Немного о стереотипах
- 09.01.11, 22:24
Сегодня общался с некоторыми оппонентами и поразился стойкостью стереотипов в их сознании. Потом решил посмотреть на все это с другой точки зрения. А все потому, что стереотипы мышления ,присущие каждому человеку. Вот, например мы ступаем на пол, и сразу пользуемся стереотипом «пол твёрдый», и дополнительно это не проверяем. У нас минимум знаний потому, что в большинстве своем мы пользуемся стереотипами. Например, пустыня Сахара в Африке, но почти никто там не был и ее не видел, и тд. А если наше сознание основано на стереотипах, то создавать эти стереотипы очень легко.
Например, не думайте о белом коте, не думайте о белом коте, не думайте о белом коте. Интересно кто-то, кто прочитал эти строки, не думал о белом коте? Очень просто,согласитесь, вызвать в нашем мозгу определенные картинки, а потом закрепить их как стереотип.
Пропагандистская деятельность средств массовой информации в любом современном обществе строится на внедрении в сознание людей его «ценностей» в виде системы стереотипов — стандартов поведения, социальных мифов, политических иллюзий. Стереотипизация, т.е. психологическое воздействие с помощью создания иллюзорных стереотипов, — один из главных методов пропаганды.
Сущность его концепции сводится к следующему: раз «человек сначала представляет мир, а потом уже видит его», поскольку «реальная действительность слишком обширна, сложна и изменчива для непосредственного знакомства с ней», человек перестраивает окружающий мир «по простой модели».Под влиянием информации о событиях, а не непосредственного наблюдения за ними, пропаганда должна быть обращена не к разуму человека, а к эмоциям. Хотя они и не отрицают роли сознания, отмечают значение предшествующего опыта, но основным методом пропаганды считают стереотипизацию — выработку с помощью информации стереотипных представлений Стереотипы составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология.Собственно, стереотипы всегда использовались в качестве ярлыков для обозначения противоборствующих социальных сил.
Кроме того, для создания стереотипов массовая пропаганда прибегает к своим обычным приемам — прямой лжи, дезинформации, замалчиванию и т.д.Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конце концов становятся символами. Постоянное воспроизведение сфабрикованных стереотипов создает предпосылки для их некритического восприятия и усвоения аудиторией. Большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений, в ряде случаев только со ссылкой на «авторитет».Например, надежный источник сообщил и тд.Таким образом, стереотипизация в СМИ ведет к стандартизации информации, дезинформации читателей, к манипулированию общественным мнением в интересах властвующей элиты.
Стереотип — это совершенно необходимый нашему сознанию инструмент. Он помогает экономить энергию, превращая сложную реальность в набор четких и коротких суждений. Воспринимая окружающую действительность сквозь фильтры стереотипов, мы оказываемся в простом и понятном мире, где у каждого явления есть ярлык.Стереотипы создаются путем простого повторения связки «свойство — группа» или «свойство — человек». Так, если в газетах в течение нескольких недель имя какого-нибудь политика будет упоминаться только в сочетании со словом «вор» или «умница», в общественном мнении появится стереотипное восприятие этого человека, либо как светлой головы, либо как нечистого на руку.
Желаемое положение вещей подается СМИ как свершившийся факт. Это основано, по сути дела, на гипнозе аудитории — вбиваются гвозди в несуществующий гроб. Примеры цитаты с сайтов:
— «В оппозиционном лагере — разброд и шатания!»
— «Влияние президентской администрации стремительно растёт...»,
— «Фракцию БЮТ в парламенте покидает все больше и больше депутатов...»,
— «Батькивщина» стремительно теряет своих сторонников. За прошедший месяц его электорат сократился с 10% до 8%...»,
— Партия «ВО Свобода» стремительно набирает обороты. За несколько месяцев она превратилась в весомую политическую силу. Она наверняка пройдет на будущих выборах в парламент...» и т.п.
Прием используется для создания соответствующих настроений в обществе. Расчет здесь прост. Дело в том, что большинство людей мыслят стереотипами: «Дыма без огня не бывает», «Раз об этом все говорят — значит так оно и есть». У человека искусственно создается ощущение себя в меньшинстве. В результате он становится безынициативным, отдавая приоритет тому, кого он считает представителем «большинства».
Такого рода пропаганда обычно подается под видом новостей или результатов социологических исследований. Этим снижается критичность восприятия — людям трудно понять, что под прикрытием сообщений о событиях в стране и мире им скармливается обычная «деза».
Как избавиться от стереотипов, если вы чувствуете, что они наполняют вашу жизнь страхом и ненавистью, сковывают ваше восприятие и подчиняют волю?
Хотя бы раз в месяц отключайтесь от средств информации на два три дня.
Расширяйте кругозор, приобретайте личное мнение о том, что для вас действительно важно. Работайте со своими страхами, чтобы они не «прилипали» к внешним объектам: ведь вы боитесь вовсе не цыган и террористов, а смерти, перемен, боли, боитесь самого страха.
Представьте, что вы объясняете одно из своих убеждений инопланетянину, который не знает ни что все арабы — бабники, ни что риелторы врут. Вам придется найти конкретные аргументы, чтобы обосновать свои позиции, — привести примеры из своей жизни, раскрыть моральные принципы, на которых вы основываете свои суждения. Такая техника позволит вычислить необоснованные верования и провести смотр ваших этических убеждений. Неплохо иногда вспоминать, что вы считаете достойным и подходящим для себя, а от чего отказываетесь. Регулярно пересматривая свою жизненную позицию, вы освобождаетесь от стереотипов и становитесь гибче в своем восприятии мира. А это очень здорово — смотреть своими глазами, а не через линзы предубеждений и предрассудков.
Например, не думайте о белом коте, не думайте о белом коте, не думайте о белом коте. Интересно кто-то, кто прочитал эти строки, не думал о белом коте? Очень просто,согласитесь, вызвать в нашем мозгу определенные картинки, а потом закрепить их как стереотип.
Пропагандистская деятельность средств массовой информации в любом современном обществе строится на внедрении в сознание людей его «ценностей» в виде системы стереотипов — стандартов поведения, социальных мифов, политических иллюзий. Стереотипизация, т.е. психологическое воздействие с помощью создания иллюзорных стереотипов, — один из главных методов пропаганды.
Сущность его концепции сводится к следующему: раз «человек сначала представляет мир, а потом уже видит его», поскольку «реальная действительность слишком обширна, сложна и изменчива для непосредственного знакомства с ней», человек перестраивает окружающий мир «по простой модели».Под влиянием информации о событиях, а не непосредственного наблюдения за ними, пропаганда должна быть обращена не к разуму человека, а к эмоциям. Хотя они и не отрицают роли сознания, отмечают значение предшествующего опыта, но основным методом пропаганды считают стереотипизацию — выработку с помощью информации стереотипных представлений Стереотипы составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология.Собственно, стереотипы всегда использовались в качестве ярлыков для обозначения противоборствующих социальных сил.
Кроме того, для создания стереотипов массовая пропаганда прибегает к своим обычным приемам — прямой лжи, дезинформации, замалчиванию и т.д.Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конце концов становятся символами. Постоянное воспроизведение сфабрикованных стереотипов создает предпосылки для их некритического восприятия и усвоения аудиторией. Большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений, в ряде случаев только со ссылкой на «авторитет».Например, надежный источник сообщил и тд.Таким образом, стереотипизация в СМИ ведет к стандартизации информации, дезинформации читателей, к манипулированию общественным мнением в интересах властвующей элиты.
Стереотип — это совершенно необходимый нашему сознанию инструмент. Он помогает экономить энергию, превращая сложную реальность в набор четких и коротких суждений. Воспринимая окружающую действительность сквозь фильтры стереотипов, мы оказываемся в простом и понятном мире, где у каждого явления есть ярлык.Стереотипы создаются путем простого повторения связки «свойство — группа» или «свойство — человек». Так, если в газетах в течение нескольких недель имя какого-нибудь политика будет упоминаться только в сочетании со словом «вор» или «умница», в общественном мнении появится стереотипное восприятие этого человека, либо как светлой головы, либо как нечистого на руку.
Желаемое положение вещей подается СМИ как свершившийся факт. Это основано, по сути дела, на гипнозе аудитории — вбиваются гвозди в несуществующий гроб. Примеры цитаты с сайтов:
— «В оппозиционном лагере — разброд и шатания!»
— «Влияние президентской администрации стремительно растёт...»,
— «Фракцию БЮТ в парламенте покидает все больше и больше депутатов...»,
— «Батькивщина» стремительно теряет своих сторонников. За прошедший месяц его электорат сократился с 10% до 8%...»,
— Партия «ВО Свобода» стремительно набирает обороты. За несколько месяцев она превратилась в весомую политическую силу. Она наверняка пройдет на будущих выборах в парламент...» и т.п.
Прием используется для создания соответствующих настроений в обществе. Расчет здесь прост. Дело в том, что большинство людей мыслят стереотипами: «Дыма без огня не бывает», «Раз об этом все говорят — значит так оно и есть». У человека искусственно создается ощущение себя в меньшинстве. В результате он становится безынициативным, отдавая приоритет тому, кого он считает представителем «большинства».
Такого рода пропаганда обычно подается под видом новостей или результатов социологических исследований. Этим снижается критичность восприятия — людям трудно понять, что под прикрытием сообщений о событиях в стране и мире им скармливается обычная «деза».
Как избавиться от стереотипов, если вы чувствуете, что они наполняют вашу жизнь страхом и ненавистью, сковывают ваше восприятие и подчиняют волю?
Хотя бы раз в месяц отключайтесь от средств информации на два три дня.
Расширяйте кругозор, приобретайте личное мнение о том, что для вас действительно важно. Работайте со своими страхами, чтобы они не «прилипали» к внешним объектам: ведь вы боитесь вовсе не цыган и террористов, а смерти, перемен, боли, боитесь самого страха.
Представьте, что вы объясняете одно из своих убеждений инопланетянину, который не знает ни что все арабы — бабники, ни что риелторы врут. Вам придется найти конкретные аргументы, чтобы обосновать свои позиции, — привести примеры из своей жизни, раскрыть моральные принципы, на которых вы основываете свои суждения. Такая техника позволит вычислить необоснованные верования и провести смотр ваших этических убеждений. Неплохо иногда вспоминать, что вы считаете достойным и подходящим для себя, а от чего отказываетесь. Регулярно пересматривая свою жизненную позицию, вы освобождаетесь от стереотипов и становитесь гибче в своем восприятии мира. А это очень здорово — смотреть своими глазами, а не через линзы предубеждений и предрассудков.
19
Коментарі
Поговорим
19.01.11, 22:49
информационная война, как средство манипулирования общественным сознанием.
21 век на дворе, чего ты хочешь?
Танк_
29.01.11, 22:57Відповідь на 1 від Поговорим
Дружишь с Хозей? Странно, держал тебя за нормальную...
Поговорим
39.01.11, 23:02Відповідь на 2 від Танк_
дружу? общаюсь, но не дружу.
Поговорим
49.01.11, 23:04Відповідь на 2 від Танк_
хотя написала немного неправильно, никогда не слушаю чужих советов и поступаю так, как считаю нужным.
Нормальний
59.01.11, 23:06Відповідь на 1 від Поговорим
Тут суть не в информационных войнах, просто попробуйте на определенных доступных примерах определить свой какой-то стереотип, и потом сделать не так как в вас заложено,а проверить информацию.
Гість: магур
69.01.11, 23:13Відповідь на 5 від Нормальний
никак не пойму что такое сознание и чем разум отличается от эмоций, а теперь вот ещё буду думать куда добавить стереотипы
Мари_НКа
79.01.11, 23:15
Вот мне видится, что пример с Сахарой-неудачный. Ибо это знания и аксиома.Ну, то, что она в Африке.
Да и на украинские СМИ-реагирует всё меньше людей. К сожалению я не владею иностранными языками, чтоб слушать зарубежные новости в оригинале и по крупицам оттуда выуживать инфу.Потому, я поступила проще-сократила до необходимого минимума поглощение новостей.Ну, чтоб вовсе глазами не хлопать.
Но тема Ваша правильная. Меня саму в себе бесит, что я мыслю стереотипами.Но я , видимо, пока молода мозгом.А может , как раз эмоциями-не знаю чем, но я люблю узнавать новое и особенно-разрушать старое.Своё старое.
Да-однозначно нужно больше ездить, общаться с большим числом новых людей. Читать.Мне ещё это помогает.
viktor67
89.01.11, 23:27Відповідь на 5 від Нормальний
Доверяй, но проверяй - просто как все гениальное
А если серьезно - разве это не от интеллекта зависит?
Человеку свойственно все подвергать сомнению. Если он перестает это делать, то превращается в робота.
Поговорим
99.01.11, 23:30Відповідь на 5 від Нормальний
человек субъективен и любую информацию всё равно будет воспринимать через призму жизненного опыта.
анонім
109.01.11, 23:43
Сподобалось...
Почав писати, не влізло і десятої частини... ...
Обмежуся подякою....