Литература Двух Путей.
- 12.10.09, 11:59
Навеяно это ветхозаветной пророческой мыслью: так
говорит Господь: вот Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти (Иерем. 21:8). Паралле-
лью может служить текст Варуха 4:I: Вот книга заповедей Божьих и закон, пребывавший
во век. Все держащиеся её будут жить, а оставляющие ее умрут или Второз. 30:15: Вот я
сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
Есть два пути:один - путь жизни, а другой - путь смерти. Велико различие этих двух путей.
Есть два пути учения и власти, или же света и тьмы; велико различие этих двух путей.Вот путь света: если хочешь шествовать путем по определенному месту ...
Есть два пути:один - путь жизни, это путь естественный; другой- путь смерти путь чужой. Один из них от Бога, а другой от чуждого образа и воли.
Этот дуализм не онтологический, а скорее этический. Одними приведенными выше ветхозаветными текстами не ограничивается влияние на эту литературу.Так, например, в чисто христианской литературе подобным примером может послужить Пастырь Ерма, где в Заповеди VI,I говорится о силах веры, стража и воздержания и что действия этих сил двояки. А в Заповеди VIII, I повторяется, что и создания Божия двояки суть. Кроме этого, можно обнаружить известное сходство с этими текстами и в так называемом Завещании 12-ти патриархов (апокриф раннего христианства в духе иудейских апокрифов). Так, например, в главе X Завещания Асира читаем: Бог дал сынам человеческим два пути, два совета, два действия, два места и две цели. Поэтому все двойственно: одно супротив другому. И два пути, — добра и зла; от этого и два совета в сердцах наших, судящие их (PG 2, col. 1120 ВС). В том же памятнике, глава IV, 20, в Завещании Иуды написано: Итак, знайте, дети мои, что два духа научают человека, — дух истины и дух лжи; а посреди их находит- ся дух разумения духовного (PG 2, col. 1081 А).
1
Коментарі