плюс к тому, нередко выявлялось, что гитлеровцы специально оставляли энное количество зараженных вензаболеваниями женщин. Для вывода солдат из строя. Это тоже «изнасилованная Германия»?

В Румынии и Венгрии наши по публичным домам ходили. Но, как правило, не очень многие, из любопытства, да и то потом у них остались неприятные ощущения, чувство брезгливости и непонимания. Сама идея купить другого человека не укладывалась в голове советского человека.

Не забывайте, что было такое очень распространенное явление, как военная проституция. Сохранились дневники немок, где они философски рассуждают, что проституция – вполне почтенная профессия. Это очень сильно было распространено особенно в Западной зоне оккупации, где немцев, кстати, очень скудно снабжали продовольствием (в отличие от советской зоны, где детям до 8 лет даже молоко выдавали). Дневной паек немца был меньше, чем американский завтрак. Естественно, что женщины вынуждены были промышлять известным способом. При этом изнасилований там было хоть отбавляй. И если уж немцам предъявлять претензии по насилиям, то не к нам, а к союзникам, от которых немцы в ужасе массово бежали в советскую оккупационную зону.

- А как, кстати, американское командование реагировало на преступления подчиненных?

- Зачастую – предпочитали не обращать внимание. В дневниках того же Осмара Уайта говорится о том, что преступления против немецких женщин были массовыми, что американское командование эти явления ни в коей мере не пресекало, а если и следовали какие-то репрессии, то только в отношении насильников-негров.

- Расизм?

- Да. В сознании американских командиров, негры посмели поднять руку на белую женщину, и распробовав это дело, могли принести эту привычку на американскую землю. Отличались и французские войска. В американском сенате после войны рассказывалось о поведении туземных французских формирований, сенегальцев, в Штутгарте. Приводились цифры изнасилованных в течении одного-двух дней: порядка трех тысяч только в штутгартской подземке. До сих пор итальянцы предъявляют претензии англо-американским военным за марроконат – бесчинства марроканцев, которые развернулись на территории Италии. Эти ребята насиловали не только женщин, но и юношей…

Трофеи – отрезы ткани и иглы

- Нас еще и в мародерстве обвиняют. Те же трофеи, кстати, откуда?

- Здесь очень интересно. Полно документов, где говорится о том, что занимались мародерством, в основном, англо-американцы. Причем, по полной программе. Вывозили имущество кораблями, и далеко не сразу им начали чинить препятствия в портах. В основном, они занимались сбором различных ценностей. Что касается Красной Армии, было такое явление, как «барахольство».

- Что это?

- Речь шла не о грабежах, а о сборе брошенного бесхозного имущества: открытые дома, разбитые магазины, брошенные чемоданы… Но даже с этим боролись, как с явлением расхолаживающим… В какой-то момент командование разрешило отправку посылок на родину. И посылали не часы с бриллиантами, а то, что было необходимо в разоренном войной хозяйстве. Ценились наборы швейных игл, их можно было поменять на хороший набор продуктов... Отрезы ткани, потому что дома одежды не осталось… Очень много отправлялось рабочих инструментов: молотки, пассатижи, рубанки, - бойцы знали, что скоро вернутся и надо будет чем-то отстраивать сожженные деревни. Их нельзя упрекнуть в этом. При этом во всех письмах, вложенных в посылки, солдаты оправдываются перед женами и родными за тряпки и барахло. У них очень брезгливое отношение ко всему этому было…

- Кстати, помните, недавно всем Интернетом обсуждали знаменитое фото с видом Рейхстага, где на одной руке офицера сразу две пары наручных часов?

- Давно разобрались в этом. Там на самом деле часы и компас, полагавшиеся командиру. Или вспомните фото, где советский солдат отнимает у жительницы Берлина велосипед, и как сетевые либералы вопили про мародерство. Но было указание такое: конфисковать велосипеды на нужды армии и боец его исполнял. Понимаете разницу подходов?

История очерняется небесплатно

- Кстати, про наших доморощенных либералов. Им-то какой интерес транслировать вранье о своих предках?

- На самом деле есть люди, которые делают это вполне сознательно. И, скажем так, не бесплатно. Причем речь необязательно идет о денежном вознаграждении, есть и другие способы поощрения – поездки за границу, получение грантов, гражданства… Но есть и большая прослойка интернет-деятелей, которые бездумно повторяют ложь за первой группой. Им настолько замутнили рассудок, что они готовы верить во всякий бред.

- Так это не только сетевые хомячки, этим уже интеллигенция занимается. Вот преподаватель Северо-Кавказского федерального университета Павел Полян в эфире одного очень либерального радио, отвечая на вопрос о судьбах наших женщин, которые оказывались в интимной связи с оккупантами, отвечает: «Изнасилования были, но это не было массовой волной. Во всяком случае, это несоизмеримо с теми массовыми изнасилованиями, которыми злоупотребляла Красная Армия, войдя в Германию…» Между российскими историками много разногласий на эту тему, кстати?

- Не хотелось бы сосредотачивать внимание на конкретных коллегах. Есть историки из профессионального сообщества, а есть люди, которые позиционируют себя таковыми, как мы их называем, folk-history, которые, занимаясь самодеятельностью, пытаются навязать свое мнение обществу. Так вот, среди профессионалов разногласий на эту тему нет и быть не может…

«Это попытка лишить народ истории»

- Мало того, что образ пьяного и сексуально озабоченного русского солдата появляется в западных фильмах, так мы уже сами снимаем подобные фильмы!

- Это не сейчас началось, вспомните сколько было таких фильмов сразу после развала Союза. И первая картина, которая показывала войну не с позиции очернительства, а с патриотической точки зрения, вышла лишь в 2002 году, «Звезда». Все вышедшее до этого было насыщено мифами о сталинской тирании, о «кровавом» НКВД, СМЕРШе, особых отделах, которые, оказывается, только и делали, что стреляли в спину хорошим офицерам и терроризировали бойцов. И подводилась мысль, что Победа далась нам вопреки руководству, а в целом ряде прослеживался завуалированный ответ, что может быть, мы не совсем даже победили…

- Зачем?

- Великая Отечественная война до сих пор остается в нашей истории тем эпизодом, который сплачивает народ, и не только наш, но и другие народы бывшего СССР. И когда 9 мая пытаются вытравить из памяти или очернить, то цель этого вполне очевидна – это попытка лишить народ его истории, и показать, что у нас нет прошлого, которым можно гордиться. Если большинство населения удастся убедить в этом, то у такого народа не будет будущего. Поймите, история Великой Отечественной давно превратилась в масштабное поле информационного боя.

- Мы в нем проигрываем?

- В общем, да.

- Почему нападкам на нашу историю противостоят лишь историки-одиночки? Государство вроде как говорит о необходимости защищать историю от фальши, но фильмы, в которых русский солдат – отмороженное быдло, продолжают сниматься, а либералы преспокойно продолжают вещать о «преступлениях» Красной Армии на госканалах...

- Вы от меня хотите услышать об этом? Потому что на самом деле никакого противодействия фальши на государственном уровне нет. А должно быть и очень жестким. И ставиться вопросы ребром должны именно первыми лицами страны. Один из российских императоров, Николай I, как-то узнав, что в Париже поставлена пьеса, очерняющая русскую армию, потребовал снять ее. И когда французы, сославшись на свободу творчества, отказали, он ответил: хорошо, тогда я пришлю вам миллион зрителей в шинелях, и они вас обшикают… Пьесу моментально убрали.

- Можете представить, что кто-то в США «по велению души» снимает фильм, в котором американские солдатики в Германии только и делают, что насилуют, грабят и пьют?..

- Думаю, в карьере таких режиссеров и сценаристов это фильм был бы последним, там очень внимательно следят за подобными проявлениями «свободы». Они понимают, насколько это опасно. Мало того: исследования на эту тему если и ведутся, то особо не афишируются. Кстати, еще в 1989 году была опубликована книга «Другие потери» канадского автора Джеймса Бака, который доказывал, что в лагерях американской зоны оккупации были заморены голодом свыше миллиона пленных немцев. Он был тут же заклеван своими коллегами и объявлен чуть ли не дурачком…

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Очевидцы о Германии 45-го

«… В конце первого моего дня пребывания в Берлине я был уверен, что город мертв. Человеческие существа просто не могли жить в этой ужасающей груде мусора. К концу первой недели мои представления начали меняться. Общество стало оживать среди развалин. Берлинцы начали получать воду и пищу в количествах, достаточных для того, чтобы выжить. Все больше и больше людей были заняты на общественных работах под руководством русских. Благодаря русским, имеющим большой опыт борьбы с подобными проблемами в своих собственных опустошенных городах, распространение эпидемий было поставлено на контроль. Я убежден в том, что Советы в те дни сделали больше для того, чтобы дать Берлину выжить, чем смогли бы сделать на их месте англо-американцы…»

«… После того, как боевые действия переместились на немецкую землю, солдатами фронтовых частей и теми, кто следовал непосредственно за ними, было совершено немало изнасилований. Количество их зависело от отношения к этому старших офицеров… Юристы признавали, что за жестокие и извращенные половые акты с немецкими женщинами, некоторые солдаты были расстреляны, особенно в тех случаях, когда это были негры. Однако я знал, что многие женщины были изнасилованы и белыми американцами. Никаких акций против преступников предпринято не было…»

«… В Красной Армии господствует суровая дисциплина. Грабежей, изнасилований и издевательств здесь не больше, чем в любой другой зоне оккупации. Дикие истории о зверствах всплывают из-за преувеличений и искажений индивидуальных случаев под влиянием нервозности, вызванной неумеренностью манер русских солдат и их любовью к водке. Одна женщина, которая рассказала мне большую часть сказок о жестокостях русских, от которых волосы встают дыбом, в конце концов была вынуждена признать, что единственным свидетельством, которое она видела собственными глазами, было то, как пьяные русские офицеры стреляли из пистолетов в воздух и по бутылкам…»

Из дневников австралийского военного корреспондента Осмара Уайта

«… Перебрались в Оберхунден. Цветные ребята устроили здесь черт-те что. Они подожгли дома. Резали всех подряд немцев бритвами и насиловали…»

Из дневника связиста армии США Эдварда Уайза

«… Примерно в те же дни пришлось беседовать с одной красивенькой мадьяркой. На ее вопрос, понравилось ли мне в Будапеште, я ответил, что понравилось, только вот смущают публичные дома. «Но почему?» - спросила девушка. Потому что это противоестественно, дико, - объяснял я. – Женщина берет деньги и следом за этим начинает «любить!» Девушка подумала какое-то время, потом согласно кивнула и сказала: «Ты прав: брать деньги вперед некрасиво…»

Из мемуаров кавалериста Александра Родина

«… Зашли в какой-то немецкий город, разместились в домах. Появляется «фрау» лет 45-ти и спрашивает «Гера коменданта». Заявляет что является ответственной по кварталу и собрала 20 немецких женщин для сексуального (!!!) обслуживания русских солдат… Реакция офицеров была гневной и матерной. Немку прогнали вместе с ее готовым к обслуживанию «отрядом»….»

Из мемуаров минометчика Наума Орлова

«… Чуть дальше, на железнодорожном переезде перед самой деревней, нас встретил «пост по сбору оружия и часов». Я думал, мне это снится: цивилизованные, благополучные англичане отбирают часы у заросших грязью немецких солдат! Оттуда нас отправили на школьный двор в центре деревни. Там уже собралось немало немецких солдат. Охранявшие нас англичане катали между зубов жевательную резинку – что было для нас в новинку – и хвалились друг перед другом своими трофеями, высоко вскидывая руки, унизанные наручными часами…»

Из воспоминаний обер-ефрейтора Эгона Кописке

«… Все это приобретено совершенно честным путем и не воображай, что в Германии разбой и грабеж идет. Полный порядок. При наступлении конфисковывали брошенное «тузами» берлинскими и распределяли по-товарищески кому что нравится…»

Из письма старшины В.В. Сырлицына жене
10

Коментарі

анонім

18.05.13, 20:44

Относительномародерства
Один генерал-полковник докладывал Сталину о положении дел. Верховный главнокомандующий выглядел очень довольным и дважды одобрительно кивнул. Окончив доклад, военачальник замялся. Сталин спросил: «Вы хотите еще что-нибудь сказать?»
«Да, у меня личный вопрос. В Германии я отобрал кое-какие интересующие меня вещи, но на контрольном пункте их задержали. Если можно, я просил бы вернуть их мне».
«Это можно. Напишите рапорт, я наложу резолюцию».
Генерал-полковник вытащил из кармана заранее заготовленный рапорт. Сталин наложил резолюцию. Проситель начал горячо благодарить.
«Не стоит благодарности», – заметил Сталин.
Прочитав написанную на рапорте резолюцию: «Вернуть полковнику его барахло. И.Сталин», генерал обратился к Верховному: «Тут описка, товарищ Сталин.

    анонім

    28.05.13, 20:45

    генерал обратился к Верховному: «Тут описка, товарищ Сталин. Я не полковник, а генерал-полковник».
    «Нет, тут все правильно, товарищ полковник», – ответил Сталин.

      38.05.13, 20:57

        48.05.13, 21:28Відповідь на 3 від Zemlyachka

          58.05.13, 21:28Відповідь на 2 від анонім

          Да, читал об этом. Известная история.

            анонім

            68.05.13, 21:45Відповідь на 5 від Val289

            Да, читал об этом. Известная история.Так то генерал-полковник был
            А на КПП не прошел

              78.05.13, 21:56Відповідь на 6 від анонім

              Ну что ты хочешь: тогда и сейчас! И говорить не хочется, одно расстройство.

                анонім

                88.05.13, 22:12Відповідь на 7 від Val289

                Ну что ты хочешь: тогда и сейчас! И говорить не хочется, одно расстройство.Многие не понимают
                Что тогда и сейчас - две большие разницы

                  99.05.13, 00:06Відповідь на 8 від анонім

                  Так все делается для того, чтобы не понимали.

                    1012.05.13, 12:52

                    ну понятно союзнички все белые и пушистые, а мы все дикие и дремучие это мы уже проходили

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      попередня
                      наступна