мистический опыт ...(отр.)
- 17.08.11, 11:51
Некоторые современные исследователи выделяют два главных признака среди множества черт, характеризующих мистический опыт, - его необычность и фундаментальность. Необычность относится к процессу, то есть к его психологии и физиологии мистического опыта, а фундаментальность - к его содержанию, то есть к значению и смыслу. В духовном опыте Лютера со всей очевидностью присутствуют оба этих качества. Это дает нам основания говорить о Лютере как о мистике и исследовать мистическую сторону его богословия.
Переживания мистика необычны. Даже если этот опыт делается рутинным для самого мистика, он остается необычным для других людей. Но речь не только о необычности переживания соединения с Богом. Нежелание «чрезмерно возвышать» образ Лютера приводит к тому, что мы нередко избегаем упоминать о нем как о визионере или чудотворце. Мы могли бы преодолеть свою конфессиональную робость и боязнь необычного, и вспомнить о том, что у Лютера бывали видения, или что он, с помощью Божией, исцелял не только души, но и тела людей. Мистический опыт Лютера может помочь в том, чтобы уделить бльшее внимание проявлениям чудесного в нашей жизни.
Можно воспринимать чудесные исцеления и экзорцизм как экстремальные проявления духовного опыта. Но охваченность человека божественным побуждает воспринимать как чудо даже самые обычные явления жизни, поскольку Бог и сейчас творит мир как в первый день творения[27]. Мы можем переживать чудо, погружаясь в саму жизнь, в ее течение. Лютер описывал повседневность, - не только священника или монаха, но крестьянина, ремесленника, торговца, судьи, - как деятельность Бога, скрытого под разными «масками». Мистицизм Лютера не способствует бегству от мира и общественных обязанностей. Он связан с деятельным участием, порождает добрые дела, бескорыстно совершаемые для других людей. Можно сказать, что как догмат формирует верное понимание отношений с Христом, так мистицизм формирует саму жизнь во Христе. Иначе не может и быть: истинный мистицизм - это «органичный жизненный процесс, нечто такое, чем действительно занято все Я, а не то, о чем его интеллект имеет мнение». Мистика Лютера помогает ощутить присутствие Бога не только во время богослужения и молитвы, но во всей повседневной жизни.
Другая черта мистического опыта - его фундаментальность. Она выражается в «предельной заботе» о смысле Самого-Бытия, как назвал это явление Пауль Тиллих. Например, созерцание сцен повседневной жизни в дзен-буддизме или картин природы некоторыми поэтами и художниками мистичны не только потому, что они необычны или необъяснимы, но потому что они имеют отношение к этой предельной глубине существования. Мистицизм Лютера поистине пределен, потому что он исходит из предельной заботы о смысле существования. Это не сентиментальная, «гламурная» набожность, но переживание ужасающей и ликующей встречи с Богом во Христе, ошеломляющий опыт человеческого отчаяния и божественной милости. Оказывается, чтобы сделаться охваченным Богом, человек не должен ползти к Нему по ступеням духовной лестницы. Как ни страшно это звучит, но для соединения с Богом нужно восстать против Бога и, подобно Иову, потребовать ответа на последние вопросы.
Переживание сокрытости Бога было для Лютера чрезвычайно важным. В осознании этого переживания - вся страсть и глубина его духовного опыта. Скрытый, «обнаженный Бог» (deus nudus), Бог в Самом Себе, и «Бог явленный», облаченный в Свое Слово (deus indutus), для Лютера не два разных Бога, злой и добрый. Это две противоречивые стороны познания Единого Бога. Что означает Его сокрытость? Конечно, Бог сокрыт в самой Своей сущности, сокрыт за пределами всякого откровения. Но для Лютера важнее другой аспект. Реформатор, как истинный мистик, предпочитает скрытую реальность вещей их внешней видимости. Свой опыт во время «нападок» (Anfechtungen) Реформатор характеризовал как сражение с Богом. Именно через эту борьбу Бог отрылся ему как Тот, любовь и милость Которого скрыта в Кресте Христовом. Поэтому для Лютера важно не абстрактное философское учение о непознаваемости Бога, но сокрытость Бога в скрытой форме Его откровения. Бог Лютера - это Бог, скрытый в страдании и сострадающий миру. Разве в тяжелые минуты нас не посещают мысли об отдаленности или даже несуществовании милостивого Бога, заботящегося о людях? Мистицизм Лютера может показать пример духовной отваги и праведного богоборчества.
Следует обратить внимание на еще одну особенность мистики Лютера. Согласно многим нехристианским и христианским духовным традициям, необычен не только духовный опыт мистика, но и сам получатель этого опыта. Кандидат для переживания соединения с Богом - человек, сделавшийся необычным, прошедший соответствующее очищение и приготовление. Его опыт общения с высшим не может быть передан большинству людей, поскольку они не достигают состояния чистоты, необходимого для восприятия этого опыта. В мистике Лютера этот кандидат - самый обычный, неочищенный, недостойный, «настоящий» грешник. Мистика Лютера указывает, что каждый человек, независимо от его духовного «багажа» и степени праведности, может в той же степени переживать соединение с Господом, что и «религиозный гений», быть совершенно таким же причастником Его природы.
Переживания мистика необычны. Даже если этот опыт делается рутинным для самого мистика, он остается необычным для других людей. Но речь не только о необычности переживания соединения с Богом. Нежелание «чрезмерно возвышать» образ Лютера приводит к тому, что мы нередко избегаем упоминать о нем как о визионере или чудотворце. Мы могли бы преодолеть свою конфессиональную робость и боязнь необычного, и вспомнить о том, что у Лютера бывали видения, или что он, с помощью Божией, исцелял не только души, но и тела людей. Мистический опыт Лютера может помочь в том, чтобы уделить бльшее внимание проявлениям чудесного в нашей жизни.
Можно воспринимать чудесные исцеления и экзорцизм как экстремальные проявления духовного опыта. Но охваченность человека божественным побуждает воспринимать как чудо даже самые обычные явления жизни, поскольку Бог и сейчас творит мир как в первый день творения[27]. Мы можем переживать чудо, погружаясь в саму жизнь, в ее течение. Лютер описывал повседневность, - не только священника или монаха, но крестьянина, ремесленника, торговца, судьи, - как деятельность Бога, скрытого под разными «масками». Мистицизм Лютера не способствует бегству от мира и общественных обязанностей. Он связан с деятельным участием, порождает добрые дела, бескорыстно совершаемые для других людей. Можно сказать, что как догмат формирует верное понимание отношений с Христом, так мистицизм формирует саму жизнь во Христе. Иначе не может и быть: истинный мистицизм - это «органичный жизненный процесс, нечто такое, чем действительно занято все Я, а не то, о чем его интеллект имеет мнение». Мистика Лютера помогает ощутить присутствие Бога не только во время богослужения и молитвы, но во всей повседневной жизни.
Другая черта мистического опыта - его фундаментальность. Она выражается в «предельной заботе» о смысле Самого-Бытия, как назвал это явление Пауль Тиллих. Например, созерцание сцен повседневной жизни в дзен-буддизме или картин природы некоторыми поэтами и художниками мистичны не только потому, что они необычны или необъяснимы, но потому что они имеют отношение к этой предельной глубине существования. Мистицизм Лютера поистине пределен, потому что он исходит из предельной заботы о смысле существования. Это не сентиментальная, «гламурная» набожность, но переживание ужасающей и ликующей встречи с Богом во Христе, ошеломляющий опыт человеческого отчаяния и божественной милости. Оказывается, чтобы сделаться охваченным Богом, человек не должен ползти к Нему по ступеням духовной лестницы. Как ни страшно это звучит, но для соединения с Богом нужно восстать против Бога и, подобно Иову, потребовать ответа на последние вопросы.
Переживание сокрытости Бога было для Лютера чрезвычайно важным. В осознании этого переживания - вся страсть и глубина его духовного опыта. Скрытый, «обнаженный Бог» (deus nudus), Бог в Самом Себе, и «Бог явленный», облаченный в Свое Слово (deus indutus), для Лютера не два разных Бога, злой и добрый. Это две противоречивые стороны познания Единого Бога. Что означает Его сокрытость? Конечно, Бог сокрыт в самой Своей сущности, сокрыт за пределами всякого откровения. Но для Лютера важнее другой аспект. Реформатор, как истинный мистик, предпочитает скрытую реальность вещей их внешней видимости. Свой опыт во время «нападок» (Anfechtungen) Реформатор характеризовал как сражение с Богом. Именно через эту борьбу Бог отрылся ему как Тот, любовь и милость Которого скрыта в Кресте Христовом. Поэтому для Лютера важно не абстрактное философское учение о непознаваемости Бога, но сокрытость Бога в скрытой форме Его откровения. Бог Лютера - это Бог, скрытый в страдании и сострадающий миру. Разве в тяжелые минуты нас не посещают мысли об отдаленности или даже несуществовании милостивого Бога, заботящегося о людях? Мистицизм Лютера может показать пример духовной отваги и праведного богоборчества.
Следует обратить внимание на еще одну особенность мистики Лютера. Согласно многим нехристианским и христианским духовным традициям, необычен не только духовный опыт мистика, но и сам получатель этого опыта. Кандидат для переживания соединения с Богом - человек, сделавшийся необычным, прошедший соответствующее очищение и приготовление. Его опыт общения с высшим не может быть передан большинству людей, поскольку они не достигают состояния чистоты, необходимого для восприятия этого опыта. В мистике Лютера этот кандидат - самый обычный, неочищенный, недостойный, «настоящий» грешник. Мистика Лютера указывает, что каждый человек, независимо от его духовного «багажа» и степени праведности, может в той же степени переживать соединение с Господом, что и «религиозный гений», быть совершенно таким же причастником Его природы.
2
Коментарі
Eljibor
117.08.11, 12:19
Оказывается, чтобы сделаться охваченным Богом, человек не должен ползти к Нему по ступеням духовной лестницы. Как ни страшно это звучит, но для соединения с Богом нужно восстать против Бога и, подобно Иову, потребовать ответа на последние вопросы. Для этого нужна, может, и бОльшая смелость, чем путь по лествице..
Гість: jigir
220.08.11, 14:58
Каждый человек, независимо от его духовного «багажа» и степени праведности, может в той же степени переживать соединение с Господом, что и «религиозный гений», быть совершенно таким же причастником Его природы.
Гість: нік то
319.08.12, 19:49
Мистицизм Лютера не способствует бегству от мира и общественных обязанностей. Он связан с деятельным участием, порождает добрые дела, бескорыстно совершаемые для других людей.
Гість: нік то
419.08.12, 19:51Відповідь на 1 від Eljibor
Кто не задает вопрос, не получит ответа.