Непрерывающаяся традиция
- 02.10.11, 22:22
Это предписание действительно ужасно, но в нем нет ничего патологического. Оно выражает основной духовный закон:
Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать (1 Пет. 5:5). В этом духовном врачевании нет ничего нового, но в случае старца Силуана оно выражается наиболее радикальным способом. Эти наставления, выраженные по-разному и с различной степенью интенсивности, можно найти на протяжении всей истории Церкви. Возьмём несколько примеров таких наставлений из «Изречений Отцов Пустыни» (Апофтегм). «Брат просил авву Пимена: дай мне наставление.
Старец говорит ему: когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с монахом: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». «Некогда Паисий, брат аввы Пимена, завел знакомство с кем-то из другой кельи. Авве это не понравилось. Он прибежал к авве Аммону и говорит ему: брат мой Паисий завёл с кем-то знакомство; меня беспокоит это.
Авва Аммон отвечал ему: Пимен! разве ты ещё жив? пойди, сиди в своей келье и положи на сердце своём, что уже год, как ты в могиле». Во время, более близкое к нам, в прошлом веке святитель Игнатий Брянчанинов свидетельствовал о той же традиции: «Стяжи предвкушение адских мучений, чтобы при воспоминании о них душа твоя содрогнулась, отсеки от себя грех и припади к Богу в смиренной молитве <...> Бог помилует тебя и вместо ада введёт тебя в рай».
Преподобный Силуан был человеком гигантской силы духа и был способен вынести эту форму аскезы, доведённую до крайней степени, и не впасть при этом в отчаяние. Но надо отметить, что такая аскеза не для всех. Эта заповедь написана огнём. Каждому человеку нужна рассудительность, чтобы знать, до какой степени он может приблизиться к этому огню и не сгореть в нем, не впасть в отчаяние или даже в безумие, и как он может применить этот завет к своей жизни, к своим силам.
Для большинства из нас это прежде всего означает жизнь в покаянии, обвинение в своих ошибках самого себя, искреннее произнесение слов: «Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего» (молитва преподобного Ефрема Сирина). Путь покаяния необходим для всех, так как нет ни одного без греха; покаяние открывает нам врата милосердия. Нам всем необходимо пройти через огонь покаяния, чтобы достигнуть Божественного Света.
В 1932 г., спустя несколько лет после своего прибытия на Афон, отец Софроний пишет одному своему другу, иеромонаху Д., следующие строки: «Надо сознательно и изо всех своих сил держать ум во аде, это значит считать себя проклятым, недостойным Божественного милосердия, заслуживающим вечных адских мучений. Только когда душа сокрушится сознанием этого, она может надеяться на милосердие Бога и не отчаиваться. Как только ты смиришься до земли, Бог вознесёт тебя до неба.
Когда ты будешь считать себя достойным ада, рука Божия проведёт тебя к созерцанию небесных благ, прочувственных и премысленных». Традиция Отцов Добротолюбия не потеряна, она осталась, даже сегодня незримо присутствуя в Церкви. Её язык, радикально высказывающийся о гедонизме нашей эпохи, может показаться словом суровым (ср. Ин. 6:60), трудным для усвоения.
Но вспомним, что узок путь, ведущий к спасению (Мф. 7:14), путь, решимостью следовать которым до конца (по словам преподобного Серафима Саровского) нам надо обладать.
Архимандрит Симеон — духовник монастыря святого Иоанна Предтечи
2
Коментарі
Гість: jigir
13.10.11, 19:41
Когда ты будешь считать себя достойным ада, рука Божия проведёт тебя к созерцанию небесных благ, прочувственных и премысленных.
Гість: leschyi
211.10.11, 20:29
Старец говорит ему: когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с монахом: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его»
Гість: onewayticket
317.10.11, 04:38
Спасибо
анонім
43.11.11, 03:34
Послушай, а есть что-то своё? Жизненный опыт, мнение или ты намерен профукать данное тебе Богом время, ЗАПОЛНИВ ЕГО ЦИТАТАМИ. Сам пережил что-то ? Что-то осталось в сознании? Или ты и Богу будешь цитировать священные писания?
krir
53.11.11, 21:45Відповідь на 4 від анонім
предостаточно своего,но зачем придумывать колесо...океан можно сравнить только с океаном.
анонім
63.11.11, 22:45Відповідь на 5 від krir
Если бы не было смысла в том, чтобы в каждом поколении придумывать колесо, то Богу не было бы смысла и тебя посылать в этот мир. Чтобы ты повторял написанное ещё две тысячи лет назад?
Писание непрерывно дополняется каждым из нас, посланным на эту землю.
krir
74.11.11, 07:37Відповідь на 6 від анонім
вернее писание проявляется каждым из нас,но не дополняется...
Гість: ser-jik
83.11.12, 22:59