Святитель Эгвин, епископ Вустерский
- 12.01.13, 03:40
Память 30 декабря / 12 января – преставление и
10/23 сентября – перенесение мощей
Будущий святитель родился в VII веке и, возможно, происходил из королевской семьи Мерсии. Его родители были праведными христианами и сына своего воспитывали в вере.
Еще в детстве Эгвин посвятил себя служению Богу. В возрасте 7 лет он уже умел читать Псалтырь. В ранней юности будущий епископ отказался от богатств и всех радостей этого мира, избрал добровольную нищету и проводил жизнь свою на богослужениях в храме и в постоянной молитве. Со временем Эгвина рукоположили в пресвитера. По словам жизнеописателей святого Эгвина, уже тогда он был «избранным сосудом Духа Святого». Через несколько лет достойного служения в священническом сане, в 692 или 693 году, после смерти епископа Офтфора, Эгвин стал третьим епископом Вустерским – на западе Англии. Святой по смирению отказывался от этого сана, но Эгвина уговорили принять его, ибо и народ, и король, и духовенство, и архиепископ Кентерберийский видели в нем самого лучшего кандидата.
В то время Вустер был главным городом Хвиссы, бывшей не самостоятельным королевством, а провинцией Мерсии. Тогда Хвисса была все еще в основном языческой. Епископская кафедра Вустера была основана около 679 года стараниями благоверного короля Мерсии Этельреда и святителя Феодора Кентерберийского; каноническая территория этой епархии лежала в границах земель Хвиссы и включала сам город Вустер с его окрестностями и графством Вустершир, а также местности нынешних северного Глостершира, район Дадли, южную часть Уорикшира и, возможно, Бристоль. И сегодня это удивительные по красоте районы.
Долину реки Северн с ее яблочными садами и Молвернские холмы в то время населял полуварварский народ. Ученые предполагают, что для епископской кафедры был выбран именно город Вустер, а не намного превосходящий его по величине Глостер или столица Мерсии Уинчкомб потому, что в Вустере к тому времени христианство все же успело более-менее установиться. Вустер – это римский город, возникший в I веке, хотя первое поселение на этом месте появилось еще около 400 года до Р.Х. Римляне звали его Бранониум; саксонское его название Веогарекастер означает, по одной версии, «Город извилистой реки» (поскольку он стоит на реке Северн), а по другой версии – «Город жителей Хвиссы»; со временем латинские авторы стали называть его просто Вигорния. Предшественниками святителя Эгвина на Вустерской кафедре были епископы Босел и Офтфор; оба славились святой жизнью и, скорее всего, были обучены в прославленном монастыре святой Хильды в Уитби. Святитель Офтфор был знаменит как блестящий проповедник, ученый и писатель; он обучался не только в Уитби, но также и в школе святителя Феодора в Кентербери и в Риме. Епископское служение Эгвина по времени совпало с долгим и весьма успешным правлением христианского короля святого Этельреда Мерсийского (675–704), основателя монастырей в своем королевстве.
Архиерейское служение святителя Эгвина было нелегким, поскольку на территории его епархии жили большей частью полухристиане, плохо знавшие христианское учение, очень суеверные и нередко практиковавшие языческие обычаи. Святитель всецело посвятил себя служению людям. С горячим усердием проповедовал он слово Божие. Народ сразу полюбил святителя Эгвина за его рассудительность, справедливость и честность; король Этельред тоже его любил, ценил его добродетели и ученость. Святитель Эгвин был кротким и приветливым по натуре, но мог быть и строгим и непоколебимым, если нужно было отстаивать правду Божию. Так, твердость характера подвижника проявилась тогда, когда он узнал, что среди его паствы участились случаи несоблюдения законов христианского брака. Святитель, радея о спасении душ этих людей от такого греха, с большим усердием принялся наставлять их, объясняя божественные постановления и напоминая, что каждый предстанет перед судом Божиим, а тех, кто будет упорствовать в грехе, ожидают вечные муки. При этом святитель не забывал говорить и о радостях Царствия Небесного, которые ожидают всех праведников и раскаявшихся грешников. Увы, не все следовали наставлениям святителя Эгвина. Эти ослушники не только продолжали грешить и вести себя неблагоговейно на богослужениях, но и по наущению диавола решили святому отомстить. Предание говорит, что эти люди оклеветали святителя, так что он едва не был лишен сана. Святитель со смирением воспринял случившееся, но, радея о вверенной ему пастве, решил, возложив все надежды на Бога, доказать свою невиновность. И он отправился в Рим, заковав свои ноги в кандалы, ключ же от них он бросил в реку Эйвон в местечке Хетхомм. Взяв с собой нескольких помощников, святой Эгвин сел на корабль в Дувре, графство Кент, и поплыл в Италию. В то время такое путешествие было весьма долгим и опасным. И вот, смиренно перенеся все трудности пути, святитель прибыл в Рим. По легенде, в тот момент колокола городских храмов зазвонили сами собой. В Риме святитель, все еще в кандалах, поспешил к гробницам святых апостолов, чтобы помолиться. По дороге он остановился на мосту и попросил своих спутников наловить в Тибре рыбы к обеду. Святитель долго и смиренно молился в храме святого Петра, отслужил там Божественную литургию. Когда же он выходил из храма, один из помощников обрадовал его, сообщив, что им удалось поймать огромную рыбу. И каким же было всеобщее удивление, когда при разделке рыбы в ее желудке нашли тот самый ключ от кандалов святителя, который он бросил в реку Эйвон в Англии! Этим чудом подтверждалась невиновность святителя, и с него сняли все подозрения. Согласно другому преданию, когда святой еще плыл в Рим на корабле, из воды вдруг вынырнула огромная рыба, во рту у которой чудесным образом оказался ключ.
Оправданный святитель вернулся в Вустер. Король Этельред, узнав о происшедшем, еще больше привязался к святому епископу и вскоре доверил ему обучение своих сыновей. Святой Эгвин с горячим усердием принялся за воспитание королевских детей. Он учил их слову Божиему и светским наукам, наставлял в добродетели, внушал им, что предаваться гордыне не следует, но должно всегда иметь страх Божий и просить Господа о даровании мудрости, без которой не может обойтись ни один правитель. Королевские дети полюбили святого Эгвина. Да и весь благочестивый народ сердечно чтил святителя за его любовь и усердие, так что его даже называли «родным отцом». Святитель подтверждал проповеди примером своей жизни и сотворил много чудес. Со временем он стал все чаще удаляться на уединенную молитву. Особенно его привлекало одно дикое лесистое место на берегу реки Эйвон, называемое Хомм, или Хетхомм, позднее ставшее известным как Ившем (именно здесь он бросил ключ от кандалов в реку Эйвон). Скорее всего, это местечко привлекало Эгвина тем, что тут стояла древняя часовенка – в ней он любил молиться. Святой просил короля Этельреда пожаловать ему эту землю, и король охотно согласился это сделать. Сначала на том месте святой Эгвин поселил нескольких пастухов с их овцами. Но святитель чувствовал, что это место особенное, что оно избрано Богом – это вскоре и подтвердилось: тут был основан Ившемский монастырь, ставший впоследствии одним из крупнейших и известнейших монастырей Англии и всей Европы (в позднем средневековье Ившем был третьим по величине аббатством Англии).
Об основании Ившемского монастыря предание рассказывает так. Случилось это около 702 (или 709) года. Однажды некий пастух, по имени Иов, в поисках пропавшей свиньи ночью зашел далеко в лес и увидел на том месте, что ныне занимает Ившем, Пресвятую Богородицу с двумя ангелами. Пресвятая Дева держала в руках раскрытую книгу и крест, а вокруг раздавалось чудесное пение. Пораженный видением, пастух, исполнившись благоговения, в великом трепете покинул это место. Он немедленно поведал о чуде епископу Эгвину. Выслушав его рассказ, епископ подумал, что о рождестве Спасителя первыми узнали от ангелов Господних именно пастухи. Он предался на несколько дней усиленной молитве и посту, а затем решил, взяв с собой трех помощников, пойти на то место. Они шли босиком и всю дорогу распевали псалмы. Когда до того места оставалось недалеко, святитель оставил своих спутников и пошел далее один. Вскоре он опустился на землю и начал усиленно молить Господа и Его Пресвятую Матерь открыть ему Их волю. И святителю Эгвину было видение, в точности повторявшее то, чему прежде стал свидетелем пастух. Божия Матерь велела ему основать на этом месте монастырь и благословила Своим крестом. Это событие считается одним из первых засвидетельствованных чудесных явлений Божией Матери в Англии. Святой Эгвин с радостью поспешил исполнить повеление Пречистой Девы. Ведь он еще раньше, когда на него возвели клевету, дал обет Богу, что если его восстановят на епископской кафедре, то он обязательно построит храм во имя Господа и Пресвятой Богородицы.
Вскоре святитель Эгвин вместе с королем Этельредом основали Ившемский монастырь («Ившем» переводится как «Дом Иова»). По одной версии, это произошло около 703 года, по другой – около 710 года. Большинство ученых придерживаются первой даты, поскольку известно, что вскоре после основания монастыря благочестивый король Этельред отрекся от престола в пользу своего племянника Кенреда и принял иночество в монастыре Бардни в Линкольншире, где и преставился (его память празднуется 4 мая). Король Кенред был тоже благочестив и во всем старался поддерживать святителя Эгвина.
Коментарі