Самопознание или САМОпознание
- 18.08.11, 11:11
– "Человек не знает самого себя. Чтобы познать себя, нужна большая привычка отвлекаться от чувств, сосредоточивать душу и удерживать ее саму в себе" /христ.: Августин. О порядке. 1992, с.115/; "Как бы ни был обширен круг, в нем есть одна средняя точка, к которой склоняется все, называемая геометрами центром, и хотя части его окружности могут быть делимыми бесконечно, в круге нет другой такой точки, от которой бы все прочие находились на равном расстоянии и которая господствовала бы над всеми... Выйди отсюда в какую-либо часть круга, и потеряешь все, чем множество держится в единстве. Так и душа, вылившись из самой себя, рассеивается в некоторой беспредельности и истощается до полной нищеты, поскольку ее природа принуждает ее во всем искать одного, а множество находить его мешает" /там же, с.116/;
– "мы далеки от самих себя, да и мало желаем, чтобы приблизиться к себе, а все убегаем, чтобы не встретиться самим с собою и промениваем истину на безделушки да и думаем: рад бы заняться духовным делом или молитвою, да некогда, хлопоты и заботы о жизни не дают времени к сему занятию" /христ.: Откровенные рассказы. 1991, с.93/.Кроме того, надо иметь в виду, что понятие самопознания часто используют в самых разных, не совпадающих контекстах. Так, например, происходит в аналитической или глубинной психологии, основанной Карлом Юнгом. Приведем цитату, в которой восхваляется его вклад в дело самопознания: "При рассмотрении вклада Юнга в развитие нашей культуры становится очевидным, как мне кажется, одно его достоинство. Юнг дал явный ответ на самую актуальную психологическую потребность нашей культуры в самопознании, которая существует начиная с Эдипа и далее до Сократа, Гамлета и Фауста. Юнг не только взял максиму "познай себя" в качестве лейтмотива своей жизни, но и дал метод, с помощью которого каждый из нас может дать ответ на основной вопрос самопознания. Именно у Юнга мы можем найти ответ на вопрос, являющийся главным стимулом любой психологии вообще, – как познавать себя..." /доп.: Хиллман. 1997, с.65/. А фактически, все обстоит совсем наоборот, и это является принципиальным моментом: самопознание есть не гносеологическая, а онтологическая проблема. Психологическое самокопание без очищения и без благодатной помощи Божией не является истинным самопознанием, да и самопознанием вообще. Психологических методов анализа недостаточно, чтобы осветить глубины человеческой души, в которых обитают негативные духовные сущности. В результате этого подобное "самопознание" превращается в самообман и потакание своим грехам и слабостям, и, в конечном итоге, в общение с бесами. Что наглядно и показал пример самого Юнга. Отчасти это не является серетом для последователей Юнга. Сам Хиллман пишет несколькими страницами позже: "существует множество ответов на все основные архетипические вопросы в зависимости от бога и мифологической системы, которая определяет наш ответ, бесстрастный и аполлонический, абстрактный и сатурнианский, в форме дионисийской разрядки или божественной любви, героических подвигов или гефестовых артефактов. По-видимому, не существует единственного способа самопознания..." /доп.: Хиллман. 1997, с.70/.
Человек лишен истинного самовоззрения и самопознания. Доколе я пребываю в падении моем, дотоле тайна человек пребывает для меня неразъяснимою: извращенный, пораженный слепотою и ложью разум мой недостаточен для раскрытия ее. Не понимаю души моей, не понимаю тела моего; понятия, которые думаю иметь о них, оказываются, при рассмотрении неповерхностном и нелегкомысленном, очень недостаточными, по большей части ошибочными. Блуждают во мраке самообольщения и заблуждения мудрецы мира, возмечтавшие и произнесшие о человеке учение произвольное и суетное, заменяя истину предположениями; в ту же пропасть самообольщения и заблуждения влекутся слепцы, руководимые слепцами. Тайна — человек — отверзается в степени, доступной и нужной для нас, вочеловечившимся Богом, Господом нашим Иисусом Христом. В Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна. Епископ Игнатий (Брянчанинов).
Источник: © Ю. М. Зенько
Коментарі
Гість: jigir
120.08.11, 15:05
Психологическое самокопание без очищения и без благодатной помощи Божией не является истинным самопознанием, да и самопознанием вообще. Психологических методов анализа недостаточно, чтобы осветить глубины человеческой души. В результате этого подобное "самопознание" превращается в самообман и потакание своим грехам и слабостям.