Смирение(Николай Пестов )
- 27.04.10, 23:23
То же утверждали и многие из великих святых.
Так св. Антоний Великий говорил: «Не великое дело — творить чудеса,не великое дело — видеть Ангелов; великое дело — видеть собственные грехи свои».Один египетский инок сказал преподобному Сисою Великому: «Вижу, что во мне пребывает непрестанная память Божия». Преподобный отвечал: «Это не велико, что мысль твоя при Боге: велико увидеть себя ниже всей твари».О том же говорит и прп. Варсонофий Великий: «Блажен ты, брат, если действительно ощущаешь, что имеешь грехи, ибо кто ощущает их, тот гнушается ими и всячески удаляется от них». А прп. Исаак Сириянин пишет: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых».
Так же пишет и прав. Иоанн Кронштадтский: «Видеть свои грехи и их множество и во всей их гнусности, — действительно есть дар Божий,подаваемый вследствие усердной молитвы».К сожалению, нужно сказать, что этот дар Божий, даже среди христиан с внешней стороны благочестивых, встречается далеко не часто.
Как пишет о том о. Александр Ельчанинов: «Люди многое способны понять в жизни, многое тонко подмечают в чужой душе, но какое редкое, почти несуществующее явление, чтобы человек умел видеть самого себя. Тут самыезоркие глаза становятся слепы и пристрастны.Мы бесконечно снисходительны ко всякому злу и безмерно преувеличиваемвсякий проблеск добра в себе. Я не говорю уже о том, чтобы быть к себе строже, чем к другим (что собственно и требуется), но если бы мы приложили к себе хотя бы те же мерки, как к другим — и то как на многое это открыло бы нам глаза.Но мы безнадежно не хотим этого, да и не умеем уже видеть себя, и так и живем в слепой успокоенности.Слепота к своим грехам, не видение их — естественное состояние природы падшего человека.Мы бессознательно утаиваем от себя наши грехи, забываем их, потому что так легче жить.А наша духовная жизнь даже и не начиналась, и не может начаться, пока мы не сойдем с этой ложной позиции».Итак, лишь с возникновения у нас способности видеть свои грехи начинается просветление наших внутренних очей, начинается зарождение нищеты духа — основы нашего покаяния и спасения.Как пишет П. В. Никольский: «Самые незначительные проступки и даже малейшие движения душевные, на которые и внимания не обращает мирской человек, в сознании строгого к себе христианина возрастают до степени преступлений, тогда как все его достоинства бывают ему невидимы, при созерцании вечной красоты нравственного идеала, осуществить который он призван».
Глубокая нищета духа может даже заменить у христианина телесные подвиги (поста, поклонов, длительных молитвословий), если христианин по немощи тела неспособен к ним.Об этом так пишет прп. Исаак Сириянин: «Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в подвигах телесных, заменяет собой все телесные подвиги. Подвиги телесные без печали ума-то же, что и тело неодушевленное».Нищета духовная есть совершенно ясное осознание своей греховности и глубины своего падения. Это чувство нищего, одетого в жалкое и грязное рубище, когда он видит рядом других в прекрасных и чистых одеждах.Вместе с тем, это чувство своего бессилия, своей беспомощности, слабости и ограниченности.Как говорит прп. Петр Дамаскин: «Нет ничего лучше, как знать свою немощь и неведение, и ничего хуже — как не знать этого. Когда ум начинает видеть свои согрешения — как песок морской, лишь тогда начинается просвещение души и начинается ее выздоровление».
«Главное величие человека заключается в том, что он сознает себя жалким», — пишет Блез Паскаль. То же утверждает свт. Феофан Затворник:«Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности».А прп. Варсонофий Великий заповедует своим ученикам: «Унижай себя день и ночь, понуждая себя ниже всякого человека увидеть. Это есть истинный путь, и кроме него нет другого желающему спастись»
Как пишет прав. Иоанн Кронштадтский: «Нищий есть тот, кто ничего своего не имеет, кто всего ожидает только от милосердия других: хлеба,крова, денег, одежды. А если кто имеет одежду, то ветхую, грязную,негодную… от всех он в пренебрежении.Нищий духом признает себя духовным бедняком, всего ожидает от милосердия Божия: он убежден, что он не может ни помыслить, ни пожелать ничего доброго, если Бог не даст ему ни мысли благой, ни желания доброго; он считает себя грешнее всех, всегда себя укоряет и никого не осуждает. Он просит Спасителя просветить одеяние души его, он непрестанно прибегает под кров крыл Божиих; все свое состояние он считает Божиим дарованием».Нищета духовная, однако, не должна вести к унынию, об этом так пишет митрополит Филарет Московский: «Чувство собственной немощи не на то употреблять должно, чтобы тяготиться и упасть духом, но чтобы, оставлять надежду на себя, и через молитву о помощи переходить к надежде на Бога».
Коментарі
Гість: _Андрей
127.04.10, 23:28
всё так
sfera@
227.04.10, 23:52
мой бог не называет меня рабом....
Гість: jigir
328.04.10, 09:23
«Чувство собственной немощи не на то употреблять должно, чтобы тяготиться и упасть духом, но чтобы, оставлять надежду на себя, и через молитву о помощи переходить к надежде на Бога».
Гість: jigir
428.04.10, 09:27Відповідь на 2 від sfera@
а как зовут твоего бога?
sfera@
528.04.10, 10:43Відповідь на 4 від Гість: jigir
точно не так,как еврейского мальчика,который пробился(Ничего личного,я его очень уважаю...)
Гість: jigir
629.04.10, 07:48Відповідь на 5 від sfera@
Я поинтересовался какое имя у твоего бога, о мальчике я не спрашивал.
sfera@
729.04.10, 08:15Відповідь на 6 від Гість: jigir
я верю в то,что мои силы в моих корнях,я верю в то,во что верили пои предки
Гість: jigir
829.04.10, 11:40Відповідь на 7 від sfera@
во что конкретно верили твои предки, кто они, кем были, что делали