Святые Страстотерпцы Борис и Глеб
- 06.08.18, 07:01
Память: 2/15 мая, 24 июля/ 6 августа; 5/18 сентября — Глеб, в Соборах: Ростово-Ярославских, Рязанских, Тульских святых
Святые благоверные князья Борис и Глеб (в Крещении — Роман и Давид) стали первыми русскими святыми, которых канонизировали как Русская Церковь, так и Константинопольская. Борис и Глеб — -сыновья святого равноапостольного князя Владимира.
Они родились до Крещения Руси, но были воспитаны в христианской вере, изучали Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Именно тогда святой Борис загорелся желанием подражать подвигам угодников и молился об этом. Оба князя были добросердечными и милостивыми.
Икона Борис и Глеб
XIII век, Киевский музей русского искусства
Молодой князь Борис был также славен как искусный и смелый воин, которому симпатизировал народ. Третий сын князя Владимира, названный позже Святополк Окаянный, не верил искренности Бориса и стремился оградить себя от его возможного соперничества. Движимый страхом, он подослал к Борису наемных убийц и те настигли его 24 июля 1015 года.
Акафист святым благоверным князем страстотерпцем Борису и Глебу
Молитва святым благоверным князем страстотерпцем Борису и Глебу
После этого Святополк столь же подло убил святого князя Глеба, послав ему на встречу дружинников.
Акафист святым благоверным князем страстотерпцем Борису и Глебу, во святем крещении Роману и Давиду
Молитва святым благоверным князем страстотерпцем Борису и Глебу, во святем крещении Роману и Давиду
Жизнь и смерть святых братьев-страстотерпцев показала Руси то, что тогда еще трудно было принять язычникам, привыкшим к кровной мести. Они дали понять, что за зло нельзя платить злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).
Свв. муч. Борисъ и Глбъ (О честолюбіи) Прот. Григорій Дьяченко
Брат святого князя Глеба Святополк обманом вызвал его из Мурома, послав ему сказать: «Отец твой при смерти и зовет тебя». В то время Святополк уже умертвил брата Глебова, св. Бориса, и стал замышлять и убийство св. Глеба1. Он имел нечестивое намерение убить всех своих братьев, чтобы взять всю власть в свои руки, но концом сего злодеяния была вечная мука, по слову пророка: «нечестивый уловлен делами рук своих» (Пс.9:17). В то время, как князь Глеб был уже на пути в Киев и находился близ Смоленска, на Смядыне2, настигли его окаянные убийцы, посланные Святополком, по злобе своей подобные свирепым зверям. Святой Глеб ждал от них приветствия, но они замышляли на его жизнь и неожиданно окружили его со всех сторон. Затем повар св. Глеба, родом торчин3, зарезал господина своего ножом, месяца сентября в пятый день4. Его тело было брошено в пустом месте. Но Господь Бог не оставил Своего раба, но прославил его, как некогда и св. первомученика Стефана5: иногда над местом, где лежало тело св. князя, виден был огненный столп, иногда же являлись горящие свечи, или слышалось ангельское пение. Видевшие эти знамения возвестили о них в городе, жители которого взяли тело святого и перенесли в Вышгород6.
______________________________________________
1 Глеб – младший сын св. равноапостольного князя Владимира Великого, от христианского супружества его с греческою царевною Анною. Был князем древнего Мурома, центра северной ростово-суздальской области (ныне довольно незначительный уездный город Владимирской губ.). Борис – родной брат св. Глеба от той же матери, князь Ростовский (Ростов – ныне уездный город Ярославской губернии); братоубийственно умерщвлен подкупленными убийцами, вскоре по смерти Владимира в 1015 году, на реке Альте, где стоял станом, возвращаясь с похода на печенегов. Святополк – сын Владимира от вдовы брата его Ярополка; за свое злодеяние остался в истории с именем «Окаянного» По убиении Бориса и Глеба, он был побежден Ярославом Мудрым, изгнавшим его и Киева, бежал в Польшу и впоследствии погиб «злою смертью» в пустыне между Польшею и Богемиею.
2 Смядынь – маленький приток Днепра, при Смоленске.
3 Торки – один из кочевых народов азиатского происхождения в древней удельно-вечевой Руси обитали преимущественно на юго-западе ее.
4 Кончина св. благоверного князя Глеба последовала в 1015 году. Во св. крещении Глеб именовался Давидом.
5 О прославлении честных мощей святого первомученика Стефана в Четьих Минеях, между прочим, повествуется: «Ночью над мощами святого являлся свет, и сильное благоухание исходило от ковчега (раки мощей) и воздухе слышалось ангельское пение». См. 2 августа.
6 Вышгород – древний и прежде значительный русский город, в 15 верстах от Киева вверх по Днепру; служил сильным укреплением для Киева с севера и был излюбленным городом великих Киевских князей, особенно Владимира Великого. – В Вышгород мощи св. князя Глеба были перенесены и положены вместе с мощами св. князя Бориса в княжение в Киеве Ярослава Мудрого в 1019 году. В 102 году в честь свв. князей установлено празднество. Мощи их утрачены во время нашествия на Киев Батыя, хана монгольского, в 1240 году.
Коментарі
RomahaN
16.08.18, 07:22
Торговая марка Торчин™ в честь убийцы Глеба названа?