Широкая колея для растрат
- 19.03.11, 22:26
http://2000.net.ua/2000/derzhava/realii/72430
На строительство 7 км железнодорожного полотна, предназначенного для перевозки западных туристов во время Евро-2012, собираются потратить 7 млрд. грн. Это в 100 раз превышает обычную смету, утверждает народный депутат Украины, член парламентской фракции КПУ Евгений Царьков.
Речь идет о проекте железнодорожного сообщения Киев — аэропорт «Борисполь». О строительстве этой железнодорожной ветки начали говорить еще с 2007 г. — тогда проект рассматривался на заседании Кабмина. Предполагалось сделать ответвление до аэропорта от железной дороги на участке Дарница — Борисполь в районе с. Чубинское. Под автотрассой Киев — Борисполь колея должна была нырнуть под землю в тоннель. В 2008 г. к проектированию думали привлечь корпорации Itochu Corporation и Pacific Consultants International (PCI), но дальше разговоров дело не пошло. В конце 2010 г. вновь заговорили о необходимости строительства ветки. Предполагалось, что во время прошлогоднего визита Виктора Януковича в Китай будет подписано соглашение о выделении Китайским банком развития и Индустриально-коммерческим банком Китая кредита в размере, эквивалентном 1 млрд. грн. Тогда же выяснилось, что определенности в проекте нет. Есть только концепция, когда электропоезда будут двигаться по уже существующей железной дороге, и необходимо достроить лишь небольшой участок. «Фактически это поезд, едущий по существующей железной дороге, и не хватает только участка, отходящего в сторону аэропорта, приблизительно 7 км», — сообщил руководитель национального проекта «Воздушный экспресс» Олег Малич. Также он добавил, что проект разделен на две части и, согласно технико-экономическому обоснованию, его ориентировочная стоимость немногим более 7 млрд. грн. Откуда же без утвержденного проекта возникла такая сумма? И почему нужен именно кредит, а не инвестиции? Отвечая на этот вопрос, глава Госагентства по инвестициям и нацпроектам Владислав Каськив отметил, что привлечение кредитных средств позволяет значительно сэкономить время на реализацию проекта. Впрочем, об «оперативности» работы над ним свидетельствуют годы пустых разговоров. К тому же они нисколько не проясняют, как случилось, что стоимость одного километра железнодорожного полотна обойдется в 1 млрд. грн. (напомним, объем предполагаемого финансирования за счет бюджетных средств и кредита — 7 млрд. грн., а предназначен он всего для 7 км). Евгений Царьков сопоставил предполагаемые украинские расходы на строительство железнодорожного полотна с российскими. Стоимость материалов на 1 км пути там колеблется в пересчете на гривни 2 — 2,5 млн. Если предположить, что работы будут стоить пусть даже в три раза дороже материалов, то получается сумма в 10 млн. грн за 1 км. «Следовательно, «национальный проект» состоит в том, чтобы построить дорогу ценой в 70 млн. грн. за 7 млрд. грн., то есть в 100 дороже», — подчеркнул Царьков. К слову, от проведения пенсионной реформы Кабмин предполагает сэкономить 3 млрд. грн. А только на одной железнодорожной ветке собираются уменьшить госказну на вдвое большую сумму. Есть в этой странной истории еще одни аспект. Говоря о необходимости привлечения кредитных средств, г-н Каськив упомянул, что проект окупает себя. Однако вскоре в прессу просочилась информация, что стоимость билета на электричку Киев — Борисполь будет составлять 40 грн. Каськив опроверг эту информацию. В таком случае возникает вопрос: кто тогда компенсирует 7 млрд. грн.? И стоит ли говорить о самоокупаемости? Здесь уместно добавить, что предполагаемые траты на проект Киев — аэропорт «Борисполь» не ограничатся упомянутой астрономической суммой. Ведь понадобится еще и подвижной состав. Причем это должны быть не привычные для украинцев электрички, проработавшие не одно десятилетие. Чтобы не пришлось краснеть перед туристами, составы должны быть новыми и современными. Концерн Siemens, например, предложил для этих целей использовать электропоезда марки Desiro стоимостью 30 млн. евро. Они адаптированы к украинской колее и способны развивать скорость 160 км/ч. Кстати, в 2009 г. «Российские железные дороги» заключили с Siemens контракт на закупку 38 таких поездов. Они будут обслуживать Олимпиаду в Сочи в 2014 г. До сих пор вопрос о финансировании украинского «Воздушного экспресса» остается открытым, поскольку Кабмин не дал государственную гарантию на получение кредита. Более того, по словам вице-премьера, министра инфраструктуры Бориса Колесникова, «экспресс», скорее всего, не будет построен к Евро-2012 г. Ведь до чемпионата осталось менее полутора лет, а по самому оптимистическому сценарию, на это требуется два года.Александр БОГДАНОВ,газета "2000"
25
Коментарі
Опал58
127.03.11, 21:57
анонім
227.03.11, 23:01
Гість: Крайтос
329.03.11, 12:12
Это никому не нужное евро только разоряет страну А в итоге вся построенная за бюджетные деньги инфраструктура отойдет в частные руки