Три опасности на дороге
- 04.08.12, 04:25
Первая опасность заключается в том, что, делаясь христианами, мы часто становимся равнодушны к окружающему нас миру, к солнцу, к небу, к пению птиц и журчанию ручьев и объясняем это равнодушие тем, что Иоанн Богослов учит нас «не любить мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15). Однако, держа в памяти это место из Нового Завета, нельзя ни в коем случае забывать о том, что слово «мир» в Писании значит не то, что у греческих философов, это не «мир вокруг нас», не «космос» в античном смысле, это — «общество», то есть совокупность тех отношений между людьми, которые сложились без Бога, вне Бога и даже вопреки Его воле. Христос устами своего апостола призывает нас не любить эти отношения, но как можно не любить созданный Богом мир, где «небеса проповедуют славу Божию, а о делах рук Его возвещает твердь» (Пс. 18:2). Это — грех против Бога, и об этом нельзя забывать, это грех, отнимающий у нас радость бытия и отлучающий нас от Бога.
Вторая из этих опасностей связана с тем, что часто, приходя к Богу, мы рвём свои отношения с друзьями, начинаем отгораживаться от людей, боясь повредить своей духовной жизни, съев в пост что-то скоромное или послушав в концерте или по радио Шопена или Шуберта. Нам начинает казаться, что раз мы открыли Бога, то нам не нужны люди и проч. Всякое царство объединяет людей и особенно Царство Небесное, христианство — это когда мы вместе, как апостолы, которые «все были вместе и имели всё общее... и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44—46). Надо обязательно помнить об этом и не превращать православие в религию индивидуального спасения.
Наконец, третья опасность для христианина заключается в том, что, начав молиться, мы непременно хотим прочитывать всё, что положено в Молитвослове, и в результате уже не молимся, а просто вычитываем правило с такой-то по такую-то страницу, зачастую спешим, не успеваем, расстраиваемся от этого и т. д. Забываем, что молитва — не заклинание, где важно именно произнести то или иное слово, какую-то определённую формулу и т. д., а живое, от сердца идущее обращение, наш прорыв к Богу. Не помним, что она — телефонная трубка. Поэтому, молясь, особенно важно не просто что-то Ему говорить, но учиться Его слышать, чтобы молитва наша не была разговором по телефону с отрезанным проводом.
В последнем случае наше христианство будет уже не жизнью в Царстве, а так, какой-то мечтой, без сомнения, вредной, ибо такая мечта отвлекает нас от жизни, от людей, среди которых мы живём, и неминуемо обрекает на одиночество. И это, конечно, уже не христианство и не православие.
Сегодня нам очень важно понять, что вера в Бога — это чувство. Если мы верим, это значит, что мы Его чувствуем, как чувствуем холод, голод и жажду, запах, вкус и т. д. Вообще, вероятно, можно сказать, что чувство Бога и Его присутствия среди нас — это и есть то самое шестое чувство, о котором иногда вспоминают поэты. Если же мы об этом забудем, то мы обречены: сами не заметим, как тоже станем под верой понимать какое-то особое знание, дисциплину или образ жизни, но, во всяком случае, не распахнутость сердца навстречу Богу.
Из книги «Размышления с Евангелием в руках»Священник Георгий Чистяков
Коментарі
Гість: нік то
14.08.12, 09:06
Таку "духовність" не можна назвати чєловєколюбієм і з життям во Славу Божию вона ніяк на пов'язана. Особисто мені знайомо і відсторонення від знайомих, і не здорове дєрзаніє, щодо молитви. Можливо це певний етап, який людина повинна пережити.
Певно Іоан Богослов говорив, щоб людина відріклася від не справжнього, лицемір'я, скинула ілюзії та побачила людей, світ і саму себе такими які є. Світ багатогранний в ньому дуже багато краси, а всі негативні моменти Святі Отці вчать сприймати смиренно - з миром в серці - без конфлікту, усвідомлюючи що процеси творення і руйнування тісно пов'язанні і пронизують весь Всесвіт і це природньо.
Eljibor
219.08.12, 20:50Відповідь на 1 від Гість: нік то
А уж сколько я встречала просто злых "подвижников"! В рвении своём категоричные и нетерпимые... И где ж там Бог? Сразу инквизиция вспоминается.
Гість: нік то
320.08.12, 06:20Відповідь на 2 від Eljibor
А якою людина повинна бути в своїй наснагі? Толерантною? До підерастичних (нук.терм.) парадів можна бути толерантним?Скажу Вам свій свого відразу бачить, ну або з часом.))
Я Вам присилав замітку http://blog.i.ua/user/5217128/1054774/
Мені здається там є розуміння цього питання.
krir
420.08.12, 21:33Відповідь на 1 від Гість: нік то
Святі Отці писали з позиції власного практичного багаторічного досвіду...а у мирян,зазвичай,цей досвід закінчюється читанням Євангелія...
Гість: нік то
521.08.12, 06:35Відповідь на 4 від krir
Треба мати свій досвід.
Навіть той хто єлі повзе уже рухається.
Один розумний зразу, другий після.