Если кто не знал, то можно напомнить, что планы электрификации формировались задолго до прихода к власти большевиков…
В 1892 году в Киеве впервые был пущен электрический трамвай. Затем в 1897 г. — в Днепропетровске (Екатеринославе), в 1899-м — в Кременчуге, Москве, Житомире, а в Одессе и Санкт-Петербурге — в 1907 году.
В 1912 г. образовался консорциум обществ и банков по изучению сооружения канала Волга — Дон и реки Днепр для составления проекта водного пути в его порожистой части и использования силы падения воды для сооружения гидростанции.
Для строительства этого комплекса были привлечены немецкие концерны АЭГ, “Сименс-Гальске”, французское общество “Батиньоль”, швейцарская компания, ряд русских банков. Экспертизу проекта мощной ГЭС ниже днепровских порогов и судоходного канала в обход них провели немецкие эксперты.
Отечественный капитал был представлен в большинстве Обществом электрической силы водопадов с хорошей перспективой увеличения их доли в реализации этого крупнейшего по тем временам проекта. Начало строительства будущего Днепрогэса предполагалось в 1915 году, окончание — в 1920-м.
Война в 1914-м, а затем, революция… Перебили огромную массу населения… Кто-то до сих пор радуется, “вся власть люмпенам!”
Бланк-Ульянов (Ленин) умер в 1924, а ДнепроГЭС начали строить в 1927 — при чем тут Ильич то? Его и в городе Запорожье ни разу не было.
Строили та уже при Сталине, да еще и с американскими проектантами…
Американскими компаниями, например, были перепроектированы такие “стройки пятилеток”, как Днепрогэс, Уралмаш, Магнитогорский металлургический комбинат, Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), Челябинский тракторный завод, Сталинградский тракторный завод. Промышленное оборудование для этих объектов было ввезено из Америки, на их строительстве работали 6 000 американских специалистов.
Интересно, что главным консультантом проекта строительства Днепрогэс был полковник инженерных войск армии США Хью Купер, а 17 сентября 1932 года “за особо выдающуюся работу на Днепрогэсе” 6 американских консультантов (Франк Фейфер, Чарльз Джон Томсон, Вильгельм Меффи, Хью Купер, Фридрих Винтер, Георг Биндер) были награждены орденами Трудового Красного Знамени. На плотине Днепрогэса были установлены американские турбины.
На фото Хью Линкольн Купер (1865 —1937) — на фоне Днепрогэс. Может ему надо было памятник поставить? Смайлик “smile”
И официальная часть. Иван Александров — руководитель проекта, экономист. Виктор Веснин — архитектор, Глеб Кржижановский — автор проекта, еще при царской России. Экспертизу проекта проводили немецкие специалисты “Сименс” и американская компания “Вестингауз в 1912 и они же в 1921 году. Александр Винтер — начальник стройки 1927-1932 годов, ответственный инженер первой “сталинской” пятилетки, так сказать.
http://www.ukrrudprom.ua/digest/Eta_zabavnaya_isterika_po_povodu_pamyatnika_Leninu_v_Zaporoge_Dn.html