хочу сюди!
 

Катерина

42 роки, близнюки, познайомиться з хлопцем у віці 43-49 років

Распознать и исторгнуть химеру

  • 19.06.11, 17:14

Власть химеры  Этнологические аспекты современной ситуации в Украине

 Главной проблемой сегодняшней Украины является ее колониальное состояние. Мы имеем ситуацию, очень сильно напоминающую историю Южной Родезии после ноября 1965 г. А именно: и там, и тут колониальные администрации объявили о своей «независимости». Правда, есть и существенные отличия.

Третий Рим

Надо сказать, встречаются уникумы, по мнению коих Украина и колонией-то никогда не была. В качестве обоснования этого дивного тезиса выдвигается следующий «аргумент»: «Не может быть колонией территория, которая живет богаче метрополии». Что тут скажешь? Действительно: «мокрая» колбаса по 2.20 на украинских прилавках встречалась чаще, нежели синюшная «ливерка» в аналогичных местах Центрального Нечерноземья. Но допустимо ли степень суверенности территории измерять длиной «колбасных» очередей?

Вообще-то в мировой истории подобных «парадоксов» пруд пруди. Скажем, восточные провинции Римской империи уже при Юлиях-Клавдиях (I век н.э.) были заметно богаче италийских ее областей. Тем не менее, никто на этом основании не считал, к примеру, Грецию независимой от Рима страной. Даже в годы царствование эллинофила Нерона. Другое дело, что эта разница в уровне экономического развития (с участием множества других факторов, естественно) через три столетия привела к расколу империи на Западную и Восточную, причем экономически более развитая Византия продержалась на целое тысячелетие дольше Западной Римской империи.

Еще пример. В середине XIII столетия ремесленник Великого Новгорода жил побогаче рядового золотоордынского кочевника. Однако почему-то именно баскаки великого хана приезжали собирать дань с новгородцев, а не наоборот. Когда же последние возмутились, в город явился святой благоверный князь Александр Ярославич и оперативно разъяснил недоумевающим истинное положение дел. «Овому носа урђзаша, а иному очи выимаша...» - лаконично описывает Первая Новгородская летопись воспитательную методу родоначальника веселенькой династии царей московских...

Как было сказано выше, примеров такого рода в мировой истории гораздо больше двух; приведенные мне понадобились, чтобы плавно перейти к следующему тезису. О том, насколько справедлив известный постулат «Москва есть Третий Рим». Кого-то эта «концепция» вгоняет в религиозный экстаз; другие воспринимают ее весьма саркастически. Между тем, сходство между двумя Москвой и Римом действительно имеется. Правда, не совсем в том смысле, каковой вкладывал в свою формулу инок Филофей.

Как Римская империя, так и Московия выросли из захолустных селений с мрачноватым и не склонным к рефлексиям народцем  в борьбе с намного более развитыми соседями. Правда, рождение Рима и его т.н. царский период окутаны пеленой мифов, сочиненных самими римлянами, а потому трудно понять меру участия в этом возвышении неких внешних сил. Известно лишь, что имена у доброй половины римских царей были этрусские.

О начале возвышения Москвы известно уже и из письменных источников; о прямом участии в этом деле иноземцев можно говорить утвердительно. И, во всяком случае, и там, и там происходило неспешное, зато систематическое завоевание близлежащих городов и племен - пока система не лопнула, раздувшись до неестественных пределов. Собственно, вот вам и объяснение «парадокса»: Италия была такой же римской колонией, как Сирия, Греция или Галлия. А Тверь, Рязань и т.д. - точно такими же завоеванными Москвой территориями, как Украина, Кавказ или Средняя Азия. Нынешнее московское «понаехали тут!» - полный аналог донесшегося из античности плебейского вопля «Не прикасайтесь ко мне! Я - гражданин Рима!»

Если же говорить о главном, правящая верхушка обеих метрополий, выкачивая из колоний все, что позволял ей уровень технологического развития, тратила огромные богатства вовсе не на обывателей центральных «губерний». Эти колоссальные средства нужны были правящей верхушке - что Рима, что Москвы - для реализации собственных программ. В основном завоевательных; малая часть - на «хлеб и зрелища» для столичного плебса: так покупается лояльность толпы, дабы обезопасить от ее буйств центральные органы управления империей.

Химера на Москве-реке

В такой системе проигрывали как раз те, кто находился ближе к столице - их удобнее было брать за горло и трясти. Объясняя попутно, каким великим народом они являются: «Эти необъятные просторы! Эти неисчерпаемые богатства! Которым завидуют все народы мира!» При достаточно регулярных заушениях какая-то часть населения колоний вполне могла уверовать в свою принадлежность к великому народу и в его (народа) мистическое предназначение. Другое дело, что когда «родное» начальство часто и без видимых причин бьет по темени мирного обывателя - впору усомниться, принадлежат ли эти две «социальные группы» к одному и тому же племени.

Даром, что ли, вся великая русская литература задается вопросом: откуда это трагическое непонимание между «страной рабов» и «страной господ»? И не дает ответа. Хотя ответ есть. Лично я нашел его у сына великой русской поэтессы (с украинской фамилией Горенко) Льва Гумилева. В его теории этногенеза.

Сам Лев Николаевич «контакты» Москвы с Золотой Ордой почитал благом для русского народа. Наверное, вследствие «аберрации близости». Но если приложить к истории возвышения Москвы его же теорию, то выходит, что на берегах Москвы-реки на несколько веков обосновалась химера. Которую он сам благом отнюдь не считал. Что такое химера - подробно читайте в книгах Гумилева: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь». Здесь - коротко.

По гумилевской теории этногенеза, в местах встречи этносов возможны разные типы межэтнических контактов. Самый опасный из них - химера, порождающая антисистему, а если по простому, то это - паразит, обосновавшийся в теле чужеродного этноса. Условия для образования: потребна встреча уже не этносов, а суперэтносов. Можно - двух; надежнее - трех и более. Второе условие - участники контакта должны иметь разные уровни пассионарности. От себя добавлю: оптимально, если среда, где химере удалось отложить свои «яйца», не должна иметь слишком уж высокий уровень образованности и устоявшиеся традиции.

Так вот, в междуречье Оки и Москвы-реки времен нашествия Батыя сложились условия,    появлению химеры благоприятствовавшие. Эта «периферия» Великого княжества Владимирского, где издавна жили рядом славянский и финно-угорский суперэтносы, не могла похвастаться книжностью своих обывателей (вдобавок отсюда рукой подать до Великого Булгара, где жили представители третьего суперэтноса - тюрки-мусульмане). Ну, а когда в эти места пришли горячие монгольские парни...

Химерой древние греки назвали мифического мутанта с головой льва, туловищем козы и хвостом-змеей. Очевидно, позаимствовав название, Лев Николаевич хотел подчеркнуть противоестественный характер такого рода образований. Ну, что может выглядеть более неприродным, чем «братское» единение оседлых славян - с грязными завоевателями-кочевниками, причем практически сразу после их нашествия - с убийствами, погромами и всеми прочими ужасами. Один внешний вид язычника-степняка должен был вызывать у православного, кроме страха, законное омерзение. А вот Александр Ярославич (который «Невский») оказался не из брезгливых: побратался с сыном самого Батыя Сартаком. Его же потомки, начиная с младшего сына Даниила, первого из московских, его внука Ивана (знаменитый Калита) и вплоть до Ивана «Грозного», по максимуму использовали налаженные их предком отношения с Ордой.

К слову сказать, едва ли не половина дворянских фамилий России гордилась своими татарскими корнями...

Номенклатурное самовоспроизводство

Химера, если не углубляться в детали, есть система государственного паразитирования. От глистов или пиявок она отличается только тем, что сосет не только народную кровь, но и его мозг. К каким жутким последствиям это приводит, можно судить по тому, кого почитает героем нынешний россиянин: коллаборациониста Александра Невского, предавшего ради дружбы с Ордой родного брата; достойного его потомка, клинического психопата Ивана Грозного - и т.д., и т.п.

Московия (а потом Российская империя) получала шанс избавиться от химеры-паразита. В последний раз - после реформ Александра II. Но, по-видимому, иммунная система основных этносов империи была подорвана. Стоило слабовольному Николаю II отречься от трона, как новая химера не замедлила явиться.

У большевистского режима налицо все признаки химеры по Гумилеву. Дело даже не в том, что во главе империи оказались т.н. инородцы. Эти «товарищи», многие из которых десятилетиями прожили в эмиграции, для своих собственных этносов были отщепенцами. А в среднем звене РКП(б) не в редкость были иностранцы. Сталин систему модернизировал; иностранцев убрал вовсе, евреев - в значительной части (особенно бывших эмигрантов). Но (анти)система от этого не утратила своего химерического характера. Уже потому хотя бы, что подбором и расстановкой кадров в империи занимался грузин, сам себя аттестовавший как «челавэка русской культуры».

Живописать здесь «свершения» большевиков нет нужды; достанет того, что химера, в том виде, как ее сформировал Сталин, дожила до наших дней. Она даже размножилась - по числу стран СНГ - и во многом вернула себе позиции, поколебленные в августе 1991-го. Стоит отметить великолепную систему ее воспроизводства самоё себя. В принципе, это не так сложно. Скажем, интеллигент всегда отличит в толпе интеллигента, уголовник - уголовника и т.д. Номенклатурная же система предполагала еще и тщательный многоступенчатый отбор, где основным критерием была верность стае и ее вожаку. Поэтому Кучма мог публично унижать подчиненных; мог выгонять их из высоких кабинетов. Но если человек прошел номенклатурный отбор - худого слова про «гаранта» от него никто не слышал. Часто такая демонстрация покорности вознаграждалась возвращением опального царедворца. В отличие от них «оранжевые», не успев прийти к власти, тут же перессорились, и дефицита филиппик в адрес нового главы державы не наблюдалось: демократия!

Как всякий паразит, химера не способна существовать вне тела хозяина, а потому вынуждена максимально консервировать условия, в которых она вызрела. Следовательно, если моя «химерическая» гипотеза верна - никаких позитивных реформ нынешняя украинская власть не допустит. Что она, собственно, и демонстрирует вот уже второй год (не думаю, что телодвижения режима Януковича, вызванные примитивным желанием устроиться поудобнее на только что отвоеванной территории, можно считать реформами).

Как паразитический организм, химера обязана лгать. Низшие паразиты научились обманывать хозяина на гормональном уровне; этнические химеры - на уровне вербальном. Вспомните, что говорил Янукович-кандидат - и сравните с его нынешними действиями. Если бы у режима при реализации из программных положений что-то получалось плохо - это простительно. Но в том и дело, что он делает нечто прямо противоположное. Начать хотя бы с названия: «Партия регионов». Едва придя к власти, ее лидер стал систематически отнимать у этих самых регионов последние крохи былой самостоятельности.

Заливисто лгут подручные Виктора Федоровича. От бессмысленной и, на первый взгляд, совершенно излишней галиматьи, которую несут всевозможные чечетовы, у человека нормального вянут уши и шевелятся на голове волосы. Ну, так нормальному хомо сапиенсу перспектива попасть в номенклатуру никогда и не светила.

И, разумеется, всякой химере присуща столь же бессмысленная, как и чечетово вранье, жестокость. Что, в общем, понятно: среда-то для нее чужеродная...

Перспективы

 Очевидно: никакие экономические реформы режимом не только не проводятся - они и не замышлялись. Однако перед Януковичем встала серьезнейшая проблема, которая не стояла перед Кучмой. Тому сравнительно легко было держать в узде своих... олигархов. Не потому, что он такой талантливый администратор. Легко манипулировать подручными, когда в твоих руках находился огромнейший массив госсобственности. Подбрасывай время от времени лакомый кус то одному, то другому - они тебе за это будут вылизывать самые интимные места. У Януковича же этого ресурса практически не осталось. Все, что можно было раздать - роздано; из нищающего населения много не выжмешь. Зато аппетиты у соратников только-только начинают прорезаться: «За что боролись?!»

Проблема усугубляется тем обстоятельством, что украинских олигархов не пускают на Запад. То есть экспортировать продукцию своих заводов они пока могут; могут держать деньги в западных банках и даже покупать роскошные квартиры в центре Лондона. Но прикупить самый скромный свечной заводик им не позволяют даже в Польше и Венгрии. По причине весьма специфической репутации (одна из главных причин падения Ющенко - он не сумел обеспечить олигархам прорыв на Запад, и те отказали ему в лояльности).

Безусловно, кое-кто из ближайшего окружения Виктора Федоровича от его прихода к власти выиграл. Захватил контроль над «Укртелеком», над недоприватизированными Облэнерго; Фирташ вернул свои миллиарды кубов газа. Но подавляющее большинство подручных Януковича, в основном, ограничилось моральным удовлетворением. А хочется-то большего! Но, в силу указанных выше причин, что-либо получить можно только внутри замкнутой системы, каковую представляет из себя хиреющая украинская экономика. Потому все экономические «реформы» в ближайшие годы сведутся к подковерным схваткам за право беспрепятственно пастись на постоянно съеживающемся «кормовом поле», ограниченном державными кордонами Украины. Которая, как известно - не Россия.

Иными словами, та часть номенклатуры, что почитает себя обойденной, все жестче ведет грызню за перераспределение того, что еще остается в пределах страны. Поскольку, как уже было отмечено, товарищи вымуштрованы в номенклатурных традициях, на прямой бунт они вряд ли отважатся. Но в ход уже пошли всевозможные «антифашистские форумы», законы про «знамя победы»; все чаще вспоминают об «ущемлении» русского языка. В общем, ребята стараются поймать своего вождя за язык - в прямом и переносном смысле - чтобы простимулировать лидера к началу нового передела. Если не собственности, то власти.

И тут вдруг выясняется, что миф о «железном хозяине» Януковиче на глазах ржавеет и рассыпается: он, оказывается, неспособен контролировать собственную стаю. Но тогда тем более ему не под силу управиться с крупной европейской державой. А то, что Янукович вернул себе полномочия Кучмы (и приумножил в ходе судебной и административной «реформ»), не только не помогает ему в этом деле - именно вследствие чрезмерно концентрации оных полномочий в одних руках бардак в стране очевидно нарастает.

Строго говоря, трудно вычленить главное звено. То ли хаос будет вызван экономическими неурядицами, то ли сами неурядицы случаются от того, что подгребший под себя все нити управления президент  не в состоянии понять, за какую нитку надо дернуть в данный конкретный момент (а какую, наоборот, следует максимально ослабить). И уж точно ни Янукович, ни подавляющее большинство его «единомышленников» понятия не имеют, что в любом звене управления необходима не бутафорская, а реально работающая обратная связь. Химера в принципе не способна адекватно воспринимать сигналы, исходящие от народа.

Остается только надеяться, что народ сумеет распознать и исторгнуть химеру раньше, чем та доведет себя (оно бы и черт с ней, но при этом может пострадать хозяин) до летального исхода. Основания для оптимизма есть, но о них как-нибудь в следующий раз.

 

Михаил Бублик, специально для «Полемики»

Статья публикуется в рамках конкурса "Полемики".

Мнение авторов статей не обязательно совпадает с мнением редакции.


100%, 4 голоси

0%, 0 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.
6

Коментарі

Гість: kiralex

120.06.11, 08:12

Мощно

    220.06.11, 12:54

    Все верно! Только народ должен понять это.