хочу сюди!
 

Маша

45 років, терези, познайомиться з хлопцем у віці 44-52 років

Поученіе. Преставленіе свт. Гурія, архіепископа Казанскаго

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Уроки изъ его жизни: а) Богъ въ благопотребное время воздвигаетъ св. дятелей въ вертоград Своей церкви, — б) святость жизни есть одно изъ условій привлеченія благодати Божіей къ христіанину, в) Промыслъ Божій незримо руководитъ всхъ, направляя ихъ на путь спасенія.

Святитель Гурій, архіепископ Казанскій

I. Тамъ, гд жилъ преп. Сергій съ родителями, предъ удаленіемъ въ пустыню, въ Радонежскомъ городк родился св. нын прославляемый Гурій, въ крещеніи Григорій; родители его были дворяне Руготины, бдные и не очень извстные.

Въ дом благочестиваго отца сынъ получилъ благочестивое воспитаніе и обученъ былъ читать и писать. Сыновья незнатныхъ дворянъ обыкновенно служили тогда если не въ служб великаго князя, то при домахъ богатыхъ княжескихъ фамилій. — Такъ служилъ въ дом князя Ивана Пенькова и Григорій Руготинъ. Григорій былъ уменъ и смышленъ, нрава кроткаго и уступчиваго, честности неподкупной; онъ любилъ ходить въ храмъ Божій на молитву, молился и въ дом; любилъ цломудріе и, охраняя его, держалъ постъ; подавалъ нищимъ милостыню, какую только могъ. Умъ, строгая честность и благочестивая жизнь Григорія пріобрли особенную довренность къ нему князя и его супруги: Григорію поручено было все управленіе по княжескому дому. — Товарищи Григорія стали завидовать счастію его. Завистъ, мучившая бдныхъ, довела ихъ до того, что они оклеветали невиннаго предъ княземъ въ тяжкомъ преступленіи, касавшемся чести его супруги. Гордый и вспыльчивый князь, не разобравъ дла, хотлъ убить Григорія. Сынъ князя былъ остороженъ: онъ представилъ отцу, что такая расправа только опозоритъ домъ ихъ, и упросилъ не спшить исполненіемъ приговора, столько опаснаго для нихъ самихъ. Удержавъ порывы гнва, князь придумалъ другую мру мести. Была выкопана яма, и въ ней опущенъ срубъ; сюда-то веллъ онъ запереть Григорія. Только малое отверстіе сверху темницы пропускало въ нее свтъ и въ то же окошко бросали Григорію на пять дней по снопу овса и опускали немного воды. Тяжко было положеніе невиннаго страдальца: природа отвращается отъ страданія и неправды — и Григорій на первый разъ не могъ не чувствовать горькой скорби. Но благочестивая душа его скоро помирилась съ темницею. «Мученики, думалъ Григорій, терпли и не то, при всей своей святости; темница избавила меня отъ соблазновъ и тревогъ мірскихъ; это уединеніе оставляетъ мн полную свободу готовиться къ вчности, — а для чего и жить на земл, если не для вчности?» И вотъ блаженный Григорій «въ такой бд наипаче простирается на славословіе Божіе, терпя и благодаря Бога о всемъ». — Уже проходилъ второй годъ заключенія, когда одинъ изъ товарищей по княжескому дому, бывшій другомъ ему, упросилъ суроваго сторожа Григорьева — дозволить подойти къ окну темницы и поговорить съ заключеннымъ; добрый товарищъ ночью подошелъ къ окну и, спросивъ о состояніи заключеннаго, вызвался доставлять ему приличную пищу. Григорій, поблагодаривъ друга за участіе, сказалъ: «безъ наказанія, которое терплю я, душа моя могла остаться неисцленной; благодареніе Богу за все! въ пищ не имю я нужды: а прошу друга моего приносить чернила и бумаги, я стану писать азбуки, а другъ будетъ продавать ихъ и деньги посл покупки бумаги станетъ раздавать нищимъ». Такъ Григорій и въ темниц хотлъ, чтобы дти учились закону Божію, также какъ хотлъ помогать бднымъ, самъ терпя крайнія нужды. — Спустя два года неожиданно въ дверяхъ темницы блеснулъ свтъ. Григорій, сотворивъ молитву, толкнулъ дверь, — она отворилась. Страдалецъ понялъ, что Господь даруетъ ему свободу Онъ взялъ икону Божіей Матери, бывшую съ нимъ въ темниц, и пошелъ изъ темницы прямо въ обитель Іосифа волоколамскаго, извстную тогда по строгой жизни иноковъ.

Принятый въ число братства, Григорій принялъ монашество и имя Гурія. Иноческая жизнь уже знакома была ему по темниц: въ темниц привыкъ онъ и къ посту, и къ безмолвію, и къ постоянному Богомыслію; отъ своей воли отучили его въ княжескомъ дому. — Потому-то блаж. Гурій «бысть монахъ чуденъ и живяше по монастырскому чину и обычаю, игумену и братіи повинуяся», какъ пишетъ блаж. Гермогенъ. — По высокой духовной жизни своей въ 1542 г. онъ былъ избранъ въ игумена обители Іосифовой. Пробывъ настоятелемъ обители девять лтъ безъ двухъ мсяцевъ, блаженный Гурій по болзни (темничная жизнь разстроила здоровье его на всю жизнь) сложилъ съ себя заботы начальствованія и два года жилъ на поко, въ пост и Богомысліи, приготовляясь, самъ не вдая того, по устроенію Промысла Божія, къ великому служенію въ должности святителя русской церкви.

Для завоеваннаго казанскаго царства соборъ опредлилъ избрать архіепископа. Это мсто служенія въ тогдашнее время было чрезвычайно важно: здсь надлежало быть съ апостольскою ревностію и чистотою души, чтобы благоплодно проповдывать святую вру незнающимъ ея. Потому и избраніе архипастыря происходило необыкновеннымъ образомъ. По совершеніи молебнаго пнія митрополитомъ изъ четырехъ жребіевъ взятъ былъ съ престола одинъ, и это былъ жребій Гурія; потомъ взятъ одинъ изъ двухъ, и это былъ опять жребій сего блаженнаго мужа. Февраля 7-го 1555 г. св. Гурій соборомъ архипастырей рукоположенъ въ архіепископа казанскаго. По прибытіи въ Казань святитель и жизнію и словомъ сталъ всхъ приводить ко Христу. Неврующіе видли, что жизнь его — любовь святая, любовь благотворительная для всхъ безъ различія, и во множеств обращались ко Христу. На второмъ году служенія своего святитель началъ строить близь Казани Зилантовъ монастырь. По уставу святителя, иноки сей обители занимались обученіемъ дтей чтенію и письму, преимущественно же закону Божію. Благочестивое желаніе знакомить дтей съ врою и правилами христіанскими, пробудившееся еще въ темниц, теперь развилось въ немъ съ особенною силою. Еще и понын, спустя 300 лтъ, жители Казани не начинаютъ учить дтей своихъ грамот, не испросивъ благословенія святителя у нетлнныхъ мощей его. Такъ извстна въ томъ краю любовь святителя къ длу образованія дтей. И труды евангельскаго проповдника въ стран мрака были благотворны. Божественный мужъ, свидтельствуетъ Гермогенъ, одинъ изъ преемниковъ его, ученіемъ своимъ привелъ ко Христу множество душъ. Послдніе три года жизни святитель Гурій лежалъ на одр болзни, не могъ совершать служенія и даже ходить въ храмъ, но духъ его молился и молитвою низводилъ благодать небесную на его паству. — Въ великіе праздники носили его къ литургіи въ храмъ Благовщенія Богоматери, построенный имъ: здсь сидлъ или даже лежалъ онъ, слушая службу Божію: келья его и безъ того была у придла страстотерпцевъ Бориса и Глба; но душа его горла желаніемъ молиться вмст съ паствою своею въ дни общей хвалы и молитвы. — Блаженная кончина его послдовала 5 декабря 1563 г., и святое тло его положено было въ Преображенской обители. (См. Житія святыхъ, сост. преосвящ. Филаретомъ, архіеп. черниговскимъ, мс. декабрь).

Страницы: 1 2

1

Коментарі