Слово на всеславное Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста.
- 26.09.17, 06:04
Мы славимъ крестъ, и вся Церковь наполняется блескомъ славы. Мы славимъ крестъ и съ Распятымъ на крест возносимся, дабы, оставивъ долу землю вмст со грхомъ, стяжать небо и небесное. Крестъ воздвигается, и вражеская сила сатаны пораженная падаетъ и сокрушается.
Крестъ воздвигается, и вс врующіе совершаютъ празднество... Если же одно воспоминаніе креста возбуждаетъ къ животворной радости и облегчаетъ тягостную скорбь, то сколь важно видть самый образъ креста!.. Воистинну, лучшее и драгоцннйшее изъ всхъ сокровищъ и по имени, и по качеству естъ крестъ, на которомъ, чрезъ который и въ которомъ утверждено и воздвигнуто зданіе нашего спасенія. Еслибы не было креста, то и рукописаніе грха не было бы раздрано, намъ не была бы дарована свобода, мы не стали бы наслаждаться древомъ жизни, древній змій не былъ бы умерщвленъ, разбойникъ не соддался бы обитателемъ рая, смерть не была бы попрана, и адъ не былъ бы опустошенъ... Посему крестъ — великое и драгоцнное стяжаніе: великое потому, что чрезъ крестъ явлены превеликія благодянія для всей вселенной, — драгоцнное потому, что крестъ служитъ знаменіемъ Христовыхъ страданій и побды.
Крестъ есть глава страданій Христовыхъ, внецъ совершившихся для насъ чудесъ, почему крестъ и именуется славою Христовою и высотою Христовою. Нын прославися Сынъ Человческій, и Богъ прославися о Немъ, и абіе прославитъ Его... Прослави мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имхъ у Тебе, прежде міръ не бысть... Отче, прослави имя Твое. Пріиде же гласъ съ небесе: и прославихъ, и паки прославлю (Іоан. 13, 31; 17, 5; 12, 28). Въ сихъ словахъ Христосъ Господь говоритъ о слав, сопровождавшей крестъ Его (т. е., о смятеніи тогда стихій и о состраданіи природы Творцу). А что крестъ составляетъ и высоту Христову, внемли тому, что изрекъ Христосъ: аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себ; и въ другомъ случа: якоже Мосей вознесе змію въ пустыни, тако подобаетъ вознестися Сыну Человческому, — для чего? да всякъ вруяй въ Него не погибнетъ, но имать животъ вчный (Іоан. 12, 32; 3, 14-15). Если же крестъ Христовъ составляетъ славу, то и нын крестъ воздвигается для того, чтобы Христосъ прославился. Не Христосъ возвышается, чтобы славился крестъ, но крестъ воздвигается, дабы прославился Христосъ; Христосъ же прославляется, дабы вознести съ Собою насъ. Посему, когда воздвигается крестъ, тогда съ нимъ совозвышается и духъ благочестивыхъ: прославляется Христосъ, и съ нимъ прославляются славящіе Его. Воздвигается крестъ не потому только, что Христосъ былъ вознесенъ на немъ, но и потому, что, бывъ обртенъ, крестъ обличилъ безуміе іудеевъ. А когда и какъ обртенъ крестъ? При императорахъ, увровавшихъ во Христа, — обртенъ силою божественною. Когда Господь жизни и смерти спустя три дня посл крестной смерти воскресъ: тогда іудеи, уязвляемые стрлами зависти и одержимые страхомъ (чтобы какія либо изъ досточтимыхъ и священныхъ орудій страданій Христовыхъ, уцлвши, не содлались орудіями отмщенія іудеямъ и защиты для христіанъ), зарыли въ землю крестъ и вс прочія орудія крестныя, какъ то: гвозди, копіе, надпись. Но когда Богъ вручилъ христіанамъ царскіе скипетры и всю власть надъ римлянами, то Ему угодно было открыть крестъ чрезъ благочестивую царицу, въ царствованіе ея сына надъ христіанами. И вотъ, всемірное сокровище не долго сокрывалось отъ царицы: рука Божія скоро подала ей даръ свой, т. е. тотъ самый крестъ Господень, который нын воздвигается для цлой вселенной, — а вмст съ нимъ вручила и прочія орудія, коими совершилось спасительное для міра страданіе. Посему-то мы и торжествуемъ нын, что въ настоящій день обртена давно сокрытая святыня, — что утаенное сокровище, бывъ извлечено изъ земли, днесь возсіяло какъ злато, — что августйшее знамя царства Христова, прежде закопанное въ землю, нын произникло на свтъ; это, именно, крестъ Христовъ, орудіе спасенія, держава царская, слава апостоловъ, зерцало пророковъ, внецъ мучениковъ. Съ тхъ поръ какъ существуетъ крестъ Христовъ, кресту приносится поклоненіе. Со времени креста Христова мы освободились отъ кровавыхъ жертвъ, содлавшись участниками въ безкровномъ жертвоприношеніи. Со времени креста Христова мы исповдуемъ таинство Богорожденія Іисусова по человчеству. Со времени креста Христова мы познаемъ безначальное Начало, происходящее изъ Начала предвчнаго. Со времени креста Христова мы научены вровать во Отца и Сына и Святаго Духа. Со времени креста Христова смерть презирается, истуканы сокрушены, демоны прогнаны, капища разрушены. Но для чего много говорить? Со времени креста Христова люди сожительствуютъ съ ангелами, небо отверсто для земнородныхъ. и Богъ вселяется между человками.
Крестъ — древо благознаменитое, на которомъ распростерся Господь, есть, подлинно, Христова и наша похвала многоименитая. Христосъ, распятый на крест, содлалъ его древомъ жизни; Христосъ, пригвожденный ко кресту, содлалъ его лствицею къ небесамъ; Христосъ, повшенный на крест, явилъ его ходатаемъ благословенія; Христосъ, распростертый на крест, разршилъ узы скованныхъ грхомъ. Христосъ, добровольно вознесенный на крестъ, совознесъ съ Собою міръ. Уже боле не проклятъ всякъ висяй на древ (Втор. 21, 23); уже боле крестъ не есть предметъ проклятія, такъ какъ клятва пригвождена ко кресту, и крестъ Христовъ содлался для насъ источникомъ всхъ благословеній. Крестъ называется различными именами. Онъ именуется жезломъ правоты, царствія, наслдія, силы. Престолъ Твой, Боже, во вкъ вка: жезлъ правости, жезлъ царствія Твоего. Избавилъ еси жезломъ достоянія Твоего (Псал. 44, 7; 73, 2). Жезлъ силы послетъ ти Господь отъ Сіона. Крестъ именуется палицею, древомъ жизни, подножіемъ: жезлъ Твой и палица Твоя, та мя утшиста (Псал. 22, 4). Древо живота есть всмъ держащимся ея (премудрости) и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда (Прит. 3, 18). Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножію ногу Его, яко свято есть (Псал. 98, 5). Патріархъ Іаковъ предзнаменовалъ сей крестъ, когда крестообразно возложилъ руки на внуковъ своихъ — Ефрема и Манассію (Быт. 48, 14). Тотъ-же патріархъ предизобразилъ крестъ, когда поклонился на верхъ жезла Іосифу (Быт. 47, 31). Жезлъ патріарха же Іакова былъ образомъ креста при переход чрезъ Іорданъ, ибо Іаковъ говоритъ: съ жезломъ симъ преидохъ Іорданъ (Быт. 32, 10). И нсколько прежде Аврааму было явлено знаменіе креста въ образ роговъ держимаго въ чащ овна (Быт. 22, 13), когда патріархъ таинственно совершалъ прообразовательную жертву, предзнаменовавшую Распятаго. Крестъ былъ предобразованъ и Исаакомъ, когда онъ несъ дрова веесожженія и слдовалъ за отцемъ своимъ, какъ жертва, которую Авраамъ спшилъ принести (Быт. 22, 6). Силу креста предозначалъ и жезлъ Мосея, обращенный въ змія, который одержалъ побду надъ жезлами египетскими, пожравъ ихъ, — а для египтянъ обратилъ въ кровь воды рчныя, дабы он не могли быть годными для питья. По мановенію жезла Мосеева явились изъ водъ жабы, налетла саранча, воскипли скнипы, распростерлась осязаемая тьма и постигли египтянъ вс прочія казни (Исх. 7). Тотъ же Мосеевъ жезлъ былъ образомъ креста, когда Мосей раздлилъ жезломъ Чермное море сюду и сюду, и разступившіяся воды составили для него и для народа стну одесную и стну ошуюю (Исх. 14, 21-22). Прообразованіемъ креста былъ столпъ огненный и столпъ облачный, которыми Богъ путеводилъ странствующаго Израиля по выход его изъ Египта (Исх. 13, 21). Видъ креста изобразилъ и самъ Мосей на гор, воздвая гор руки свои, когда Іисусъ Навинъ сражался съ иноплеменнымъ Амаликомъ, и когда Мосей былъ поддерживаемъ Аарономъ и Оромъ, а Израиль укрплялся и преодолвалъ (Исх. 17, 11). Образъ креста предначертанъ былъ и жезломъ, въ пустын произведшимъ изъ камня обильные источники водные. Тайну креста прообразовалъ и Исаія пророкъ, претренный на двое деревянною пилою. Нельзя не упомянуть о милоти Иліиной, предозначавшей силу креста, когда Илія, раздливъ милотію Іорданъ, перешелъ по нему, какъ по суш (4 Цар. 2, 8). Можно-ли прейти молчаніемъ и чудо Елисея, когда онъ опустилъ древо въ воду и тмъ извлекъ со дна рки желзную скиру, поднявъ тяжелый металлъ легкимъ кускомъ дерева (4 Цар. 6, 6)? А что сказать о жезл, произрастившемъ въ теченіе одной ночи втвь, цвты и плоды (Числ. 17, 8)? Не явно-ли, что и онъ прообразовалъ собою крестъ?..
Коментарі