Православный календарь 26 июля (13 июля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Собор святого Архангела Гавриила

Преподобного Стефана Савваита (794). Святого Серапиона (II-III). Святого Иулиана епископа Кеноманийского (I). Святого мученика Маркиана (258). Перенесение мощей (1620) прп. Антония, игумена Леохновского (1611). Прп. Сарры, игумении Скитской, Ливийской. Прп. Иуста, монаха Корнуэлльского (ок. V) (Кельт. и Брит. ). Прп. Милдреды, игумении Минстерской (ок. 700) (Кельт. и Брит. ). Собор прпп. отец в Хилендарской обители просиявших (Греч. ). Мц. Иуфвары Корнвальской.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы: Кондак Архангела Гавриила глас 2 На Небесех зря Божию славу и на земли с высоты подая благодать,/ начальниче Ангелов, мудре Гаврииле, Божия славы служителю/ и мира Божественный поборниче,/ спасай, соблюдай вопиющия ти:// сам буди помощник, и никтоже на ны.

Тропарь преподобного Стефана Савваита глас 5

Воздержанием житие украси и страсти умертвив,/ посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане,/ и преложися к Богу, чудотворец показася,/ в вечней славе со Ангелы ликуя,/ с ними же моли помиловати души наша.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 25 июля (12 июля ст. ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Страдание святых мучеников Прокла и Илария (II).

Преподобного Михаила Малеина (962) Страдание святой мученицы Голиндухи во св. Крещении Марии (591). Преподобные Иоанн и  Гавриил Святогорцы Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн, в Киеве (983). Преподобный Арсений Новгородский, Христа ради юродивый (1570) Преподобномученик Симон Воломский (1641) Икона Божией Матери, именуемая Троеручица (VII) икона Божией Матери  «Самонаписавшаяся»

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручица глас 4 Днесь светло красуется царствующий град Москва,/ имеющи в себе, о Всемилостивейшая, всея твари Честнейшая,/ Заступнице наша Дево Богородице,/ честный образ Твой,/ имже подсолнечныя концы земли удивляеши/ и мир мирови даруеши,/ во образ бо Святыя Троицы являеши трие руце:/ двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши,/ третиею от напастей и бед/ верно к Тебе прибегающих избавляеши,/ и от потопления изымаеши,/ и всем полезная даруеши,/ и преподобному Михаилу Малеонскую гору показа,/ и всех всегда милуеши,/ честною ризою Своею покрываеши жительство сие/ и вся грады и страны наша, да зовем Ти:/ радуйся, Обрадованная.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица' глас 4

Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Троеручица глас 4

Яко звезда светозаряющая,/ из Сербии на Афон чудесно прииде/ всечестная икона Твоя Троеручица,/ юже обитель Хиландарская благоговейно восприемши,/ яко Божественный дар свыше,/ прославляет Тя, Владычицу,/ и умильно вопиет:/ не остави милость Твою от нас,/ но пребуди с нами во веки.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица' глас 8

Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее 'Троеручица' глас 8 Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Тропарь преподобнаго Михаила Малеина глас 8

Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне.

Кондак преподобного Михаила Малеина глас 2

Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак мучеников Прокла и Илария, глас 4

Яко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Темже празднуем память вашу:/ Христа Бога молите,// да спасет души наша.

Ин тропарь преподобного Арсения Новгородского глас 4

Отечество свое и род оставил еси,/ Христу прилепися,/ и Великаго Новаграда достигл еси,/ и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/ многим постом и воздержанием,/ и пророчествия дар прияти сподобися,/ и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/ и, тело в нем предложив,/ обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./ Егоже моли, святе Арсение преподобне,/ Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ ущедрити нас, почитающих твое торжество,/ и спасти души наша.

Тропарь преподобного Симона Воломского глас 4

От юности твоея вперив ум твой к Богу, блаженне Симоне,/ мира же отвергся, вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси./ Сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с ними же и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Симона Воломского глас 8

Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному,/ от юности, преподобномучениче, Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во что же вменив,/ и в непроходимую пустыню вселился еси,/ и в ней добре противу невидимаго врага подвизався,/ и, яко светозарное солнце, во вся концы возсиял еси,/ и от человеков ненавистных нуждную смерть, и мечное посечение,/ и ножи разбодение, и огненное опаление приял еси,/ и, радуяся, пришел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Безплотными лики Владычнему Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Симоне преподобне, пустынный жителю.

Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна глас 2

Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 24 июля (11 июля ст. ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых: Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной всехвальной, имже Православие утвердися (451). Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены (969). Память святого мученика Киндея (III-IV). Обретение и перенесение мощей преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского (1677). Прп. Никодима Ватопедского, Афонского (Греч. ). Новопрпмч. Никодима Афонского (Греч. ). Иконы Божией Матери Ржевская или Оковецкая (1539) Икона Богородицы  Ржевская (оковецкая на сайте Иконы Божией Матери Борколабовской Рудненской иконы Божией Матери.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь великомученицы Евфимии глас 4 Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Ин тропарь великомученицы Евфимии всехвальной глас 4

Жениха твоего Христа возлюбивши/ и свещу твою светлу уготовльши,/ добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие,/ тем возшла еси с Ним на брак,/ венец страдания от Него приемши./ Но от бед избави нас,/ чтущих верою память твою.

Кондак великомученицы Евфимии глас 6

Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере/ положила еси тепле за Христа, Жениха твоего./ Но и ныне якоже ереси и врагов шатание/ под ноги воинству нашему покорити моли Богородицею,/ яже от шестисот тридесяти богоносных отец/ предел приемшая// и хранящая, всехвальная.

Ин кондак великомученицы Евфимии всехвальной глас 4

Во страдании своем добре подвизася/ и по смерти нас освящавши чудес течением, всехвальная./ Тем твое успение поем,/ верою прибегающе в Божественную твою церковь,/ да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем.

Тропарь равноапостольной Ольги глас 1

Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.

Ин тропарь равноапостольной Ольги глас 8

В тебе, Богомудрая Елено, известен спасения образ бысть в Русстей стране,/ яко, приимши баню святаго Крещения, последовала еси Христу,/ творящи же и учащи, еже оставити идольскую прелесть,/ восприяти же попечение о души, вещи безсмертней,/ темже и со Ангелы радуется, равноапостольная, дух твой.

Ин тропарь равноапостольной Ольги глас 4

Оставивши лесть идольскую,/ последовала еси Христу, Безсмертному Жениху, Ольго Богомудрая,/ в Егоже чертозе радующися,/ непрестанно молися/ о чтущих верою и любовию святую память твою.

Ин тропарь равноапостольной Ольги, еллинский глас 3

Святая равноапостольная избраннице Христова, княгине Ольго,/ народ твой словесным и чистым Христовым млеком напоившая,/ молися Милостиву Богу,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак равноапостольной Ольги глас 4

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Ольгу богомудрую,/ да молитвами ея/ подаст душам нашим// грехов оставление. Ин кондак равноапостольной Ольги глас 4 Явися днесь благодать всех Бога,/ прославльши в Руси Ольгу Богомудрую,/ молитвами ей, Господи,/ людем подаждь/ грехом оставление.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 23 июля (10 июля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов

Святого мученика Аполлония (III). Святых мучеников Вианора и Силуана Святых сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Священномучеников Петра и Стефана пресвитеров, Георгия и Нестора диаконов (1918). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Преподобных Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских. Коневской иконы Божией Матери.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь преподобного Антония глас 4 От мирскаго мятежа изшед,/ отвержением же мира евангельски Христу последовал еси/ и, равноангельное житие пожив,/ в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси,/ отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед/ и тамо трудолюбно жизнь совершив,/ Отечество твое просветил еси/ и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав,/ Христу сия привел еси,/ Егоже моли, Антоние преподобне,// да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония глас 8

Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/ Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси/ и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/ яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Антоние, отче наш.

Ин кондак прп. Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов глас 8

В мире яко Ангел, отче, пожил еси,/ в земли пещеру себе соделав,/ в нейже добре подвизався противу невидимаго врага козней,/ и оттуду, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./ Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Антоние, отче наш.

Тропарь Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа глас 4

Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем благодаряще вопием Ему:/ спаси Отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди,/ честною Твоею ризою защити/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.

Кондак Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа глас 4

Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси,/ Твое Божественное сокровище — честную ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего/ одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще, светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе,/ зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.

Тропарь 45-ти мученикам в Никополе Армянском глас 1

Единоумне душею связани бывше,/ четыредесять с пятьми страдальцы святии,/ на врага ополчистеся,/ победителие же явльшеся,/ прилете венцы от Христа Бога/ и вечное мучений ваших воздаяние,/ тыя и нам улучити молите,/ благочестно песньми вас величающим.

Кондак 45-ти мученикам в Никополе Армянском глас 8

Христа ради, мученицы, многия муки подъясте,/ и многобожие низложисте все идольское,/ и разрушисте безбожие всякия прелести,/ Христовою силою сия поправите,/ нас всех верно научаете вопити яве: аллилуйя.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Коневской глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно/ всех, выну приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/ слава возвратившему от Новаграда,/ слава Действующему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Коневской глас 8

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/ Своего образа пришествием от Новаграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашел радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Pages: 1 2 3

Гордость любят все, но гордецов не любит никто

Продолжает публиковать цикл бесед с современными афонскими старцами. Сегодня Вашему вниманию  разговора с с одним из самых авторитетных современных афонских богословов старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).

Почему мы с такой легкостью впадаем в гордость и самолюбование, говорим всё время «я, я, я...»? Ведь когда-то нас не было и мы не знали, когда родимся на свет. Не ведаем и дня нашей кончины.

Кто дал нам жизнь, бытие? Разве мы сами? Или может наши родители? Супруги, что, когда пожелают рожают детей?

Сегодня на богослужении мы читали «Лествицу» святого Иоанна Синаита. Одна из главных мыслей этой книги касается добродетели – «Чем больше она скрыта от людей, тем более явна перед Богом».

Каждый человек пытается как-то строить свою жизнь, к чему-то стремится. То в чём видит он цель своего существования, в конечном счете, и повлияет на него, предопределит его жизненный путь. Станет ясно, кто живет для мира, а кто для Бога. Тот, кто существует для мира, живет и с духом мира сего – гордыней и самолюбием.

Тот, кто посвящает свою жизнь Богу, руководствуется словами апостола Павла «жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге, когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Колосс.: 3, 3-4).. Лишь бы человек не отступал и стремился что-то сделать ради Славы Божией.

Если человек не покается, не решит изменить свою жизнь – он неизбежно обращен к мирскому. Всё что он предпринимает, делает для того, чтобы вступить с миром в своего рода договор – торговую сделку. Принимает и отдаёт, продаёт и покупает... Но все эти расчёты и деловые связи находятся вне Божественного, небесного измерения. Человек мирского духа может спуститься под землю, но на небо воспарить не в состоянии. Необходимо иметь связь с Богом, чтобы Господь поднял его ввысь.

Чтобы соединиться с Богом нам необходимо иметь что-то, чтобы он мог привлечь нас к себе. Магнит может притянуть железо, но не дерево или кирпич. Необходимо прийти в адекватную сущностную связь с Господом,чтобы стать общником Его Благодати.

Но вернёмся к гордыне, которая есть в каждом из нас. В своём помрачении мы думаем, что что-то из себя представляем, сами принимаем решения и ни от кого не зависим. Всё время говорим только о своих правах, ропщем, возвущаемся.

Бог ни одного человека не оставил обделённым, всем дал какие-то таланты и способности. Некоторые из них видны, некоторые сокрыты.

Некоторые применимы здесь, в мирской жизни, некоторые даны для вечности.

Как же мы не правы когда судим человека по его внешнему поведению! Мы ведь не знаем глубин его сердца! Много мудрости содержится в народных пословицах и поговорках: “Не суди, не рань другого своим мирским познанием, не знаешь, что он от Господа получит: признание или наказанье”. Скольких мы осуждаем и обсуждаем, на основание того что нам кажется или видится. Но знаем ли мы то, что от нас сокрыто? И поэтому, чтобы уберечь нас от падения в эту пропасть, Господь сказал нам: “Не судите, да не судимыбудете”. Осуждая, человек показывает своё недоброе расположение.

Вспомним заповедь “не делай другому того, что не желаешь чтобы делали тебе”. Она была дана в Ветхом Завете, тогда когда человек был слаб, чтобы он по крайней мере избегал зла.

В Новом Завете, Христос дал людям силу. В Моисеевом законе содержалась запретительная часть нравственного закона, помогавшая человеку воздерживаться от неправды. Благодать же и истина принесены были в мир Спасителем. Это уже не запретительное, а позитивное учение. И с помощью благодати Божией мы можем исполнить то, что должны исполнить, и следовать тому, чему должны следовать (то есть заповедям Божиим).

Какова главная заповедь? Это заповедь любви. “Как ты хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним”. Для спасения нам достаточно было бы следовать этим словам, в которых заключено всё Евангелие. Но и здесь нам мешает эгоизм. Мы не делаем сами первого шага, а ждём пока другие начнут к нам хорошо относиться. Пусть они с нами первые здороваются, помогают нам, хвалят нас.

Бедняки! Нищие! Попрошайки! Просящие повсюду и у всех подаяния… “Почему он мне так не сказал? Почему не похвалил? Почему так посмотрел? Почему? Почему? Почему…” Заполняем свою жизнь этими пустыми вопросами. А в конце чувствуем лишь привкус стыда…

Хотелось бы сказать об очень важной вещи, которой мы несправедливо не придаём значения, тем самым совершая по отношению к себе большую несправедливость. В своём ослеплении мы ставим себя в центр мироздания. Да мы и Бога хотим поставить при себе слугой, чтобы он выполнял наши прихоти! Не только люди, природа, но и Сам Бог! Такие у нас запросы!

Господь как Любовь, подобно Солнцу никого не оставляет своим посещением. Лишь бы мы выходили на улицу, подставляя себя солнечным лучам. Если мы избегаем солнца, то лишаемся его света добровольно, его вины в этом нет. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся” (Псалт.: 33, 5).

Когда кто-то выходит на свет, силы тьмы и дела неправды бессильны против него. Но мы боимся выйти на свет, потому что внутри у нас беспорядок, появившийся и развившийся из-за нашей гордыни, из-за того неуемного желания, чтобы всё было по-нашему. Мы поступаем по-своему и в результате оказываемся должниками, банкротами перед Богом. У нас не хватает даже решимости попросить у Господа прощения, чтобы Он очистил нас от дел неправды.

Святой Иоанн Лествичник говорит о том сколь мы безрассудны, когда впадаем в самомнение и гордыню: “Если можешь что-то доброе сделать без своего тела – это будет по твоей заслуге, так как тело дано тебе Богом. Если можешь творить добро без участия своей души, то можешь приписать его себе. Так как и душа дана нам от Господа”. Итак можем ли мы добиться

чего-то без тела и души? Нет? А что же тогда, постоянно превозносимся и говорим “я, я, я”. Когда то нас не было и лишь по воле Божией мы появились на свет.

Сколь поврежденным является наше состояние! Мы должны прийти в себя, так как сейчас мы вне себя. Пьяные без вина…

Геронда, но ведь часто приходится слышать, что есть и добрый эгоизм. Разве мы добились бы чего-нибудь без него? Человек должен ставить цели, задачи и идти к их реализации. Разве не так?

— Неправда никогда не может приблизиться к нам, если не попытается вырядиться в одежды истины. Вот и сейчас она этим самым и занимается.

Художники, когда пишут картину, видят перед собой какой-то образ, с которого она создаётся. Это может быть какая-то картинка, пейзаж, человек, натюрморт. Даже если реального прототипа нет, они черпают образ из своей фантазии.

А теперь зададимся с вами вопросом, какова наша цель, какая задача стоит перед православными христианами. Чтобы преобразовать себя, мы, как и живописцы, должны ориентироваться на какой-то образ, прототип, идеал.

Со словом образование мы в разных значениях встречаемся на протяжении всей нашей жизни. Но что значит оно для нас, православных людей? Сотни  часов можно было бы обсуждать эту тему. Если бы здесь были ученые, профессора, академики – чего бы только они не сказали. Но на деле всё просто. Есть только одна цель – отобразить Христа в своём сердце. В этом заключается задача любого образования – запечатлеть образ Христа внутри себя. Для этого Спаситель и пришёл на землю, чтобы преобразовать нас из обезображенного состояния грехов и слабостей. Если этого не произойдёт, если мы не покаемся и не позволим Господу провести нас из обезображенного в преображенное состояние, мы не сможем устоять ни в этой, ни в будущей жизни.

Здесь на земле Господь нас ещё терпит: чтобы испыт  ать нас, дал нам возможность пожить некоторое время, кому 70, кому 80 лет, кому меньше кому больше. Наша задача – воспользоваться данным нам временем и возможностями и запечатлеть Христа – Нового Адама внутри нас. Ведь будучи потомками ветхого Адама мы рождаемся вне райской ограды. Мы принимаем Святое Крещение, освобождаемся от первородного греха, но впоследствии из-за нашей невнимательности снова падаем. С грехом необходимо бороться, пытаясь стяжать Дух Святой. Образцом же для нас должен стать Христос, наш Господь и Спаситель. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф.: 11, 29) .

  Мы были созданы по образу Бога, но исказили его своими грехопадениями. И эту первоначальную красоту должны снова восстановить через покаяние. Открыть свою душу духовнику (а он называется так потому что совершает свое дело в Духе Святом, а не как простой человек). Что происходит, когда человек приносит покаяние? Он отрекается от своего «я». Он  приносит покаяние в последствиях своего эгоизма. «С духом сокрушенным, сердцем сокрушенным и смиренным»( Псал.: 50, 19.), чтобы Бог простил его.

Итак, с духом самости мы все разбиваем вдребезги, с духом Христовым находим себя, возвращаемся к своему подлинному неискаженному облику. Подражая Спасителю «кроткому и смиренному сердцем», находим успокоение и радость.

Гордость мы все любим, но гордецов не любит никто. Что скажете? Как можно это сочетать? Это ведь сочетаемое несочетаемого. Мы принимаем первую часть этого правила, а вторую вовсе не замечаем. Любим эгоизм, но когда становимся самолюбивыми нас никто не любит. Неужели будем жить дальше с такой глупостью? Любя гордость, отпадая тем самым от любви всех и от Самого Бога?

Что говорит Господь в Евангелии? Что «Он гордым противится, а смиренным даёт благодать». В гордеце есть дух первого эгоиста – денницы, павшего вместе со своим ангельским чином. Неужто мы думаем, что на его место Бог поставит новых гордецов? Нет.

Что такое гордость? Это представление человека, что он лучше чем другие, что-то из себя представляет. Но это иллюзия, чудовищная ошибка! И к этому стремятся все! Все гордецы хотят быть один выше другого. Тут-то и начинаются склоки. Ссорятся кто самый главный. Сколько напрасного труда и усилий!

Что в конце концов происходит? Они теряют твёрдую почву под ногами. Парят в воздухе, в пространстве. И каждую секунду боятся рухнуть вниз. Положение гордеца чрезвычайно зыбкое, он чувствует волнение и страх.

А человек, который кается, опускается на землю, возвращает себе радость, уверенность. Если же не успеть спуститься вниз, Господь может попустить резкое падение и безвозвратную гибель. Но из-за своей большой Любви Он время от времени немного сотрясает лестницу на которой мы стоим, чтобы привести нас в чувство. И человек столкнувшись с каким-то страданием, исправляется, вновь приходит в себя, смиряется.

На многих, на неисчислимое число людей, любовь Божия действовала подобным образом. Попускала их падение, чтобы почувствовав боль и сокрушение, они нашли и осознали себя.

Страницы: 1 2

Православный календарь 22 июля ( 9 июля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского (I).

Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Преподобных отцов Патермуфия и Коприя и с ними Александра мирянина Преподобного Патермуфия Преподобного Коприя Святого Феодора, епископа Едесского (IX). Сщмч. Константина пресвитера (1918). Прп. Антония Леохновского (1611). Прп. Евфимия Карельского. Блж. Петра, сщмч. Черевковского. Св. Эверильды девы (700) (Кельт. и Брит.). Мчч. Андрея и Прова (Греч.). Прпп. Дионисия Ритора и Митрофана, Афонских (Греч.). Прп. Феодосия, столпника Едесского. Прп. Иоанна Пещерника, иже в странах Вавилонских. Мч. Михаила сновидца, ученика и сродника св. Феодора. Мч. Иоанна, прежде святого Крещения Моавия, царя Багдадского, и с ним 3 отроков мчч (IX). Новосщмч. Мефодия Амарианского на Крите (1793). Сщмч. Киллиана еп. Восточно-Франкийского и Тюрингского и вместе с ним иеромонаха Кольмана и иеродиакона Тотмана Вурзбургских (689). Колочская икона Божией Матери (1413) икона Божией Матери Кипрской

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь священномученика Панкратия глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Тропарь священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского глас 8

Яко стрела огнезрачная,/ от Верховнаго послан был еси Тавроменийскому престолу/ уязвляти безбожных злочестие,/ верных же сердца просвещати,/ яже боговещанными твоими словесы в вере утвердив/ и течение совершив, пострадал еси до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли за вся, поющия память твою.

Кондак священномученика Панкратия глас 4

Светлая тавромениом, Панкратие,/ звезда показался еси/ и священнострадалец явился еси за Христа,/ Емуже ныне предстоя,// моли за чтущия тя, блаженне.

Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского глас 3

Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.

Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского глас 3

Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.

Тропарь святителя Феодора, епископа Едесского глас 4

Апостолом подражатель/ и божественных учений столп бысть,/ тем ко Христу притече,/ молением, блаженне, Моавия царя светом Крещения просвещена показа, Феодоре,/ и исповедания ради кровь свою излиял есть,/исходатайствен тому явися венец от Христа Царя,/ Егоже моли спасти души наша.

Кондак святителя Феодора, епископа Едесского глас 4

Яко солнце, осиявая светлым житием, Феодоре, яве,/ вавилонскому царю явися чудесы/ и сего угодника Христу, святителю, показа,/ с нимже ныне Троице предстоя,/ нас поминай, светло торжествующих память твою, мудре.

Pages: 1 2 3

Митрополит Киевские и всея Украины Владимир интервью

  • 21.07.12, 04:42
Блаженнейший Митрополит Киевские и всея Украины Владимир дал эксклюзивное интервью телеканалу «Эра»

Добрый день, Ваше Блаженство. Искренне рада Вас видеть вновь и иметь возможность пообщаться с Вами, ведь наша последняя встреча была не так давно, буквально два или три месяца назад. Но сегодня я рада видеть Вас бодрым и полным сил и, знаете, убеждаюсь еще раз и могу повторить свои прежние слова: чудны дела твои, Господи.

Спасибо.

Ведь по молитвам народа Божия и всей Украинской Православной Церкви, Господь действительно не только поднял Вас с больничной койки, но и даровал новые силы и новое вдохновение на несение Вашего предстоятельского служения. Сколько же было всего за это время Вашего вынужденного отсутствия в активной жизни – и плохого, и хорошего. И я верю, что еще немало предстоит впереди более радостных и менее тяжелых и тревожных моментов. А самое, наверное, главное – это еще больше продуктивных действий и различных шагов. Конечно, жизнь не стоит на месте, и каждый день мы являемся свидетелями каких-либо событий. Тех или иных, значимых или не очень, но они все подтверждают одну очень старую истину: время уходит навсегда, и как же хочется, чтобы оно не было напрасно потеряно. Ваше Блаженство, я все эти последние месяцы наблюдала за церковными событиями как журналист и как человек верующий, которому небезразлична жизнь Православной Церкви, о чем хотелось бы с Вами сегодня поговорить, конечно, с Вашего благословения и доброго расположения к беседе. Скажите, пожалуйста, за свою большую и долгую жизнь в Церкви Вы видели много-много интересных и поучительных, добрых и злых, Вы видели человеческие взлеты и падения, различные человеческие судьбы. Вдруг, в какой-то момент, на человека нападает болезнь. Болезнь как явление в человеческой судьбе, причем порой болезнь тяжелая и очень страшная. Что это – наказание, попущение, испытание или безразличие Божие к человеку? Почему люди иногда так сильно и горько страдают? Ваш опыт пережитого недуга, о чем он Вам говорит?

Прежде всего, нужно помнить, что болезнь есть физическая, и болезнь есть духовная. Они между собой связаны, но различие есть. Все в руках Божьих – наша жизнь, наша деятельность. И как говорят святые отцы, без нас Бог не спасает нас. Болезнь нужно рассматривать с многих позиций.

Первое – это наказание Божье за грехи человеку, за его неправедную жизнь попускаются болезни Богом. И благочестивые люди говорят, когда долго не болеют или не страдают: забыл меня Бог. Это одна сторона. С другой стороны, болезнь дается как вознаграждение. Как маковка – пока не высохнет вся, зерна в ней несовершенные. А когда она высохла, тогда зерна и созревшие. Так и человек в этой жизни созревает для Царствия Божия всеми своими силами и всем своим существом. Бог вознаграждает людей болезнями, чтобы они были более человечными, и, глядя на чужие страдания, чтобы участвовали в судьбах окружающих их людей, своих ближних и дальних. Дает урок человеку ценить жизнь, не транжирить попусту время, которого отводится нам не так уж много. И глядя на чужие страдания, сострадать сердцем и душой, быть мягче, любовнее относиться друг к другу. Таким образом Апостол Павел заключает: друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов.

Я помню, когда Вы еще находились в начальной стадии врачебной реабилитации, и Вам нужна была активная медицинская помощь. Я наблюдала, как на Ваши литургии, которые вы служили в коридоре больницы, приходили десятки людей, людей из города и также пациентов больницы. Все хотели быть с Вами. Все хотели сопереживать таинство евхаристии с Вами, Митрополитом Киевским и всей Украины. Я видела, какие тяжелобольные люди и даже инвалиды приходили к Вам на исповедь по вечерам в палату. Вы были очень слабы, и сами нуждались в помощи, но находили в себе силы помогать этим людям. Скажите, откуда Вы брали эти силы, для того чтобы делиться с простыми людьми, верующими нашей Православной Церкви? Я видела также, поверьте мне, как многие люди плакали, глядя на Вас, и это были слезы радости. Потому что они видели в Вас верного пастыря, который не оставил своих детей. Я убеждена, что Вы совершали духовный подвиг, и это видели сотни людей. Ваше самопожертвование и Вашу самоотдачу.

Сила у человека появляется при сильной воле его характера, его внутреннего содержания. И, конечно же, по молитвам Бог посылает нам и силу, и утешение. Так и здесь люди чувствуют, когда пастыри с ними молятся Богу по-настоящему, в каком бы состоянии они ни находились и где бы это ни было – в больнице, в тюрьме или в роскошных соборах и храмах крупных городов и населений. Сила эта приходит как раз именно оттого, я о себе говорю в данном случае, что ты видишь страдания людей, которые во много крат превышают твои скорби и твои болезни. И вот поэтому душа к душе тянется. Недавно был случай – молодые родители принесли мне мальчика, чтобы благословить его. У него дефекты от рождения, нет половины ручки левой, нет одной почки, но удивительное дитя на лицо, какое можно увидеть только на картине где-нибудь. Сначала испугалось дитя, думало, что привезли на укол. Ручки у него все обвязанные, исколотые, в вену, наверное, дают лекарства. А потом успокоилось тихонько, я взял его за ручку, посмотрел ему в глаза, и он посветлел и послал мне воздушный поцелуй. Я спросил: что, его обучили, он так и другим делает? Нет, – говорят, – откуда он взял, мы не знаем. Конечно, сочувствие друг к другу умягчает наши нравы. И особенно глядя на тяжелобольных, сам будучи больным, воскресаешь потихоньку, и приходят те силы, которые можно назвать только благодатными. Очень много значит в жизни человека молитва, беседа с Богом. В молитву мы вкладываем благодарение, прощение и славословие, хваление Бога. И молитва делает чудеса. Поэтому я, пользуясь случаем, еще раз хочу поблагодарить тех людей, которые молились за меня и просили у Бога милости, чтобы Бог проявил надо мной свою милость.

Некоторые и вчера, и сегодня никак не могут смириться с тем, что их время еще не наступило. Кое-кому хотелось бы самому порулить, как говорят в народе, и примерить шапку Мономаха, пусть даже и церковную. Вам жалко этих людей, или вы рассматриваете это как человеческую слабость и тягость к власти и жажду удовлетворения своей гордыни? Почему люди переступают через многое или готовы это сделать ради тленного? Собственно, кто-кто, а церковные иерархи не хуже других знают цену, которую нужно заплатить за борьбу во власти, и понимают или должны понимать, что диавол как отец лжи прибирает их к своим рукам и затягивает их в свои сети. Наверное, для современного человека это порой звучит странно – Рай, Ад, ангелы и бесы. Но ведь мы, верующие люди, знаем, что оно так и есть, и это очень пагубно. Почему же тогда эта суета и толкотня у престола так милы некоторым сердцам?

Нельзя сказать, во-первых, что это систематически происходит, но такие явления есть, я их не исключаю. Видел в жизни и, наверное, еще увижу, если буду жить. Это очень грустно, потому что среди стада Христова должны быть и пастыри, и пасомые, объединенные одной любовью и одним направлением. Кому-то, не исключена возможность, хочется власти церковной, и кто-то прилагает какие-то усилия. Но без Бога не до порога.

И если Господь не поставит, то не поможет ни гордыня, ни средства, ни воинственность характера. Это приходится отмечать с большим сожалением, но и с хорошей надеждой, что это все-таки редкие явления, исключения из числа других.

Даже относительно недавняя история приводит нам примеры того, как физически ослабленные недугом лидеры честно несли свой крест и выполняли свой долг. То, что Вы сегодня вынуждены пользоваться инвалидной коляской, меня лично абсолютно не смущает, потому что я читала и видела хроники ограниченного передвижения президента США

Рузвельта, который из инвалидной коляски руководил огромной страной. И в самые трудные годы ее истории – во время Второй мировой войны. Четыре президентских срока подряд, и народ, нация верили в него. И он оправдал надежды всех тех людей, которые в него верили. Я читала совсем не старые журналы ЖМП и видела фото, как Патриарх Пимен боле пяти лет не мог самостоятельно передвигаться. Но огромная Русская Православная Церковь жила, благовествовала, и даже организация юбилейного торжества к тысячелетию крещения Руси прошла достаточно хорошо, и все было очень хорошо организовано. И уж Вам-то, как бывшему при управлении РПЦ, хорошо это известно. Пять лет в тяжелейшем состоянии здоровья провел настоятель Кипрской церкви. И также практически был прикован к инвалидному креслу бывший Иерусалимский Патриарх Диадор. И не было там абсолютно никаких всплесков борьбы за власть, особенно явных и публичных. Все епископы, клирики и миряне с честью выполняли завет Христов – любить ближнего своего и иметь любовь между собой. Неужели у нас другие верующие и другие иерархи? Неужели не дочитали Евангелие любви? Я не нахожу ответа на этот вопрос, а Вы находите?

Нельзя сказать, что это имеет место в нашей Церкви. Если даже кому-то хочется чего-то большего, чем он имеет, какие-то могут быть закулисные беседы, планы какого-то человека. Но нельзя сказать, слава Богу, что это часто встречается, что это общее явление и заболевание, будем так говорить.

Теперь можно мы поговорим с Вами о вещах более приземленных? Вот собор епископов в прошлом году создал комиссию, задачей которой было изучить некоторые поправки, дополнения и изменения к Уставу об управлении УПЦ. Но уже с самого разбега многие увидели тревожные симптомы в работе комиссии и сочли их угрожающими нынешнему каноническому статусу УПЦ – широкая автономия и самоуправление. Очень многие православные люди, верные чада УПЦ, были встревожены таким крутым поворотом и опасались именно насмешек со стороны других православных групп над тем, что Москва якобы в свое время обманула УПЦ, и теперь пришло время реванша – урезать этот статус и подрубить эти ростки самостоятельного бытия. Неужели есть клирики и миряне, которые хотели бы повернуть колесо истории вспять? И тогда вопрос от тысяч молодых людей: зачем? Кому это выгодно – постоянно подогревать этот котел страстей? Хотя на этом фоне не может не вселять в нас уверенность твердая позиция большинства епископата, которая была высказана в ответ на эти реваншистские потуги: статус УПЦ не менять, смуту пресечь. Это достаточно красивая позиция, это очень правильная позиция. Вас как предстоятеля радует то, что соборный разум Церкви это все-таки реальная преграда на пути мироправителей мира сего и духов злобы поднебесной?

Страницы: 1 2

Православный календарь 21 Июля (8 Июля по ст. ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых: Святого великомученика Прокопия (303). Праведный Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский, Христа ради юродивый (XVII) Святого Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918). Празднество Пресвятой Деве Богородице в честь явления Ее иконы Казанской Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Высочиновская (XVIII) Чтимый Вышенский список с Казанской иконы Божией Матери (1812) Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290) Московский список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери (1612) Казанская икона Божией Матери, именуемая Чимеевская (1624) Чудотворная Казанская (Тобольская) икона Божией Матери (1661) Тамбовская чудотворная икона Божией Матери (1895) Казанской иконы Божией Матери в Шлиссельбурге (1702) Казанская (Пензенская) икона Божией Матери (1717) Петербургский список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери (1721) Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Нижнеломовская (1643) Казанская чудотворная икона в Каплуновке (1689), Песчанской  иконы Божией Матери (1754) Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII). Казанский список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери (1579) Казанская икона Божией Матери, именуемая Ярославская (1588)

Молитвы:

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской глас 4 Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего,Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Тропарь великомученика Прокопия глас 4

Мученик Твой, Господи, Прокопий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имели бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Кондак великомученика Прокопия глас 2

Ревностию ко Христу Божественною распалаемь/ и Креста крепостию ограждаемь,/ врагов шатание и дерзость низложил еси, Прокопие,/ и честную Церковь возвысил еси,/ верою преуспевая и просвещая нас.

Тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца глас 4

Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив/ целомудрием и многим терпением,/ во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего:/ источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Прокопие всеблаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца глас 4

В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества/ приял еси, блаженне,/ молитвами, бдением и лощением/ тело свое изнурив,/ душу же возвысив на Небесная,/ Царя всех Христа Бога славы зрети сподобися/ и неувядаемым венцем увязеся./ Емуже с лики святых предстоя,/ за люди своя моление предлагая,/ тепле пролия слез источник,/ избавил еси град Великий Устюг и люди своя/ от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти./ Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти:/ о Прокопие чудоносне,/ ходатай нам буди ко Господу/ во дни нашедших печалей, рабом твоим,/ и молися, да спасет души наша.

Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца глас 4

От земли Воззвавый тя к вечным обителем/ соблюдает и по смерти неврежденно тело твое, святе,/ ты бо, в целомудрии и чистоте житие пожив, блаженне,/ не осквернил еси плоти нетлением смертным./ Темже тя любовию чтим, Прокопие.

Ин тропарь праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца глас 2

В терпении твоем, святче Божий,/ от Господа мзду восприял еси/ и пожал еси ниву пищи райския,/ безсонным бдением и юродством тело твое изнурил еси/ и мудростию душу твою спасл еси,/ живота земнаго небрегл еси,/ но Небеснаго Царствия зрети возжелел еси,/ и Небеснаго Царя видети сподобился еси,/ и Тому поклонился еси./ Мы же, недостойный раби твой, ко гробу твоему умильно припадающе/ и сокрушенным сердцем взирающе на образ иконы твоей, сице вопием:/ о Прокопие чудный,/ ходатай буди и молитвенник ко Господу о рабех твоих/ и заступник граду нашему/ во дни нашедших печалей/ и молися ко Господу о спасении душ наших.

Кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца глас 4

Христа ради юродством/ воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед,/ царскаго достигл еси престола/ и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений,/ многими бо чудесы твоими и знамением страшным/ удивил еси град твой Великий Устюг:/ людем твоим милость испросив,/ миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси/ и недужным подал еси цельбы./ Тем же молим тя, чудоносче Прокопие:/ моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.

Ин кондак праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца глас 4

Верою память твою, блаженне, совершающих/ и любовию празднующих святое торжество твое/ соблюдай от всякия злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко всех Владыце,/ Егоже моли избавится от бед рабом твоим, Богомудре Прокопие.

Тропарь праведного Прокопия Устьянского глас 1

Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеления/ притекающим к тебе, премудре Прокопие,/ темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/ веселящее вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак праведного Прокопия Устьянского глас 8

Верою и любовию/ твое честное явление празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православный люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Прокопие,/ всея Российский земли удобрение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Благовещение во граде Устюге глас 4

Всепетая и Всеславная Царице Богородице,/ Мати всея твари Содетеля,/ христианская Надеждо и Заступнице,/ печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя:/ милостива буди нам, грешным,/ не остави раб Твоих/ и не отрини моления недостойных./ Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному/ святыя и чудотворныя иконы Твоей/ и вопиюще с плавающими и путь шествующими,/ да пребудет милость Твоя./ О Владычице, ризою честною защити,/ и во всяцех местех злых соблюди,/ и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему,/ да спасет от грех души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тамбовской глас 4

Днесь светло красуется град Тамбов,/ и святитель Христов Питирим радуется./ Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице,/ юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе,/ и дивное людем являет Твое заступление,/ подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим./ Темже умильно вопием Ти:/ спасай нас иконою Твоею,/ Дево Всепетая.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 20 июля (7 июля ст.ст.)

В этот день: Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святой мученицы Кириакии (IV). Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, княгиня Московская (1407). Мученика Евангела (ок. 284-305). Преподобный Акакий, о котором повествуется в Лествице (VI). Преподобного Фомы Малеина (X). Святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290) Священномученика Павла пресвитера (1918). Влахернская икона Божией Матери (1654)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской глас 5

От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость.

Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии глас 2

Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Тропарь мученицы Кириакии глас 3

Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость.

Pages: 1 2 3

Протодиакон Андрей Кураев о Pussy Riot и причинах антиклерикализ

Один из самых медийных православных священнослужителей – профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей КУРАЕВ в интервью журналисту Антону КУРИЛОВИЧУ рассказал о своем взгляде на скандалы вокруг группы Pussy Riot, вообще об антиклерикализме и немного о себе.

– Отец Андрей, вокруг панк-перформанса в храме Христа Спасителя и последовавшего заключения участниц этого действия под стражу не один месяц кипят страсти и ведутся дебаты. Изменилось ли у вас со временем отношение к данной ситуации?

– Моя позиция по этому вопросу осталась неизменной. Я неоднократно говорил, что мне жаль, что в тот момент в храме не оказалось батюшки, совсем не похожего на меня: худенького, седобородого, с добрыми глазами.В общем, похожего на святого Серафима Саровского. Если бы такой батюшка в тот момент подошел к этим хулиганкам, обнял бы их по-отечески и сказал: «Бедненькие, что же вы с собою сделали! Пойдемте чай попьем, поговорим…» – может быть, тогда история России и Церкви стала бы совсем другой. Но, к сожалению, в тот момент такого священника там не оказалось, и это совсем не вина Патриархии или ключаря храма… Это уже Промысл Божий, приглашающий нашу Церковь к обретению опыта жизни в условиях общественной обструкции.

– Огорчила ли вас позиция ученого совета Московской духовной академии по отношению к вашим комментариям перформанса феминисток в храме?

– Совсем нет. У меня уже давно есть общая установка: в Церкви не я терплю, а меня терпят. Я хорошо понимаю, что если подходить по всей строгости православных канонов, то я вообще не мог бы быть ни диаконом, ни профессором. Ход ученого совета, атмосфера на нем и его решение были вполне нормальны. Вот только до удивления разнятся тот текст решения, который был заслушан и принят самим Советом, и тот текст, который был опубликован.

В первоначальном проекте постановления ничего не говорилось о том, что совет считает недопустимыми мои слова, которыми я якобы охарактеризовал поступок феминисток как нормальный и законный. Ведь я таких слов об их выходке не говорил. И соответственно на совете эти несуществующие якобы мои слова никто не обсуждал. В день обсуждаемой акции я говорил о том, что в культуре масленичного карнавала-перевертыша такое могло бы быть нормальным. Но без упоминания о карнавале слова про «законность и нормальность» звучат как относящиеся к норме правовой и этической. Я же всегда считал, что выходка феминисток в храме Христа Спасителя была за пределами норм как гражданского закона, так и морального. Ученый совет не обсуждал культурологического аспекта этой акции, то есть не обсуждал прецеденты и границы допустимости в карнавалах народной околоцерковной традиции. Это значит, что мой тезис не был рассмотрен.

– С чем, по вашему мнению, связана в последнее время волна антицерковных выступлений? Некоторые светские и православные эксперты считают, что дело в самой Церкви.

– Думаю, что для христиан лучше думать, что дело в нас самих. Политологи могут думать иначе. Но для христианина важнее видеть причину не в каких-то внешних врагах, а в себе и в своих.

Собственно говоря, у людей сегодня к Церкви претензия только одна и вполне понятная: Церковь судят за то, что она действует не по-церковному и не очень похожа на Церковь. Сейчас не советские годы, когда нас ненавидели просто за то, что мы Церковь. Сейчас, напротив, всплески неприятия поднимаются именно тогда, когда видят, что наши слова и дела расходятся уж слишком далеко.

Конечно, никто не может быть вполне идентичен тем моралям, о которых он читает. Люди знают это и готовы терпеть определенные расхождения. Но иногда расхождения слов, моральных требований к другим – и собственной жизни бывают слишком очевидны. Тогда рождается протест. Если же жизнь дает тысячи случаев мелких неправд в жизни «проповедников истины», то эти частные недоумения-разочарования-протесты в итоге сливаются в одно мощное цунами. Не так давно оно снесло проповедников «кодекса строителя коммунизма». Сейчас же набирает высоту волна, которая грозит обрушиться на вроде бы спокойные и безмятежные берега церковной жизни.

Чтобы разрушения были минимальны – надо эвакуировать население и ценности с угрожаемого побережья. Для этого надо честно понять, против каких именно наших деяний идет эта волна (слово «деяние» включает в себя не только действия, но и отказ от определенных и ожидаемых слов и действий), то есть какие наши деяния люди считают не соответствующими нашей же вере. Если нас критикуют за нашу верность Христу и Евангелию – надо встретить удар. Если же нас критикуют не Христа ради, а за нечто вполне мирское – можно от удара и уклониться. Например, с помощью объяснений или даже извинений. Или изменений ранее публично продекларированных тезисов.

Наши критики подставляют нам зеркало. Оно, может быть, и кривое, но боюсь, что и наше домашнее зеркало (наша самооценка) не всегда отличается особенной прямизной и честностью. Поэтому иногда бывает очень полезно посмотреть на себя чужими глазами и попробовать понять – можем ли мы если и не стать другими, но попытаться хотя бы говорить иначе.

Если нам говорят, что массовая реакция православных блогеров на выходку феминисток в храме Христа Спасителя была совершенно неадекватной и невероятно злобной, а мы в ответ продолжаем твердить, что они сами виноваты и должны быть наказаны, то у общества возникает вполне закономерный вопрос: почему христиане говорят о сложившейся ситуации с позиции прокуроров, а не христиан. Людей возмутили две вещи. Первое – отсутствие ясной, жесткой и последовательной (то есть не разовой) пастырской (архипастырской) реакции, осаживающей погромные мечтания изрядной части православных блогеров. Второе – решительный пересмотр христианской концепции прощения и возгревание кампании солидарности-в-ненависти, проходящей под лозунгом «Не забудем, не простим!».

– Что вы имеете в виду под пересмотром христианской концепции прощения?

– Тезис о том, что нельзя даровать прощение тому, кто о нем тебя не просит. Это полное забвение правил христианской аскетики. Вопрос о

прощении – это вопрос моей личной внутренней гигиены. Это мои чувства, и только я должен разбираться с ними. Я не могу вопрос об избавлении от копящейся внутри меня гнили (раздражения, гнева, озлобленности) поставить в зависимость от внешних и независящих от меня обстоятельств – попросит меня кто-то извне или нет.

Святой авва Дорофей в VI веке говорил, что когда ты подаешь милостыню, то «благополучатель» получает лишь десятую долю того добра,

которое пришло в мир с этим твоим решением. А девять десятых этого новорожденного добра ты получаешь сам – в виде облагораживания и просветления твоей собственной души. Христос молился о Своих палачах («Отче, прости им, ибо не ведают, что творят»), когда те были весьма далеки от покаяния. И раз Христос это делал вслух, значит, Он тем самым и нам хотел дать пример.

Страницы: 1 2 3