Популярні приколи

відео

хочу сюди!
 

ИРИНА

50 років, водолій, познайомиться з хлопцем у віці 45-54 років

Слово обличительное противъ празднованія Календъ

Два праздника совпали вмст во вчерашній и ныншній день, — (праздники) не согласные и сродные, а напротивъ во всемъ другъ другу враждебные и противоположные.

Свт. Астерій Амасійскій († ок. 404 г.)

 Одинъ — праздникъ вншней безпорядочной толпы, собирающій большія деньги для мамоны и влекущій за собой другаго рода мелочную торговлю — праздную и непристойную. Другой — праздникъ святой и истинной религіи, научающій единенію съ Богомъ и добродтели чистой жизни.

Поелику же многіе, предпочитая суетную роскошь и занятіе, отстали отъ церковнаго собранія; то вотъ мы постараемся словомъ отогнать отъ душъ эту глупую и вредную забаву, какъ нкое сумасшествіе, влекущее за собою смерть среди смха и шутокъ. Благовременно было бы мн взять за образецъ въ пользованіи рчью Соломона. Вдь и онъ, совтуя юношамъ непоколебимо блюсти себя отъ стей невоздержанія, — съ цлію придать своему наставленію боле силы и внушительности, — олицетворяетъ невоздержаніе въ образ зазорной женщины: предавая позору каждый изъ его пороковъ, онъ такимъ путемъ выставляетъ его передъ увлекающимися достойнымъ отвращенія1 . Такъ и я, показавши въ рчи суетность человческаго праздника, попытаюсь отклонить любителей его отъ ложнаго увлеченія.

Итакъ, относительно (каждаго) всенароднаго праздника (наблюдается) такой обычай и законъ, чтобы во-первыхъ была ясная цль торжества, и затмъ — чтобы была общая радость у всхъ, а не такъ, чтобы часть веселилась, другая же пребывала въ печали и горести. Ибо это свойственно не празднику, а скоре — войн, гд по необходимости побдители величаются побдой, а побжденные оплакиваютъ пораженіе. Относительно же этихъ дней (праздника Календъ) не ясно и первое, для чего т. е. совершается празднество: ибо басенъ, взаимно опровергающихъ одна другую, разсказывается много, а врнаго ничего. А затмъ, не много вижу я и радующихся, печальныхъ же много, хотя эти послдніе и прикрываютъ свою печаль благовидною личиной, такъ что все я вижу исполненнымъ шума и смятенія, и толпа безразсудно волнуется.

Воспоминаніе и радость по случаю новаго года. Какая же радость, человкъ? Прежде всего, если поразмыслить о вншнемъ вид этого сходбища, то каковъ онъ? какъ подозрителенъ и чуждъ дружества! Слабымъ и нжнымъ голосомъ выходитъ изъ устъ привтствіе, затмъ слдуетъ лобзаніе, подходъ къ полученію: цлуются уста, а любятся деньги, на видъ — благорасположеніе, на дл же корысть. А гд дружба чистая и искренняя, тамъ и благожеланія безкорыстны и безмездны. Итакъ, много золота разносится и раздается всюду: но настоящаго и приличнаго повода къ полученію и не существуетъ, и не высказывается. Это — не брачное торжество, когда вызываютъ на щедрость тщеславнаго жениха. Милостынею я не могу называть расточительность; ибо ни одинъ бднякъ (ею) не освобождается отъ своей несчастной доли. Сдлкою никто не назоветъ то, что происходитъ (на праздник Календъ); ибо большинство (тутъ) ничмъ другъ съ другомъ не обмнивается. Подаркомъ назвать уже совсмъ не справедливо; потому что тутъ съ даяніемъ связана принудительность. Чмъ же въ такомъ случа мы назовемъ и праздникъ, и затраты, производимыя на немъ? Я не нахожу. Скажите же вы, ревнующіе о немъ; дайте отчетъ, подобно тому какъ мы даемъ — относительно истинныхъ и по-божески совершаемыхъ торжествъ. Рождество мы празднуемъ, такъ какъ въ это время Богъ показалъ намъ Богоявленіе во плоти. Праздникъ свтовъ2  совершаемъ, потому что по отпущеніи грховъ мы какъ бы изъ нкоей мрачной темницы прежней жизни возводимся къ (жизни) свтлой и невинной. Красуемся же опять и радостно торжествуемъ мы въ день Воскресенія, ибо оно являетъ намъ нетлніе и преобразованіе въ лучшее. Такъ празднуемъ мы эти праздники, такъ и вс слдующіе. И всякому вообще человческому длу предшествуетъ извстное основаніе; а у чего нтъ причины и цли, то — пустяки и болтовня.

О нелность! вс бродятъ, разинувъ рты, въ надежд (получить) что-нибудь другъ отъ друга. Давшіе печалятся, получившіе не удерживаютъ (полученнаго), ибо получка переходитъ отъ одного къ другому: принявшій отъ своего подвластнаго передаетъ ее высшему себя. Неустойчиво золото этого дня, какъ игральный мячъ, быстро перебрасываемый отъ меня къ другому. Это новый какой-то способъ приношенія даровъ и общественной благотворительности, связанный съ принудительнымъ взносомъ. Ибо высшій и знатный ожидаетъ (подарка), а низшій выпрашиваетъ: и вс какъ бы по ступенямъ движутся къ лону боле имущихъ. И что бываетъ при сліяніи водъ, то можно наблюдать и нын. Ибо и тамъ маленькій ручеекъ, источая струи, соединяется съ слдующимъ за нимъ и большимъ, который въ свою очередь скрывается въ еще боле обильномъ, нсколько же небольшихъ потоковъ, соединившись вмст, становятся притокомъ сосдней рки, эта — другой большей, та — слдующей — до тхъ поръ, пока наконецъ послдняя не вмститъ свою воду въ глубин и широт морской.

Праздникъ этотъ, ложно такъ называемый, полонъ тяготы; такъ какъ и выходъ на улицу затруднителенъ и пребываніе дома не спокойно. Ибо простолюдины — нищіе и скоморохи со сцены, раздлившись партіями по разрядамъ, безпокоятъ каждый домъ. И подлинно ужъ поздравляютъ и шумятъ, оставаясь у воротъ съ большею настойчивостью, чмъ собиратели податей, пока наконецъ осаждаемый въ дом, выведенный изъ терпнія, не выброситъ серебро, которое онъ иметъ, но которымъ не распоряжается. Поочередно подходя къ дверямъ, они смняютъ другъ друга, и до поздняго вечера нтъ ослабы этому злу: артель слдуетъ за артелью, крикъ — за крикомъ, казнь — за казнью.

Праздникъ этотъ прелестнйшій бываетъ у людей причиною долговъ и процентовъ по нимъ, — поводомъ къ обдннію и началомъ несчастій. А если кто-нибудь, вслдствіе недоврія къ его состоятельности, не найдетъ заимодавца, то терзается, какъ царскихъ податей не уплатившій, — плачетъ, какъ лишенный имущества, — вопитъ, какъ попавшійся разбойникамъ, прячется, бичуетъ себя. Если же хоть что-нибудь есть въ дом для пропитанія жены и несчастныхъ дтей, выбрасываетъ и это, и сидитъ голодный со всею семьей въ веселый праздникъ. Новый законъ дурнаго обычая — праздновать печаль и называть торжествомъ бдность людскую.

Страницы: 1 2

0

Коментарі