Лествица райская, Скрижали духовные
- 25.03.12, 04:42
I. Рукописи и издания. На древнегреч. языке существует не менее 73 рукописей «Лествицы», максимальное их число относится к XI и XIV вв. Среди рукописей есть богато иллюстрированные, напр. пергаменный кодекс 915.50 афонского мон-ря Ставроникита, где перед каждым Словом изображается монах, каждый последующий стоит на более высокой ступени лестницы. Впервые текст «Лествицы» был напечатан иезуитом М. Радером, который издал сначала Слово «К пастырю», а затем всю «Лествицу» вместе с различными греч. схолиями, к-рые приводятся после каждой ступени. Это несовершенное издание, основывающееся на малом числе рукописей и на новогреч. переводе еп. Максима (Маргуния) Киферского. Написана в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Представляет собой руководство к совершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). Сочинение относится к разряду аскетической литерауры. Димитрий Ростовский так характеризует сочинение Иоанна: «Лествица» святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание священного писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, — в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то «Лествица» святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии. — Димитрий Ростовский. Жития святых (30 марта) «Ступени» Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 слов, представляющей собой «ступени» добродетелей по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Символика использованного числа «30» объясняется в предисловии к Лествице следующим образом: Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению. «Ступени» можно сгруппировать следующим образом: Борьба с мирской суетой: (ступени 1-4)
Отречение мирского жития;
Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире);
Странничество (уклонение от мира);
Послушание
Скорби на пути к истинному блаженству: (ступени 5-7)
Покаяние;
Память о смерти;
Плач о своей греховности.
Борьба с пороками: (ступени 8-17)
Кротость и безгневие;
Удаление памятозлобия;
Несквернословие;
Молчание;
Правдивость;
Отсутствие уныния и лености;
Борьба с чревоугодием;
Целомудрие;
Борьба со сребролюбием;
Нестяжание.
Преодоление преград в аскетической жизни: (ступени 18-26) Искоренение нечувствия;
Малый сон, усердие к братской молитве;
Телесное бдение;
Отсутствие боязливости и укрепление в вере;
Искоренение тщеславия;
Отсутствие гордыни;
Кротость, простота и незлобие;
Смиренномудрие;
Низложение страстей и укрепление добродетелей.
Душевный мир: (ступени 27-29)
Безмолвие души и тела;
Молитва;
Бесстрастие;
Вершина пути — союз трёх главных добродетелей: (ступень 30) Вера, надежда и любовь
Изображение Лествицы Иоанна часто встречается на иконах, в книгах, на нравоучительных лубках и т. д. Изображается лестница от земли к небу, по которой взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых монахов бесы сталкивают с лестницы и сбрасывают в ад (условно обозначенный разломом в скале). Преодолевших подъём принимают Христос и ангелы. Иллюминированные рукописи Лествицы, наглядно представляющие идеалы монашеской аскетики, появляются во второй половине XI века. Некоторые содержат развернутый цикл иллюстраций различных ступений покаяния и аскезы, но изначально в греческих рукописях было лишь выполненное чернилами изображение лестницы с 30-ю ступенями, увенчанной крестом.
Коментарі