В сложившемся на данный момент в российском политическом мире положении только Сурков представляет реальную угрозу для президентства Путина.
Сегодня, 8 мая, произошла своего рода сенсация: президент России Владимир Путин отправил в отставку вице-премьера, руководителя аппарата правительства Владислава Суркова. В сообщении пресс-службы Кремля по этому поводу говорится, что заместитель главы кабинета министров написал заявление об уходе по собственному желанию. Указ вступил в силу с момента его подписания главой государства.
Следует констатировать, что глава государства сделал ход на опережение событий, которые могли бы закончиться для него довольно печально.
Вообще, в последнее время имя казалось бы окончательно ушедшего в тень бывшего «серого кардинала» российской внутренней политики Владислава Суркова постоянно было на слуху. Не проходило и нескольких дней, чтобы среди главных новостей не появилось очередное его заявление. Не стала исключением и эта неделя. Одной из главных тем, практически перекрывшей унылые отчёты о митинге либералов 6 мая 2013 года, стала заочная перепалка Суркова с официальным представителем Следственного Комитета России Владимиром Маркиным. Некоторые СМИ уже разглядели в их пикировке раскол и столкновение в российских властных верхах.
Напомним, что поводом для скандала стала заметка Маркина, вышедшая в газете «Известия». «В отсутствие результатов масштабных проектов всегда будет виноват Следственный комитет. То в восемь утра на обыск придут к креативным ребятам строго по УПК, то иностранного гостя в коридорах “Сколково” спугнут процессуальными действиями… У граждан России, в том числе работающих в СКР, возник риторический вопрос: а сколь долго удержится в своем кресле член кабинета Е.И.В. (очевидно, “Его Императорского Величества” – ред.), если он, пребывая с частным визитом в Москве, публично осудит Скотленд-Ярд за исполнение прямых обязанностей? Видимо, у нас в Москве слишком либеральный режим по сравнению», – пишет официальный представитель СКР.
В фонде «Сколково» заметку Маркина комментировать отказались, как, впрочем, и сам подразумевавшийся Маркиным Владислав Юрьевич, который сухо заявил: «Я графоманию не комментирую».
Хотя слова Маркина ряд экспертов уже успел назвать «его личным мнением», сложно предположить, что представитель силового ведомства действовал независимо. И, видимо, правы те, кто усмотрел в этих событиях продолжение того раскола в верхах, о котором уже давно ходят слухи.
Некоторые подозрения относительного того, что «раскол» переходит на новый уровень, возникли ещё на прошлой неделе, когда Сурков, выступая в Лондонской школе экономики, заявил, что России была бы полезна большая партия-конкурент «Единой России».
«Я уверен, что в России полезна была бы вторая большая партия, которая бы всерьёз конкурировала с “Единой Россией”. Возможно, этой партии даже надо помочь состояться. Потому, что это нормальный процесс. Что там ждать, когда что-то произойдет стихийно? Это нормальный процесс, который отражает эволюцию общества в той степени, в которой она состоялась», – провозгласил тогда Сурков.
Владислав Юрьевич возвращается в политику?! Действительно, мог ли долго существовать при «Сколково» человек, ещё совсем недавно фактически управлявший страной… Достойная, конечно, пенсия – но это явно не для него.
Всё окончательно сошлось: доверенные лица Суркова – Василий Якименко с Никитой Ивановым, при поддержке загрустившего было без дела Глеба Павловского, говорили о создании такого рода партии ещё в самом начале партийной вакханалии, придуманной Медведевым, и вот сейчас, после заявлений Суркова всё встало на свои места. «Партия власти», «Умная Россия» – о них шла речь ещё около года назад, и теперь, похоже, эти проекты самое время достать «из архива».
Если Владимир Путин наконец-то решится отправить Медведева с его либеральным правительством в отставку, то его будут шантажировать новой «Партией власти», куда Сурков соберёт всех обиженных Путиным чиновников, «пострадавших» от антикоррупционных чисток. Павловский уже один раз провернул подобную схему, создав Союз правых сил (СПС) и собрав туда всех недовольных бывших либеральных чиновников – Егора Гайдара, Сергея Кириенко, Бориса Немцова, Ирину Хакамаду, Анатолия Чубайса. Тогда он так же действовал под кураторством Суркова.
Однако надо всё же признать, что Павловский, при всём его профессионализме и многолетнем опыте – всё же не более чем технолог, и «на себя» он не работает. Сурков, выступающий как заказчик очередного технологического партстроительного проекта – куда более серьёзная угроза для Путина, т. к. именно он создал нынешнюю политическую систему России, и до нюансов знает, как она работает и на чём держится. Нет сомнений в том, что за годы своей деятельности он заложил немало неочевидных «мин» в российскую политическую действительность.
Именно Сурков – это тот, кто может бросить Путину реальный вызов. И в условиях политического вакуума, он будет прикрываться Медведевым как единственным, помимо Путина, политическим тяжеловесом в стране, используя его как таран для мягкого, «в рамках закона», а в идеале – парламентского смещения Путина от власти. Нечто подобное планировал в своё время Михаил Ходорковский, скупавший депутатов всех без идеологического разбора фракций – от «Яблока» до КПРФ.
Чиновничье кресло под Медведевым уже явно покачивается, и, как уверены некоторые представители политологического экспертного сообщества, осенью он может быть отправлен… ну, предположим, в то же «Сколково», или на объединённый Верховный и Конституционный суд, и его обида будет как нельзя кстати. А его правительство, за исключением разве что Дмитрия Рогозина, которого Сурков запрессовал туда, чтобы в итоге слить, оформит костяк будущей оппозиционной антипутинской либеральной силы, которая станет новым контактором Госдепа в России вместо всё провалившей нынешней «болотной» оппозиции. Здесь пригодятся и налаженные Сурковым во времена работы одноимённой комиссии по правам человека связи с нынешним послом США Майклом Макфолом.
Следует вспомнить и то, что пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, по свидетельству некоторых непосредственных участников событий, стояла за декабрьскими и последующими выступлениями «болотных», напрямую контактируя с Удальцовым, а в самом начале – с Дёмушкиным, и позднее – со всеми остальными «болотными» лидерами, вплоть до прокола 6 мая, когда вмешалась внешняя сила в лице Гиви Торгамадзе, а с протестов спала пелена респектабельности, что бросало тень уже на патрона Тимаковой.
Ко всему этому, как сейчас выясняется в ходе скандала с депутатом Ильёй Пономарёвым, «Сколково», курируемое Сурковым, по сути финансировало оппозицию посредством т. н. гонораров за лекции. На этом попался пока только Пономарёв, но сколько государственных средств реально прошло через «Сколково» на финансирование антипутинской оппозиции – ещё стоит выяснить.
Ясно одно – Сурков обижен и готовится бросить вызов Путину. И на сей раз это действительно серьёзно.
В общем, Путину ничего не оставалось делать, кроме как избавиться от столь опасного чиновника.