Профиль

orsan11

orsan11

Украина, Киев

Рейтинг в разделе:

Последние статьи

Печальник о несчастных

  • 07.02.14, 17:13


Москвичи  шутили, что доктору Гаазу, его кучеру и лошадям не менее  400 лет! Подаренную благожелателями новую карету и тройку лошадей  он распорядился продать, а деньги перечислить на помощь  бедным. Десятки лет ходил он в старомодном черном, порыжевшем от старости фраке, кружевном ветхом жабо, заштопанных чулках, вызывая недоумение, сожаление, а то и злую насмешку. Немногие тогда понимали, что перед ними – настоящий подвижник.

Фридрих-Йозеф  Гааз родился 24 августа 1780 г. в Германии в городке Мюнстерейфеле близ Кельна в Германии. Дед его был доктором медицины, отец – скромным аптекарем. Это была благочестивая семья, в которой росло 8 детей. Несмотря на скромные средства, все пятеро братьев получили хорошее образование .Окончив католическую церковную школу, Фридрих  поступил в Йенский университет, где посещал лекции  по математике и философии, был учеником Шеллинга. В Вене он получил медицинское образование, специализировался по глазным болезням.

Из  обобщенных воспоминаний современников о молодом преуспевающем докторе: «Учен не по летам. В медицинских науках всех превзошел. Латынь и греческий не хуже немецкого и французского знает; в математике, физике, астрономии весьма сведущ; по философии, по богословию любого ученого монаха за пояс заткнет. В Священном  Писании начитан редкостно, все Евангелия наизусть помнит. А уж богобоязнен, благонравен… Однако не ханжа: своими добродетелями не чванится,  чужих грехов не судит…Напротив, о любом и каждом норовит сказать что-нибудь доброе, похвальное. Ласков, приветлив без корысти; с сильными и богатыми не искателен  ; с простолюдинами, с прислугой кроток и милостив…»

В качестве главного врача военного госпиталя, Гааз ездил по Северному Кавказу, где открыл, исследовал и подробно описал источники целебных минеральных вод, вокруг которых  позднее возникли  известные курорты: Железноводск, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск.

Когда армия Наполеона вторглась в  Россию , доктор  сопровождал русские  войска в походах от Москвы до Парижа: оперировал, лечил больных, контуженных, раненых, переводил  с французского, беседовал с солдатами и офицерами о Божьем Промысле и медицине, ближе узнавал жизнь русского народа. И все больше чувствовал себя его частью…

Федор Петрович, так стал называться  московский доктор Гааз стал главным врачом всех городских больниц. За свои заслуги он был награжден орденом Святого Владимира четвертой степени, удостоен чина  надворного советника, был желанным гостем во многих аристократических домах. Был состоятельным человеком, владельцем каменного дома, деревни, крепостных крестьян, суконной фабрики. Но все его доходы уходили на помощь бедным. Не щадя себя, боролся Федор Петрович за справедливость, за права больных, чье положение в больницах было ужасающим. Доктор Гааз гневно укорял нерадивых,  обличал наживающихся на бедах людей  чиновников, писал пространные записки в высшие инстанции. И, конечно, нажил себе немало врагов – на него писали доносы, уверяли начальство, что он находится «не в здравом душевном состоянии», насмехались, издевались над ним…Гааз вынужден был подать в отставку, но он не был сломлен: «И  один в поле воин!» –  был убежден неугомонный доктор.

В 1828 г. произошло событие, окончательно поставившее его на крестный  путь святого служения   самой обездоленной части русского общества, а в их лице – Господу Богу.

По  предложению своего друга,  генерал-губернатора князя Голицына, Федор Петрович Гааз становится членом и главной движущей силой «Комитета попечительства о тюрьмах». Комитет был учрежден по особому указу императора, и в него входили многие именитые люди, в том числе московский митрополит Филарет. За четверть века доктор пропустил лишь одно из 253 ежемесячных  заседаний комитета, когда сам уже тяжело заболел.

Положение арестантов в московских тюрьмах было страшным: грязь , сырость, отсутствие нар, переполненные камеры, где лица, виновные лишь в нарушении паспортного режима, содержались вместе с настоящими преступниками, больные вместе со здоровыми, дети вместе со взрослыми, а женщины, зачастую, вместе с мужчинами. В тюремных лазаретах больные лежали по двое-трое на одной кровати, содержались  они впроголодь, так как надзиратели бессовестно обкрадывали несчастных.

Периодически  из Москвы по бесконечной дороге, ведущей  в Сибирь, отправлялись сотни каторжан. В год через Москву  проходило  примерно 4500 ссыльнокаторжных и столько  же «бродяг», которых в кандалах вели к месту жительства. По воспоминаниям Герцена, «Гааз ездил каждую неделю в этап на Воробьевы горы, когда отправляли ссыльных….В качестве доктора…он ездил осматривать их и всегда привозил с собой корзину всякой всячины, съестных припасов и разных лакомств: грецких орехов, пряников, апельсинов и яблок для женщин. Это возбуждало гнев и негодование благотворительных дам, боящихся благотворением сделать удовольствие».

Гааз  сумел добиться отмены так называемого  «прута» – фактически орудия пытки, которое использовали для предупреждения побегов идущих по этапу. Прикованные намертво к железному пруту, со стертыми  до крови руками, медленно шли больные и здоровые, старики и дети, мужчины и женщины. Тех, кто падал, волокли остальные, мертвых на привале отстегивали, заменяя их живыми; арестанты, скованные по пять человек по обе стороны прута, вмести шли, сидели, дремали, ели, справляли нужду. Всем идущим по этапу брилась половина головы. Благодаря Федору Петровичу, прут для всех, идущих по этапу через Москву, был заменен легкими индивидуальными, так называемыми «гаазовскими»,  кандалами; в тех губерниях, где прут еще сохранялся, наручники стали обшиваться кожею или сукном.  Надев на себя  облегченные кандалы, доктор ходил в них по своей комнате вокруг стола, считая круги, пока не «проходил» 5-6 верст. Так он испытывал на себе собственное изобретение. Гааз добился отмены поголовного бритья, которое осталось обязательным только для каторжных.

Доктор  руководил постройкой новых тюремных больниц, преобразовывал, расширял и переоборудовал больницы для всех неимущих, крепостных и городской бедноты.

По  его настоянию партии ссыльных, приходящих  в Москву, оставались в ней на  неделю. Он посещал каждую  партию не менее четырех раз, обходил все помещения пересылаемых, говорил с ними, расспрашивал о нуждах, осматривал. Заболевшие, уставшие не только физически, но и душевно, отделялись от партии, помещались в открытую Гаазом  больницу при пересыльной тюрьме. Нарушая существующие  законы, Гааз оставлял даже здоровых арестантов, если заболевал кто-либо из членов его семьи, сопровождающей ссыльного в Сибирь. Для того, чтобы семьи не разлучались, доктор выкупал крепостных – жен и детей, чтобы они могли сопровождать своих близких. Все это требовало огромных расходов. Федор Петрович активно привлекал благотворителей, так как его дом, деревня, суконная фабрика давно уже были проданы, деньги пожертвованы на дела милосердия, а сам он много лет жил  при больницах, отказывая себе даже в новом платье.

Будучи  глубоко верующим человеком, доктор понимал, как важна для его подопечных духовная поддержка. Гааз  устраивал тюремные библиотеки, школы для детей заключенных. Снабжал их букварями, Евангелиями, сам сочинил и издал несколько брошюр с «добрыми наставлениями и советами». Его «Азбука христианского благонравия» содержит тексты из 4-х Евангелий, Посланий Апостольских, проповедующих  любовь, прощение, мир, кротость. Гааз развивал эти тексты, подкреплял их выписками из духовных книг, назидательными рассказами. Автор убеждал читателей не гневаться, не злословить, жалеть людей. Всем уходящим по этапу доктор собственноручно вешал на грудь сумочку с этой книжкой. Добился и того, чтобы иноверцы получали духовную литературу на родных языках.

Жена  английского посла, посетившая пересыльную тюрьму в 1847 г. вспоминала: «…Когда я вошла в тюрьму, один арестант стоял на коленях перед Гаазом и, не желая встать, рыдал надрывающим душу образом…Перед отходом партии была перекличка. Арестанты начали строиться, креститься на церковь; некоторые поклонились ей до земли, потом стали подходить к Гаазу, благословляли его, целовали ему руки и благодарили за все доброе, им сделанное. Он прощался с каждым, некоторых целуя, давая каждому совет и говоря ободряющие слова…»

Помогая обездоленным, Гааз никогда не интересовался их происхождением, национальностью, религией. Среди спасенных им людей – православные, лютеране, мусульмане, раскольники, иудаисты…

Чтобы помогать невинно осужденным и облегчать  участь виновных,  доктор Гааз вникал во все юридические подробности тогдашнего законодательства,  писал бесконечные ходатайства, обращался с жалобами, требованиями справедливости. Для достижения своих благородных целей он, не считаясь с субординацией, мог обратиться и к царю, и к митрополиту, и даже к королю Пруссии (дабы тот через свою сестру, русскую императрицу, повлиял на царя Николая I и он помог бы в решении вопроса о пруте). Он мог встать на колени и плакать, унижаться, требовать. Доказывая свою правоту, он часто выглядел нелепо – суетился, хватался за голову, размахивал руками и притоптывал на месте.  Невозможно без слез читать о том, как однажды на приеме у городского главы, после того, как тот строго отчитал его и попытался запретить увеличивать до бесконечности количество мест в тюремной больнице (тех, кто уже не умещался там, доктор  устраивал у себя на квартире), Гааз, не имея уже никаких аргументов в  «оправдание» своей филантропии, в слезах упал перед генерал-губернатором на колени.  Он не мог жить по-другому.  Его считали юродивым, сумасшедшим, писали на него бесконечные доносы, оговаривали. Все его благородные начинания упирались в стену непонимания, отчуждения, а то и непримиримой ненависти.

Конечно, были и помощники, которые, жалея несчастных, уважая самого Гааза, от всей души помогали ему в делах милосердия. Но не было никого, кто по-настоящему понимал его.  Потому что святой доктор видел и слышал человеческое горе не только глазами и ушами, но, прежде всего, сердцем и душой. Жил так, будто, подобно апостолам,  принял Евангельскую истину из рук Самого Христа.

Доктор  Гааз не имел своей семьи, его детьми и братьями  были его больные, страдающие и беззащитные.

Спасая  во время эпидемий холерных больных, он, желая приободрить личным примером молодых врачей, сам мыл, обертывал и даже целовал зараженных. Этим он хотел доказать, что холера не передается от человека к человеку, что у нее «другие пути». Рискуя жизнью, ходил по Москве, шел на площади, где шумели толпы, возбужденные слухами, будто «начальство и лекари пускают холеру», беседовал с людьми, учил, как вести себя, чтобы уменьшить вероятность заражения. И этим спас тысячи людей.

Москвичи  узнавали его, выражали свою любовь, заказывали молебны о здравии «раба Божия  Фёдора».

Однажды в больницу привезли  крестьянскую девочку, умиравшую от волчанки. Страшная язва на её лице была настолько уродлива и зловонна, что в помещение, где находилась эта одиннадцатилетняя мученица, не мог войти никто, даже  родная мать. И только доктор Гааз ежедневно подолгу сидел у ее постели, целовал девочку, читал ей сказки, не отходил, пока она не умерла.

Его вера в человека не имела  границ. После восстания декабристов  в московских салонах много говорили о высоких идеалах свободы, равенства, братства. Доктор Гааз всегда возражал на это: «Свобода всегда была, везде есть, свободу нам дал Спаситель Христос. Каждый человек может свободно решать: хорошее дело он хочет делать или дурное, доброе или злое. И равенство всегда было и есть, равенство перед Небом. И братство всегда было. И всегда может быть; надо лишь помнить уроки Спасителя. Каждый христианин есть брат всем людям».

Когда его бессовестно обманывали, он никогда  не сожалел, что доверял человеку. «Да, бывают настоящие плуты-обманщики, кои крестятся и врут без совести…Такая ложь есть очень большой грех. Но если человек говорит и крестится, а я не хочу верить – это уже мой грех. А если он говорил неправду, а я верил, и он это видел, он, может быть, потом будет стыдиться и каяться…», – рассуждал доктор Гааз.

Известен  случай, когда его пытался обокрасть  бродяга, которого доктор взялся вылечить от  какого-то недуга. Когда кража обнаружилась и сторож больницы отправился за квартальным, Гааз отпустил вора, дав ему полтинник и напутствовав  пожеланием помнить Бога и исправить свою жизнь.

Однажды морозной ночью доктор спешил к какому-то больному. Двое преградили ему дорогу с требованием отдать им шубу и деньги. Гааз обещал это сделать, только просил сначала проводить его до нужного дома, дабы он не замерз по дороге раздетым. Один из грабителей узнал  известного всем святого доктора и, попросив прощения, разбойники проводили   Федора Петровича до места, чтобы никто не мог посягнуть на него.

Духовным  завещанием святого доктора можно  считать его «Призыв к женщинам», переведенный с французского языка  лишь спустя много лет после смерти автора.

В  этом призыве говорится:  « ….Вы призваны содействовать возрождению общества…Не останавливайтесь в этом отношении перед материальными жертвами, не задумывайтесь отказываться от роскошного и ненужного. Если нет собственных средств для помощи, просите кротко, но настойчиво у тех, у кого они есть. Не смущайтесь пустыми условиями и суетными правилами светской жизни. Пусть требование блага ближнего одно направляет ваши шаги! Не бойтесь возможности уничижения, не пугайтесь  отказа …Торопитесь делать добро!»  

Черты доктора Гааза угадываются в образе князя Мышкина, о нем   же  он пишет вполне документально в 3 части «Идиота»:  « В Москве жил один старик “генерал”, то есть действительный статский советник, с немецким именем; он всю жизнь таскался по острогам и по преступникам; каждая пересыльная партия в Сибирь знала заранее, что на Воробьевых горах ее посетит “старичок-генерал”. Он делал свое дело в высшей степени серьезно и набожно; он являлся, проходил по рядам ссыльных, которые окружали его , останавливался перед каждым, каждого расспрашивал о  его нуждах, наставлений не читал почти никогда никому, звал всех  «голубчиками» . Он давал деньги, присылал необходимые вещи… приносил иногда душеспасительные книжки и оделял ими каждого грамотного … Все преступники у него были на равной ноге, различия не было. Он говорил с ними, как с братьями, но они сами стали считать его под конец за отца. Если замечал какую-нибудь ссыльную женщину с ребенком на руках, он подходил, ласкал ребенка… Так поступал он множество лет, до самой смерти; дошло до того, что его знали по всей России, то есть все преступники»/

Из  выступления  доктора Гааза на очередном заседании «тюремного комитета» в 1833 г.:  «…Когда я стою здесь, в сей прекрасной теплой зале перед столь досточтимыми особами, взирая на благородные добродетельные лица, и знаю, что после нашего заседания поеду к себе в благоустроенный дом или, ежели пожелаю, поеду в гости к доброму приятелю, то я не смею забывать, что в это самое мгновение, две-три версты отсюда, страдают люди в оковах, в холоде, в грязи , в тесноте между суровых и злодейских лиц своих невольных спутников, с которыми не могут ни на миг расставаться, никуда ни на один шаг не могут отдалиться, ибо все двери и ворота замкнуты, и нет у них никаких радостей, никаких облегчений, ни даже надежд на облегчение…»

Уже через много лет после смерти святого доктора председатель Петербургского тюремного комитета Лебедев писал:  «Гааз, в двадцать четыре года своей деятельности, успел сделать переворот в нашем тюремном деле. Найдя тюрьмы наши в Москве в состоянии вертепов разврата и унижения человечества, Гааз не только бросил на эту почву первые семена преобразований, но успел довести до конца некоторые из своих начинаний и сделал один, не имея никакой власти, кроме силы убеждения, более, чем после него все комитеты и лица, власть имевшие».

Когда митрополит Филарет приехал проститься с умирающим  Федором Петровичем, тот диктовал дополнения к завещанию. Митрополит прочел первый лист: «Я все размышляю о благодати, что я так покоен и доволен всем, не имея никакого желания, кроме того, чтобы воля Божия исполнилась надо мною. Не введи меня во искушение, о Боже Милосердный, милосердие  Коего выше всех Его дел! На него я, бедный и грешный человек, вполне и единственно уповаю. Аминь.» Неожиданно для себя самого, владыка бережно, ласково погладил судорожно напряженные болью плечи умирающего,   перекрестил его несколько раз и произнес: «Господь благословит тебя, Федор Петрович. Истинно писано здесь, благодатна вся твоя жизнь, благодатны твои труды. В тебе исполняется реченное Спасителем: “Блаженны кроткие…Блаженны алчущие и жаждущие правды…Блаженны милостивые…Блаженны чистые сердцем…Блаженны миротворцы…” Укрепись духом, брат мой Федор Петрович, ты войдешь в Царствие Небесное…»

Хоронили  Федора Петровича Гааза на казенный счет. Более 20 тысяч москвичей вышли проводить святого доктора в последний путь. Гроб несли на руках до самого немецкого кладбища на Введенских горах. В православных храмах служились панихиды по немцу-католику. И никого это не удивляло.

А.Ф.Кони писал: «Мы мало умеем поддерживать сочувствием и уважением тех немногих действительно замечательных деятелей, на которых так скупа наша судьба. Мы смотрим обыкновенно на их усилия, труд и самоотвержение с безучастным и ленивым любопытством, “со зловещим тактом,- как выразился Некрасов, – сторожа их неудачу”. Но когда такой человек внезапно сойдет со сцены , в нас вдруг пробуждается чувствительность, очнувшаяся память ясно рисует и пользу, принесенную усопшим, и его душевную красоту, – мы плачем поспешными, хотя и запоздалыми слезами…Каждое слово наше проникнуто чувством нравственной осиротелости. Однако все это скоро, очень скоро проходит…Через год-другой горячо оплаканный деятель забыт, забыт совершено и прочно...У нас нет вчерашнего дня. Оттого и наш завтрашний день всегда так туманен и тускл….Будем, однако, надеяться, что память о Фёдоре Петровиче Гаазе не окончательно умрет и в широком круге образованного общества. Память о людях, подобных ему, должна быть поддерживаема как светильник, льющий кроткий, примирительный свет…Люди, подобные Гаазу, должны быть близки и дороги обществу, если оно не хочет совершенно погрязнуть в низменной суете эгоистических расчетов».

Более 150 лет прошло с  тех пор. Современница доктора Гааза так описывает атмосферу тогдашней России: «У того общества …не было ни энтузиазма, ни веры, ни жара; оно было невозмутимо… неподвижно… окостенелое и равнодушное… Оно умело только глумиться и глумиться безразлично… но смеяться безразлично – признак мертвенности, отсутствия всяких высших интересов, симптом растления, нравственной порчи». Вам ничего это не напоминает? Похоже, хороших времен не бывает, просто жизнь всегда держится на таких вот подвижниках, кротких и бескорыстных, осмеянных и оплеванных, с восторгом кладущих душу свою за  ближних и считающих саму возможность приносить себя в жертву  высшей наградой.

В заключение хочется привести одну из последних дневниковых записей иеромонаха Василия (Рослякова): «Господи, Ты дал мне любовь и изменил меня всего, и я теперь не могу поступать по-другому, как только идти на муку во спасение ближнего моего. Я стенаю, плачу, устрашаюсь, но не могу по-другому, ибо любовь Твоя ведет меня, и я не хочу разлучаться с нею, и в ней обретаю надежду на спасение и не отчаиваюсь до конца, видя её в себе». Эти простые и пронзающие душу слова 

есть у революции начало

  • 25.01.14, 01:36
Ни из одной революции на земле ничего доброго не получилось, как бы не романтизировали.... А начал дьявол

Происходящее - Судный день для мнимой оппозиции, ибо она никем

  • 22.01.14, 00:26



Протоиерей Андрей Ткачев:  Три монаха РПЦ сильнее
 
 
 
 
 
 


События показывают, что их нужно «слить» средствами парламентаризма по причине паразитической бесполезности.

Второе — народ Украины весьма отдаленно понимает, что такое Европа, в которую он, якобы, хочет.

Третье — бунт проявил скрытые силы, на которые никто не обращал внимания. Это боевики, радикалы и т.д. все в основном малолетки, у которых «гормональное», плюс — «нечего терять». Власти с этим нужно плотно и предметно разобраться.

Вопрос участия внешних эмиссаров открыт и он реален, что бы там не говорили с насмешкой про теорию заговоров. закрытых стран нет, а значит нет стран, избавленных от внешних влияний.

Четвертое — бунт конфессионален и регионален. Ядро — униаты с западной Украины. Хоть как вертись, а это факт. Западенцы по сути — могильщики той страны, о которой мечтали их деды.

Сегодня три монаха Русской Православной церкви стали между сторонами и остановили бомбометание. Это — шанс и знак. Вся толпа бесполезных «молитвенников» с Майдана ничего не стоит.

Это подлинная массовка. Три монаха РПЦ сильнее сотни расстриг. Но это только на время. Нужен политический компромисс и увод боевиков. Не видно, кто бы мог дать им внятную команду. Одним словом, все маски спали. маска мирного протеста, маска «великой духовности», маска европейской идентичности. мы видим бунт бессмысленный и беспощадный. а еще бесплодный, ибо эти деятели страшны в любом властном качестве.

Сегодня понятно, что у Украины нет прогнозируемого будущего. Придется много думать, и бить по губам тех, кто в мирное время кричит о том, что «рука не дрогнет», а во время бузы исчезает, как пар.

Мне больно, что такая дрянь происходит в Киеве. И солдатиков ВВ жалко больше всех.

Власть ведет себя, из всех вариантов, самым возможно правильным, хотя и не идеальным.

http://pravznak.msk.ru/blog.php?user=decb27ia&blogentry_id=49798

Агафья лыкова:

  • 20.01.14, 22:21
"МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ НА ЗЕМЛЕ ЖИВУТ, А СИРОТЕ НЕТ ПОМОЩНИКА"
Таёжная отшельница попросила помощи у "Красноярского рабочего" 

Во вторник в редакцию газеты "Красноярский рабочий" пришло письмо с обратным адресом: "Река Еринат, обитель во имя Пресвятой Богородицы Троеручицы" и с указанием отправителя: Агафья Карповна. Послание добиралось из заснеженных Саян через село Чемал, расположенное в Республике Алтай. Публикуем полный текст письма, лишь кое-где расставив знаки препинания.

Господи Исусе Христе сыне Божии, помилуй насъ, аминь.

Письмо Павловскому Владимиру Павловичю.

С нискимъ большимъ поклономъ Агафия Карповна и Ерофей Созонтевичь.

Желаемъ вамъ от Господа Бога добраго здравия, наипаче всего душевнаго спасения и всякаго благополучия. Но и еще большой поклон вамъ всемъ вообще красноярскимъ рабочимъ.

Ещё Павловский Владимиръ Павловичь, у насъ к вамъ большоя и великое прошение. Необходимо, надо человека помощьника, ведь есть добры то люди, миръ не без добрыхъ людей.

Со слезами и плачемъ прошу васъ - не оставте Христа ради, помиловать сироту, в беде страждущюю. Ведь есть еще християны.

Нужна помощь с дровами, по хозяйству, с огородомъ, сено косить. А я совсем, и годы больши, здоровя совсемъ плохо, болею круженнимъ. На груди права половина шишка виросла. Силъ никакихъ ни стало. Не знаю, как зиму дасъ Богъ прозимовать.

Дровъ дома нетъ, надо каждый день дрова таскать, и на такой работе псалъмы на ходу читать. Полностью задыхаюсь, и в морозы самое ето что до конца простыть, и ноги ознобишъ, и руки. И кроме дровъ хозяйство.

Песковъ расписавъ - борьба за выживаньня, да всякава вранья. Вотъ теперь борьба та в одиночестве то с хозяйствомъ, круглосуточно голодом до последнива изнеможения.

Зимой больша печь стоитъ только морозилъкой в ызбе, ни топлена, и время нету, чтобы печь топить. Да еще паче всего дровъ нету. Только железну кое какъ.

Летомъ живу на улице. Пока семья то была, все то живы были, на все дела хватаво. Печь всегда топили, стряпали в ней. Молились полунощницу все вместе. После полунощницы кто на каки дела, стряпать, но адинъ всегда оставалса на моленни. Пока моленна ни пройдетъ, на улошну работу ни ходили.

Праздники все вместе молились.

Но печь топить, ето всегда стряпать. А теперь то что, все на одной. Надо моленьня и справлять хозяйство, и вся работа на одной. Полново молення ни выполнятся, и также житейско ни выполнятса.

Ведь в пятомъ году я вамъ писава, просива человека та помощьника и ничево ни дождалась, все письмы и прошение, вотче. Боле тридцати летъ упрашавать, посылат письмы и изо устно всехъ просива. В лонъской прошлой зиме кто были здесь, приезжали сюда.

Все были на томъ, что человека надо, помощьника. Да и летомъ тоже было. И апеть никого ни дождалась. Так и сено, травы никошаны остались, сколь сама покосива, понудивась, здоровь совсемъ подарвалось.

А еще лето дожливо было, и осенью погода была неблагоприятна. Городили речеку, ни простоявъ, сломива, унесло. Картошку едва выкопава.

Пишу вамъ, на весну не оставьте, Христа ради привезти человека помощника, ведь есть добры то люди. Андрея Гришакова поди знаете, сообщитесь с нимъ, чтобы онъ помогъ вамъ в етомъ деле, найти доброго человека.

Андрей добрый человекъ, десить дней живъ, помогавъ. Где то, говоривъ, много християнъ живутъ, милионы мира людей на Земли живутъ, и сироте нетъ помощьника.

И оцова завещание ни исполнятса, самое последня. Давъ человекъ бы доброй нашовша жить, помогать. В писанни такъ говоритъ. Оцова молитва незабвена будетъ предъ Богомъ.

А потомъ, что оце, мать, братьти, сестра умерли. Ждут от меня заупокойной молитвы и до седьмага колена. Все просятъ молення. Я же последня у нихъ оставась.

Самое страшно во второе Христово пришествие все вместе станемъ. Я боле тридцати летъ упрашиваю и несть послушания. Одна я, некому помогать, и молення заупокойно заоставалось. А теперь если еще на ету весну никого не будетъ, даже с посадкай не знаю какъ, и садить. Буду садить или нетъ.

Как еще зиму пережить дасъ Бог. Но такъ, если человека в марте бы, лутче чтобы Пасху здесь. Но ещё начало апреля, до Пасхи. Мартъ, апрель.

О поездке сюда обратитесь к Тулееву Аману Гумировичю, пока онъ еще при власти и чтобы давъ команду вам сюда привезти человека. Но постель, одеяло и подушку не нужно брать, здесь ето все есть, привезено, лежитъ. Только чтобы человек приехав.

Семена, каки можете, брать. Морковь, огурцы, можетъ брюква есть, лукъ. Нитки десятой номеръ портенны. Но тамъ на ваше усмотреня, что можете взять.

Всего вамъ доброго, до свидання. Жду васъ с приездомъ человека.

***

ОТ РЕДАКЦИИ. Поскольку письмо только что поступило, мы не успели связаться с губернатором Кемеровской области Аманом Гумировичем Тулеевым. Сделаем это обязательно, передадим весточку от Агафьи Карповны Лыковой, над которой он шефствует многие годы, хотя территориально заимка на Еринате относится к Хакасии.

Просим читателей передать, как говорится, по цепочке просьбы 68-летней женщины, одиноко живущей в далёкой тайге (старый одноногий геолог Ерофей Сазонтьевич Седов не в счёт, он одиночество едва скрашивает, живёт своим миром, да ему и самому требуется помощь). Нужен надёжный морально и крепкий физически человек, желательно единоверец, который смог бы прожить в тайге с ранней весны до осени. Со всеми предложениями обращайтесь в "Красноярский рабочий".

Редакция примет и подарки для Агафьи Карповны - семена, ткань, необходимые в тайге бытовые и хозяйственные предметы. Желательно без этикеток, штрихкодов и инструкций. Если всё это не удастся к весне передать Лыковой, отдадим другим нуждающимся.

К людям состоятельным обращаемся с иной просьбой. Может быть, у кого-то есть возможность оплатить вертолёт, мы вместе совершим полёт в Саяны, получив разрешение у руководства заповедника "Хакасский".

Адрес редакции: 660075, Красноярск, ул. Маерчака, 16. Телефон (391) 211-77-17. Электронная почта: redaktor@krasrab.krsn.ru.

http://www.krasrab.com/archive/2014/01/16/06/view_article
Страницы:
1
2
предыдущая
следующая