Последняя подготовительная к Св. Четыредесятнице Неделя (седмица)
называется сырной, а в просторечии — масляной, масленицей, так как в эту
седмицу употребляется скоромная пища — молоко, сыр, масло и яйца, а в
саму Неделю (воскресенье) сырную заканчивается употребление молочной
(сырной) пищи.
Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной
седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на
каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами
святому Минеи и Октоиха.
Песнопениями сырной седмицы Церковь подготавливает нас к подвигу
Святого поста и заботится, чтобы мы положили «начало умиления и
покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел
отсечение»1. Своим богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам,
что эта седмица есть уже «преддверие покаяния», «предпразднство
воздержания», седмица «предочистительная»2. В сырные среду и пятницу
разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33) 3.
Уставные особенности сырной седмицы
1. В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь приглашает нас к
воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от
невоздержания.
2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.
3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии, по Уставу, не бывает4,
за исключением тех случаев, когда с этими днями совпадает Сретение
Господне или храмовой праздник. В сырные среду и пятницу совершается
служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.
Во вторник и четверг сырной седмицы вечером (не
после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по
обычному уставу вседневной вечерни, то есть без чтения (как это бывает в
Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паримий.
Как обычно после «Сподоби Господи...» — ектения: «Исполним
молитву...». Но по «Ныне отпущаеши...», как и в Великом посту,
полагается пение (постовым распевом) тропарей: «Богородице Дево,
радуйся...», «Слава»: «Крестителю Христов...», «И ныне»: «Молите за ны,
святии апостоли...» с тремя земными поклонами. Далее — «Под Твое
благоутробие...» (без поклона). Вместо сугубой ектении: «Помилуй мя,
Боже...» читается «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне»,
«Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Священник:
«Сый благословен…» и читается молитва «Небесный Царю...», после которой
священник произносит молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами):
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и
празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и
любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки
веков. Аминь». (Далее — Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12
раз). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» и прочее, и бывает отпуст.
Вечерня соединяется с великим повечерием и утреней. Соединение
следующее: сразу после отступа вечерни (во вторник и четверг вечера)
бывает великое повечерие с великими поклонами.
Особенности великого повечерия в сравнении с великопостным следующие
В третьей части после канона — «Достойно есть…», Трисвятое по «Отче
наш», и затем следуют тропари: дневного святого, храма, «Боже отец
наших…», «Иже во всем мире…», «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»:
«Молитвами, Господи, всех святых…»1. Далее — прочее последование по
Часослову. Тропари «Господи сил, с нами буди…» не поются. Отпуст малый.
(Молитва «Владыко Многомилоствие…» не читается). После отпуста – чин
прощения: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному...». Затем
ектения: «Помолимся о Великом Господине...».
В среду и пятницу сырной седмицы на утрени:
1) вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» во глас Октоиха (4 раза) со
стихами: «От нощи утренюет дух мой…» и прочими. Далее читаются тропари
Троичны гласа (см. их в конце Триоди и Ирмология).
2) к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный
канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях,
где имеются трипеснцы Триоди (в среду – в 3-й, 8-й и 9-й, в пятницу – в
5-й, 8-й и 9-й песни), канон Октоиха оставляется, а песни канона Минеи
(только в среду и пятницу) переносятся в предыдущие песни, например: 3-я
песнь — в 1-ю; 8-я — в 6-ю, 9-я — в 7-ю1, ирмосы, тропари и катавасия
берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни канона
Минеи не присоединяются к предыдущим песням, опускается только канон
Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха, с ирмосом на 4,
затем — каноны Минеи, на 6 и Триоди (без ирмосов), на 4. По существующей
практике, припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Для большей ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы.(Таблица № 1).
По окончании канона – хор: «Достойно есть…». Далее следуют ектения и
светилен троичен гласа, как в Великом посту. Окончание утрени такое же,
как и утрени великопостной.
Дневное богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-го, 6-го и 9-го, изобразительных и вечерни.
Часы в сырные среду и пятницу совершаются
великопостные, с молитвой св. Ефрема Сирина и поклонами, но только с тем
отличием, что на них не читаются кафизмы2. Тропари, например, к 1-му
часу «Заутра услыши глас мой...» и подобные ему на других часах не
поются, а читаются3. На 6-м часе по прочтении тропаря и Богородична
часа: «Яко не имамы дерзновения...» чтец произносит тропарь пророчества
(глас 3-й) «Царю Святый...», после чего священник или диакон возглашает:
«Вонмем», чтец: «Прокимен, глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя...» и
т.д. Далее — священник: «Премудрость», чтец: «Пророчество Иоилева
чтение...». По окончании паримии — священник: «Вонмем» и чтец — второй
прокимен. После него читается: «Скоро да предварят ны...» и т.д. После
9-го часа сразу бывает чин изобразительных: читаются изобразительные
псалмы 102-й и 145-й. (Великим постом они опускаются) и «поскору»
читаются (а не поются) «Блаженны». В конце — молитва св. Ефрема Сирина с
поклонами, после которых сразу — вечерня, относящаяся уже к следующему
дню.
Вечерня (в среду и пятницу сырные) – совершается сразу после часов обычная, вседневная, но со следующими особенностями.
После «Свете тихий…» – диакон: «Вонмем». Священник: «Мир всем». Чтец:
«И духови твоему». Диакон: «Премудрость, вонмем». Чтец – прокимен1. Хор
его повторяет, и читается одна паримия. Затем — второй прокимен.
После «Ныне отпущаеши» поется тропарь святого Минеи. «Слава, и ныне» —
Богородичен по гласу тропаря. Вместо «Господи, помилуй» (40 раз)
священник произносит сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...». После
возгласа — молитва св. Ефрема Сирина (с тремя поклонами), и чтец читает
молитву: «Всесвятая Троице…». Хор: «Буди имя Господне...». Чтец — псалом
33-й: «Благословлю Господа...». Священник на амвоне произносит:
«Премудрость». Хор: «Достойно есть...». Священник: «Пресвятая
Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Священник: «Слава
Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне… Господи, помилуй (3).
Благослови». И бывает отпуст2.
В сырную субботу совершается
воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет
нас на духовные подвиги примером святых подвижников. Служба — с великим
славословием.
В сыропустную неделю (воскресенье) Церковь,
приблизив нас к вратам Св. Четыредесятницы, приводит нам на память «от
пищи испадение Адамово»3, изгнание прародителей из рая за непослушание и
невоздержание.
Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю следующие.
1. В среду и пятницу литургии не бывает; богослужение совершается (с
некоторыми особенностями) такое же, как в Великом посту (великое
повечерие, часы, изобразительны и вечерня).
Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших.
2. В воскресенье сырнопустное, как и в предыдущие два, поется на
утрени (в последний раз) 136-й псалом «На реках Вавилонских», а
покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери...» — продолжаем петь до
5-й недели Великого поста.
В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему
посвящены в основном все песнопения вечернего и утреннего богослужения.
3. На литургии в воскресенье читается Апостол (Рим., зач. 112-е),
указывающий, что пост есть наиболее удобное время и истинный день для
совершения благих дел, и Евангелие (Мф., зач. 17-е), повествующее о том,
что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста
и как должно поститься.
Метки: велик, Великий Пост, Иоанн (Маслов)
Pages: 1 2 3 4 5