Мессианские пророчества пророка Даниила
- 23.11.12, 09:58
Протоиерей Виталий Косовский,
академик, профессор КДА, кандидат Богословия
"Они* ушли, имена их исчезли вместе с ними, но писания заставляют вспомнить их".
Древнеегипетский писец
В истории человечества не так много книг, к которым могут быть отнесены эти слова древнеегипетского писца, жившего 3 ООО лет назад. Поразительная вневременность и глобальность Библии — сложный феномен, о котором часто думают, пытаются его понять.
Иногда говорят, что непреходящая сила Библии порождена общечеловеческой и внеисторической значимостью содержащихся в ней исканий и решений. Но возникает вопрос: почему именно эти сочинения, составляющие Библию, а не шедевры древнеегипетской, шумероаккадской или другой древней литературы содержат вневременные и глобальные ценности?
Ветхий Завет создавался в XII— II вв. до Р. X. Язык его был обращен к современникам, отнюдь не к грядущим поколениям. Значит, «язык» Ветхого Завета содержит нечто, способное преодолевать пространственно-временные барьеры. В чем же вневременность Библии, в чем ее притягательная сила? В том, что в ней слышен голос пророчеств, глас Бога, который беседует со Своим народом, учит его, ведет его, касается самых глубин человеческих. Через Слово Божие очень близко слышно «дыхание» Божие, то, чего нет в произведениях человеческих, лишенных благодати. Одной из книг, которые заставляют вспоминать о ее авторе, является Книга пророка Даниила.
Даниил (судья Божий, т. е. открывающий от лица Бога Его волю) — четвертый из больших пророков, история которого в книге, носящей его имя, передана необычайно подробно. "Он, по мнению некоторых, был потомок Давида, или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношей был отведен в Вавилон в числе прочих пленных иудеев»1. Одаренный прекрасными душевными и телесными качествами, Даниил научился здесь языку и мудрости халдеев и вместе с тремя своими товарищами — Ананией, Азарией и Мисаилом — под именем Валтасара был принят на службу при царе и жил в царском дворце (см.: Дан. 1, 1—7). Там он проявил величайшую стойкость в своей приверженности к отеческой вере (см.: Дан. 6, 10—24), ревностно соблюдая все ее предписания. Язычники всячески мучили Даниила, неоднократно обрекали на смерть, но он не изменил своему Богу. За это Господь не только уберег его от гибели, но открыл ему в ряде видений тайны грядущего вплоть до “конца дней”, с повелением все увиденное записать, но записанное «скрыть до времени»:
«А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12, 4).
Что же содержало это пророчество? Оказывается, Даниил предсказал ряд важнейших исторических событий, которые произошли на Востоке с VI по II в. до Р. X.: Даниилу было открыто, что Вавилонское царство падет под ударами мидян и персов, а Персидское царство, в свою очередь, будет покорено завоевателем, который придет с запада, т. е. Александром Македонским. Царство последнего после его смерти распадется на ряд государств, и между царями произойдут великие войны.
Один из этих царей, особо надменный и нечестивый, захватит Святую Землю, осквернит храм Яхве и станет свирепо преследовать верных истинному Богу. Но этого царя постигнет злая участь: он «будет сокрушен — не рукою» (Дан. 8, 25). После чего «царство же, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан. 7, 27). А вместе с тем произойдет воскресение из мертвых, «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 2—3). Заканчивается пророчество словами: «Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» (Дан. 12, 12).
Особое место в Книге прор. Даниила занимает пророчество о семидесяти седминах (см.: Дан. 9, 24-27), где говорится о пришествии Мессии —Христа — и о судьбах веры, Церкви Христовой и всего мира.
Даниил был пророком, но кто такой пророк?
Под словом «пророк» подразумеваются посылаемые Богом люди, задача которых состоит не только и не столько возвестить будущее, но исправить греховную жизнь современников, направив их на истинный путь веры и поклонения Единому Богу2: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 22; 1 Кор. 4, 3).
«Пророк — это тот, кто по Божественному вдохновению говорит народу о воле Божией и о будущем» — так определяет это понятие Джош Мак-Дауэлл3.
Мерилл Ф. Унгер в своем «Библейском словаре Унгера» пишет: "Пророк не только провозглашает волю Бога и Его приговор, не только защищает истину и праведность, не только свидетельствует о превосходстве нравственности над ритуалом, — он также тесно связан с благими намерениями Господа относительно Израиля"4.
«Британская энциклопедия» на основе Книги прор. Исаии так определяет пророчество:
"Литературная запись древнееврейских пророчеств в Книге прор. Исаии показывает, что под пророчеством понималось прежде всего слово или устное высказывание, выражающее для слушателей волю Бога с помощью Его избранного посланца. Предсказания, обещания или угрозы при этом ставятся в зависимость от реакции слушающих (Ис. 1, 18—20), либо же служат “знамением” предстоящих событий (Ис. 7, 14), поскольку все происходящее в конечном итоге подчиняется целям Господней воли. Исаия придает большое значение важности вавилонских богов, — пишет далее энциклопедия, — и противопоставляет их Яхве, чтобы предсказать их действия (см.: Ис. 12, 21—24; 18, 3). Предсказания пророков касаются не предопределенной судьбы людей, но провозглашают цель живого Бога"5.
Здесь уместно указать, что талмудисты не признавали Даниила пророком. "Даниил, — читаем в Мидраше, — не был пророк, если даже сравнивать с тремя последними пророками, но зато он был провидец и апокалиптик, чем не были те«6. “Несомненно, — говорит блж. Иероним, — что у евреев не считали Даниила между пророками, но между теми, которые написали агиографы». По словам современных блж. Иерониму иудеев, отнесение Книги прор. Даниила к “писаниям” было обусловлено его жизнью при иноземном дворе7.
Некоторые древние и современные критики подвергали сомнению подлинность Книги прор. Даниила, находя кое-какие «погрешности» в ее тексте. Одни сомневались, что она написана в 600—538 гг. до Р. X., других смущало наличие в тексте слова «симфония»(Дан. 3, 5), третьих — что о ней молчит Сирах и т. д. Насколько обоснованны эти сомнения?
Иудейский историк Иосиф Флавий говорит: “Окончив жизнь, Даниил стяжал вечную память, ибо книги, которые он, написав, оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность его пророчеств”. Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном точным исполнением пророчества Даниила (см.: Дан. 11, 31) "произнесенного за 408 лет"8. В пользу этой книги свидетельствует и тот факт, что она существовала до времен Маккавейских, так как известно, что "эта пророческая книга была показана Александру Македонскому, когда он взял Иерусалим и вошел в него (332 г. до Р. X.), и в ней указано на пророчество Даниила о том, что греческий царь ниспровергнет царство персидское"9.
Прор. Даниил указывает на себя как на современника Вавилонского плена. И действительно, его книга носит следы вавилонского происхождения, на ней лежит отпечаток данной эпохи. И в первую очередь — это язык книги: еврейский и арамейский. По отзыву библеистов, еврейское наречие книги Даниила сходно с языком современной плену Книги прор. Иезекииля, арамейское — с языком “послепленных” книг Ездры и Неемии. Вполне соответствует эпохе написания книги пророка Даниила наличность в ней персизмов и вавилонизмов, т. е. слов из персидской и вавлонской терминологии.
Даже то, что считалось прежде ошибкой со стороны пророка (имена и личности Валтасара и Дария Мидянина), оказывается теперь, благодаря новейшим открытиям в области ассириологии, несомненной правдой. Поэтому неудивительно, что в глазах беспристрастных ученых данная особенность Книги прор. Даниила является одним из убедительных доказательств ее подлинности. «Чем чаще я читаю Книгу пророка Даниила, — говорит Ленорман, — тем яснее выступает предо мною верность картины древнего Вавилона. Такую картину мог написать только современник и очевидец». "Книга Даниила, — замечает другой ученый — Менакт, — с величайшей точностью воспроизводит халдейскую цивилизацию эпохи Навуходоносора. Апокрифист не мог так писать"10.
Страницы: 1 2
Коментарі