хочу сюди!
 

Марина

46 років, овен, познайомиться з хлопцем у віці 39-46 років

«Ахтунг, Покрышкин!» Исполнилось 100 лет легендарному лётчику

О драматичной судьбе первого трижды Героя Советского Союза размышляет биограф аса писатель Алексей ТИМОФЕЕВ

Александр Покрышкин

Торжественные мероприятия, посвященные юбилею, прошли в Москве, Краснодаре, Ржеве. Но главные события, конечно, состоялись в Новосибирске, на родине знаменитого сибиряка.

Были возложены цветы к бюсту и памятнику, к мемориальной доске на здании церкви Пресвятой Богородицы, где крестили Александра. В соборе Александра Невского была отслужена панихида, на которой присутствовал сын маршала авиации Александр Александрович Покрышкин, его внуки и правнук в форме кадетского музыкального корпуса. В Новосибирском филиале «Почты России» прошла церемония торжественного госпогашения юбилейных марки и открытки. Новая мемориально-художественная экспозиция открылась на станции метро «Маршала Покрышкина». В большом зале правительства Новосибирской области в формате теле- и интернет-конференции был проведен Межрегиональный урок мужества «Русский герой Александр Покрышкин». На торжественном собрании выступил прибывший в Новосибирск президент России В.В. Путин, который сказал: «Для России Покрышкин – не только отважный лётчик и непобедимый воздушный боец. Александр Иванович был истинным, преданным патриотом нашей Родины... Целеустремлённость, талант, благородство и честь сформировали его судьбу. Она была поистине великой. Такие люди, как Александр Иванович Покрышкин, – это золотой фонд нашей страны. И очень важно, чтобы наша память о нём не ограничивалась сегодняшним праздником».

Дважды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин (в центре) с боевыми друзьями. 1943 г. Дважды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин (в центре) с боевыми друзьями. 1943 г.

— Одна из самых громких легенд Великой Отечественной: стоило появиться в небе летчику-истребителю, как тут же в эфире раздавалось предупреждение «Ахтунг, ахтунг, Покрышкин!», и немецкие асы спешили выйти из боя. Алексей Викторович, а не миф ли это советской пропаганды, как считают некоторые?

— При встречах с ветеранами, собирая материал для книги, я расспрашивал и об этом «Ахтунг». Механик по радиооборудованию в покрышкинской дивизии И.Д. Гурвиц рассказывал: «У нас в звене управления стоял хороший американский радиоприемник. Когда наши уходили в бой, мы настраивали его и слушали, что происходит в воздухе. Доносилось до нас и немецкое „Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин!..“ Истеричные выкрики надорванным голосом…» Герой Советского Союза генерал-полковник в отставке С.Д. Горелов подтвердил мне это, кадры с этим разговором вошли в документальный фильм «Неизвестный Покрышкин»: «Наши наводчики с земли часто называли его фамилию. И что поразительно – немцы уходили немедленно! Раз – и вдруг никого! Так они начали пугать самих себя...». По свидетельству известного ученого, лауреата Ленинской и Государственной премий Ю.Н. Мажорова, который в годы войны служил в 1-й отдельной радиобригаде Ставки ВГК, лишь в трех случаях немцы переходили с зашифрованных радиосообщений на передачу открытым текстом: «Ахтунг, партизанен!» (внезапное нападение партизан); «Ахтунг, панцер!» (прорыв советских танков) и – «Ахтунг, Покрышкин!».

Так что нет, не миф это, а реальность.

— В спорах о наших и немецких асах неизменно называются цифры: Эрих Хартман сбил 352 советских самолета, а Иван Кожедуб и Покрышкин – всего лишь 62 и 59 соответственно...

— Никто, в том числе и сам Покрышкин, не отрицали мастерства пилотов люфтваффе. Но цифры эти имеют убойную силу только для слабо знакомых с темой. На самом деле данные о сбитых немцами самолетах не подтверждены. Недавно один наш исследователь говорил мне, что их надо делить примерно на четыре.

Александр Покрышкин   А кстати говоря, почему бы нашему Институту военной истории не провести необходимую научную работу. Вот только один пример, прочитал об этом в мемуарах видного немецкого чиновника Г. Гизевиуса «До горького конца» (Смоленск, 2002). Командование люфтваффе регулярно докладывало о своих блестящих победах над английской авиацией. Глава абвера Канарис приводил свои данные, зная, сколько у англичан самолетов, сколько их производится. Вскоре оказалось, что, если верить Герингу, у противника не осталось самолетов. А бои продолжались. Так «жестокая игра в цифры была прекращена – однако не Герингом, а Канарисом. Блиц-победные донесения окончательно перестали сверкать, подобно молниям».

Так что, докладам немецких асов не верили и в своих штабах. Заявленные цифры, судя по всему, были частью пропагандистской войны.

А насколько различны действия в небе Покрышкина и Хартмана! Немец избегает маневренного боя, его стиль – внезапная атака: «80 процентов моих жертв даже не подозревали о моем присутствии, пока я не открывал огонь». Сбить и немедленно скрыться – метод Хартмана. Причем сбить слабейшего: «Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте его. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязываться в 20-минутную карусель, ничего не добившись». И сбивает Хартман в основном истребители, из первых 150 его побед, зафиксированных в летной книжке, лишь 11 – над штурмовиками Ил-2 или бомбардировщиками. Не считает зазорным ас и просто выброситься с парашютом из исправного самолета, когда его в 1945-м «зажимают в клещи» американские «мустанги».

Можно представить себе в такой ситуации Покрышкина? Никогда!

Тактика Хартмана была хороша для увеличения личного счета, но к общей победе, одной на всех и в небе, и на земле, ведет другой путь. В каждом бою первоочередная цель Покрышкина – не слабейший, а ведущий группы противника. Главное для нашего Героя – выполнить боевую задачу в первую очередь в интересах сухопутных войск, пехоты и танков. Среди сбитых им самолетов преобладают пикировщики Ю-87 и бомбардировщики Ю-88. У Покрышкина наибольшее в ВВС Красной армии число сбитых Ю-88, каждый из которых нес на наши войска две тонны бомб.

— Тем не менее, сейчас появляются книги о советских асах, где утверждается, что счет Покрышкина в 59 побед не подтверждается архивными данными. А сбил он якобы 46 самолетов лично и 6 — в группе.

— Как же много у нас любителей умалять свои же достижения, плакаться, что не умели, мол, мы воевать, завалили немцев трупами, а потом придумали несуществующие победы… Ни в одной другой стране такого, по-моему, нет. Вот не так давно вышла очередная подобная книга под названием «Соколы», умытые кровью. Почему советские ВВС воевали хуже люфтваффе». Прямо на обложке, как эпиграф, напечатано: «Все было не так» А.И. Покрышкин. Слова эти, между прочим, взяты из моей книги. Когда работал, с разрешения семьи Александра Ивановича, с его личной библиотекой, я их нашел на полях научного труда о советских ВВС. Но Покрышкин сделал эту пометку на полях страницы, где речь шла о начальном этапе Кубанского воздушного сражения весны 1943 года, когда действительно все складывалось непросто для нашей авиации, а историки приукрашивали истинное положение дел. Но потом-то произошел перелом, в котором Покрышкин и сыграл важнейшую роль… Вот так у нас передергивают историю.

Да и сами немцы отдают должное своему противнику. В книге об Э. Хартмане, в главе «Сталинские соколы» главное место отводится А.И. Покрышкину: «Пропагандистская война не должна заставить нас пытаться скрыть достижения Покрышкина как аса, командира и военачальника. Его слава более чем заслужена, и совершенно справедлив рассказ о нем в этой книге, так как он часто сражался против 52-й эскадры, где служил Эрих Хартман».

Страницы: 1 2 3

1

Коментарі