Профіль

Jelen

Jelen

Україна, Харків

Рейтинг в розділі:

О вреде неправды

  • 19.01.11, 02:21
О ВРЕДЕ НЕПРАВДЫ
 (возможное нейрофизиологическое обоснование)

 К.: Самиздат, 1979

"Человек с двоящимися мыслями
не тверд во всех путях своих".
(Иак.1,8)

Для человека его мышление выступает как оперирование информацией в "чистом" виде, хотя в это время осуществляется ни что иное, как оперирование собственными мозговыми процессами, то есть нейродинамическими носителями информации. Такие нейродинамические системы являются не образом, а кодом отображаемого внешнего объекта.

Кодирование словесных сигналов характеризуется перестройкой частоты, определенной группировкой и формой электрических разрядов нервных клеток, а также изменением типа взаимодействия между ансамблями одной популяции и популяциями, расположенными в различных отделах мозга.

Слова, услышанные человеком, вызывают два основные типа перестроек активности нервных клеток. В первом случае это отражение звуковых характеристик слова – первичный,акустический код: слова шифруются в мозгу в электрических импульсах (независимо от их смыслового содержания) как сложные звуковые сигналы. Возникшая при этом импульсная активность нервных клеток – код – адресуется затем к долгосрочной памяти, накопленной в результате индивидуального опыта человеком. Код активизирует ее или формирует, если нет соответствующего базиса. В результате активизации долгосрочной памяти возникает новый электрическийшифр – вторичный, смысловой код. Слово, пройдя через стадию акустического кода, "оживает" в мозгу и может стать основой других, уже значительно более сложных психических процессов. При необходимости словесной реализации психического процесса – то есть речевого ответа – в мозгу предварительно формируется управляющий код (См.: Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л., 1977.).

Говоря неправду, человек вынужден продуцировать управляющий код, структура которого существенно не совпадает со структурой смыслового кода его подлинных субъективных переживаний. Возникает ситуация, когда одно и то же положение вещей кодируется в мозгу двумя, часто прямо противоположными нейродинамическими процессами: "правильному" смысловому коду, адекватность которого обусловлена адекватностью информации, хранящейся в долгосрочной памяти, противостоит управляющий код,
нейродинамическая структура которого, будучи искаженной формой смыслового кода, подкреплена, тем не менее, целым каскадом внутримозговых процессов, долженствующих обеспечить внешнее действие, в
данном случае речь.

Можно предположить, что такой управляющий код как бы "глушит" противостоящий ему "правильный" смысловой код. Именно обусловленное управляющим кодом внешнее действие (ложь в слове или деле) становится фактом жизненного опыта человека, – фактом, совокупность которых формирует долговременную память человека, ответственную за содержание смысловых кодов. Поэтому если информация, хранящаяся в памяти не соответствует действительному положению вещей, не соответствуют ему и смысловые коды, опосредствующие восприятие мира. Лживый человек и мир воспринимает ложно, оказываясь неспособным усваивать уроки жизни.

(Этот текст не мой. Мне он показался интересным. Может быть это будет интересно ещё кому-нибудь.) 

Марк Арановский. Вызов времени и ответ художника

  • 09.01.11, 11:38

Взято из: Марк Арановский. «Вызов времени и ответ художника» (Музыкальная академия, 1997 год, № 4).

…Но жизнь всё больше, всё неумолимее вползала в гигантскую национальную катастрофу, устрашающе множились признаки всеобщей гибельной судьбы, сливаясь в единую чёрную полосу, пересекающую годы и десятилетия. …Нарушался природный ход вещей. Смерть входила в каждый дом, входила будничной, отнюдь не торжественной, а скорее торопливой, греховной походкой преступника. То не был венчающий жизнь естественный конец, с которым человек, осознавший свою смертность, примирился ещё на заре своего существования и который не мешал ему радоваться жизни и исполнять свой земной долг. Смерть стала кошмарной повседневной реальностью, почти бытовым явлением. Массовое уничтожение людей, разумеется, маскировалось, оправдывалось мнимыми причинами, пряталось за фасадом псевдоидеалов. Но объявленные цели и практика режима абсурдно не совпадали. Жизнь расслаивалась на «форму» и «содержание», при этом внешняя «форма» проповедовала и внушала людям одно, а «содержание», сама реальность свидетельствовала о совершенно противоположном. Для нормального человеческого сознания этот раскол жизни был нестерпимо мучителен, иссушал душу, и не случайно отсюда стремление его преодолеть, отторгнуть негативное, готовность ничего не видеть и не слышать, и охотно, подчас с внутренним облегчением, принимать ложь за правду, маску за подлинный лик. Человеческая психика просто не в состоянии постоянно, ежечасно и в течение долгих лет испытывать непрекращающееся давление отрицательных эмоций, это действует на неё губительно, и поэтому, как правило, срабатывает механизм самосохранения — маятник, устанавливающий душевное равновесие, начинает двигаться в противоположную сторону, чтобы достичь положительного полюса. Власть же, не искушённая в тонкостях психологии, чисто инстинктивно конструировала этот «положительный полюс» на основе высоких идеалов общечеловеческого звучания как приманку для индивида и общества в целом. На этой основе и формировался «советский миф». Его суть заключалась не в ложности самих идеалов (что плохого, в конечном счёте, в равенстве, справедливости и братстве?), а в том, что реальность им резко не соответствовала. Феномен homo soveticus, кроме всего прочего состоял и в том, что в его сознании провозглашаемые «идеалы» и полностью противоположное им представление о реальности существовали одновременно, не сливаясь и не пересекаясь, как два мира, сделанные один из материи, а другой из антиматерии. Это странное сосуществование, разумеется, максимально поддерживалось, с одной стороны, пропагандой, а с другой — репрессиями. Однако проблема личности (и, следовательно, её трагедия) заключалась в возникавшем стремлении к вытеснению из сознания образа реальности и замене его искусственной «системой идеалов».

Здесь скрыты механизмы мифологизации сознания homo soveticus. Есть ложь, и есть миф, и они не тождественны. Ложь остаётся ложью лишь до тех пор, пока не выходит за границы случайного, единичного, но она превращается в миф, когда становится содержанием массового сознания, то есть обретает статус всеобщего. Тогда она функционирует в качестве уже квазиистины. Миф подменяет истину и скрывает завесой подлинную реальность. Сознательное фактически подавляется бессознательным, иррациональное заменяет рациональный анализ. Как показал К. Г. Юнг, в основе любого мифа, в том числе и современного, лежат архетипы коллективного бессознательного. Тоталитаристский миф не мог бы возникнуть и успешно конкурировать с сознанием, если бы не опирался на древнейшие милленаристские мифы (М. Элиаде) и не эксплуатировал бы вечную мечту человечества о Золотом веке, о рае на Земле. Временное затмение сознания потому и оказалось возможным — и притом в массовом масштабе — что возрождало древнейшие иррациональные стимулы, покоящиеся на архетипах бессознательного. И коль скоро такая связь возникла, было уже совершенно бесполезно апеллировать к разуму или к фактам, ибо миф всегда сильнее разума и фактов. Опровергнуть его может только сама история.

Когда миф закрепляется в сознании масс, ситуация обретает характер абсурда, по кривозеркальным законам которого живёт и функционирует целое общество. В силу этого проблема самоопределения личности обретает общезначимый смысл. В индивидуальной судьбе, как в капле воды отражалась вся тоталитарная система. Трагедия личности заключалась в необходимости выбора между сохранением своего Я и переходом в не-Я, я точнее, в Анти-Я. Переходом вынужденным, а иногда и добровольным. Если бы дело заключалось только в смене мировоззрения, то проблема ограничивалась рамками абстрактного конфликта, наподобие тех, которыми занимались романтики, то есть сферой чистой метафизики. За привлекательным фасадом мифа скрывалось царство зла и поэтому переход на позиции Анти-Я объективно означал оправдание зла. Так конфликт индивидуального и массового мифологизированного сознания обретал смысл проблемы совести, то есть переключался в плоскость этического, а этические проблемы, возникавшие в связи с отношением к совершающемуся злу, ещё со времён античности становились предметом жанра трагедии. В этом смысле понятие трагического сохранило для ХХ века свой традиционный смысл, имелось всё же одно важное отличие: в условиях массового нарушения биологического закона существования, каким был геноцид, катартический финал с его аффектом морального «очищения» (Аристотель) был явно не уместен. Тем не менее, оставалась проблема этического выбора — участие или неучастие в совершении зла. …Провидец Достоевский предсказал тот конфликт, который стал центральным и трагическим, по сути, для всего ХХ века: идея социальной организации была навязана огромным массам людей на широчайших пространствах мира, вызвав грандиозные катаклизмы, неисчислимые жертвы и глубочайшие нарушения в структуре личности. В силу этого проблема ответственности человека за совершаемое в мире зло обрела в нашем столетии особую остроту и актуальность. Распадение единого, целостного сознания личности на Я и Анти-Я, в действительности являлось лишь проекцией в духовную сферу реального расчленения общества на «виновных» и «судей», «врагов народа» и сам «народ». В наше время уже не нужно доказывать, что это был один и тот же субъект, лишь менявший свои функции в заданной системе отношений. Одни и те же «широчайшие народные массы», которые только что «осуждали» «врагов народа», могли тут же сами оказаться в их положении, становясь по прихоти властей то жертвами, то палачами. Причём переход их одной категории в другую происходил с ускользающей от контроля сознания лёгкостью. Это означает, что сознание индивида не просто мирилось с таким переходом, но предполагало его возможность и было к нему морально подготовлено. Как писал Юнг, «всегда есть огромное искушение позволить коллективной функции заменить собой развитие личности». Но тот, «кто идентифицирует себя с коллективной психикой… даёт проглотить себя чудовищу…». Трагедия раздвоенного Я заключалась в том, что чудовище иррационального, обладая для масс поистине демонической силой притяжения, замещало собой индивидуальное сознание. В результате эта сила выводила на историческую арену таившиеся в глубинах психики самые тёмные и разрушительные инстинкты, которыми власть умело управляла. Вследствие явного перекоса в сторону коллективного начала возникла своего рода «этика коллективизма», порождавшая боязнь индивидуального как «греховного». Впавший в «грех индивидуализма» подвергался публичному позору, остракизму, или казни. История повторялась. …Советская система, в сущности, не придумала ничего нового и лишь гипертрофировала масштабы преследований. Боязнь самостоятельного поступка, «отличия от других» пронизывала всего человека от стандартной одежды до стандартизированных мыслей. Стоящий за спиной страх оказаться вне коллектива создавал психологические предпосылки для самоцензуры вплоть до самоподозрения и самообвинения, что невероятно облегчало режиму проводить судебные процессы над «врагами народа» и вершить массовые репрессии. Всей практикой советской жизни человек был подготовлен к трансформации из «стахановца», «народного артиста», «главнокомандующего», «выдающегося учёного» во «врага народа». Вероятность такого — поистине кафкианского — превращения висела над каждым, как дамоклов меч, вызывая чувство постоянной тревоги, психической неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне. Отсюда столь заманчивое и как будто обещающее спокойствие и уверенность в будущем, инстинктивное желание перейти на позиции коллективной психики, отказаться от себя от своего Я в пользу Анти-Я и надёжно слиться с массой. Излишне доказывать, что то была только иллюзия, вызванная страхом и чувством самосохранения.

Раскол личности на Я и Анти-Я при постоянном подчинении Анти-Я стал подлинной трагедией человека ХХ века, в которой в индивидуальном плане отразилась глобальная трагедия мира.