хочу сюди!
 

Наталия

49 років, рак, познайомиться з хлопцем у віці 35-55 років

Свято Покрова Богородиці - суто українське

  • 14.10.11, 00:31

Древнейшая икона Покрова Богородицы находится в Киеве (ФОТО)
Вчора, 23:21

Древнейшая икона Покрова Богородицы находится в Киеве (ФОТО)В собрании Национального Художественного музея Украины хранится древнейшая икона из Восточной Галиции с изображением Покрова Пресвятой Богородицы (Доска хвойная, темпера. 79,5 х 47. И-14), которая датировалась до недавнего времени кон. ХІІ - нач. ХІІІ вв. Эта небольшая галицкая икона стоит как бы особняком среди традиционных и популярных композиций покровских сюжетов, не имея аналогий. Она отличается от всех известных икон неканоничностью иконографии и своеобразием живописной моделировки, сообщают для портала"Религия в Украине" сотрудники Музея имени Андрея Рублева.

 

Ее древность, казалось, не подвергалась сомнению, однако разногласия среди искусствоведов в части ее датировки достигали более чем приемлемой меры - выражаясь в одно или два столетия.

 

Итоги научным исследованиям подвела Л. Миляева, она опубликовала в 1965 г. в одном из московских журналов обоснование атрибуции иконы, подчеркнув при этом ее значение как единственного тогда известного произведения галицкой иконописи домонгольского периода. Л. Миляева отметила, что «украинские легенды связывали с культом Покрова непосредственно Успенский собор Киево-Печерского монастыря», а также указала, что «галицкий «Покров» из всех известных изображений сюжетно более всего близок к богородичному культу Влахернского храма».

 

В то же время, по мнению В. Александровича, галицкий «Покров» является «малоисследованной так и недооцененной по достоинству древнейшей украинской иконой».

 

Радиоуглеродный анализ доски галицкой иконы определил ее возраст 2-й пол. ХІ века. На сегодня представляется возможным датировать икону концом ХІ - началом ХІІ века.

 

Бесспорно также и то, что это один из изводов покровской иконографии на ранней стадии формирования его иконографии. Более древних памятников ученым пока неизвестно. Предположение о том, что галицкая икона близка к прототипу или оригиналу, возникшему в Византии или Древнем Киеве, не лишено основания.

 

Композиция галицкой иконы как бы отражает «Влахернское чудо». Отношение иконы к покровскому сюжету «удостоверяет» присутствие здесь Андрея Юродивого и Епифания. Нетрадиционный образ Богоматери, держащей младенца, над которой ангелы поднимают покров, - не встречается в поздних композициях «Покровы», но это можно объяснить ранним происхождением этой иконографии.

 

Что интересно, вопрос времени и места установления празднования Покрова Пресвятой Богородицы до конца не выяснен. Крупнейший агиолог – архиепископ Владимирский Сергий (Спасский), исходя из историко-литературных данных, считал, что праздник установлен неизвестным князем в Киеве как общерусский на рубеже XI–XII в.

 

Хотя некоторое время считалось, что праздник Покрова ввел на Руси князь Андрей Боголюбский, архиепископ Сергий привел ряд возражений против отнесения первоначальной даты установления праздника к периоду деятельности этого святого. Сопоставив сведения о древнейших праздниках, содержащиеся во всех известных списках отечественного Пролога, он выяснил следующее: «Из представленного перечня русских праздников первой, древнейшей редакции видно, что эти праздники все киевского происхождения, кроме празднования дня памяти, близкого, впрочем, к Киеву, князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы находится во всех пергаменных прологах обеих русских редакций...». Ни владимирских, ни новгородских праздников в древнейших прологах нет, но только киевские конца XI – начала XII века. К последним относится и праздник Покрова, всегда в прологах упоминаемый вместе с остальными киевскими праздниками, и даже упоминаемый в первую очередь.

 

Версию архиепископа Сергия как раз и подтвердила находка иконы Покрова совершенно особой иконографии, происходящей из Восточной Галиции. Как заметил А.Александров, «следы киевского происхождения праздника сохраняются и во владимирских памятниках» (например, в Суздальском соборе Рождества Богородицы).

 

Служба празднику, как свидетельствует тот же архиепископ Сергий (Спасский), начала слагаться не раньше XIV в. и развивалась в последующее время.

 

Интересно, что в Грецию праздник Покрова, как ни парадоксально, пришел через Болгарию и был установлен сравнительно недавно, в XVIII в.

2

Коментарі