Мужчины, памагите барышне:-)
- 15.12.18, 14:37
Самое прекрасное в ЭИ то, что его можно развивать в течении жизни (в отличие, например, от интеллекта когнитивного). Ниже 7 наиболее интересных фактов об ЭИ.
1. Мы не можем не испытывать эмоции.
Эмоции присутствуют в нас днем и ночью, возникая по любому поводу. Мы взаимодействуем с миром через эмоции и эмоциями.
Поэтому, когда мы сосредотачиваемся на эмоциях, «слушаем их» и учимся разбираться в них – мы, действительно, можем быстрее, легче и более эффективно разобраться в фактах и реальности.
2. Ни одна из систем организма другого человека не действует на нас так сильно, как его эмоциональная система.
На тренингах по эмоциональному интеллекту я, внимательно глядя на участников, обязательно говорю: «В данный момент моей жизни на меня никак не влияет то, как сейчас работает, например, кровеносная система участника Валеры, но на меня очень сильно влияет то, как работает его эмоциональная система». Потому что она – открыта. И даже когда два посторонних человека молча едут в лифте, они очень сильно влияют друг на друга через те эмоции, которые переживают.
Эффекти3. Даже если вы тщательно скрываете свои эмоции и чувства, они видны окружающим.
Это продолжение про лифт. Мы можем ничего не говорить, но миллионы так называемых «тонких сигналов» тела расскажут о нас больше слов. Мы можем пребывать в иллюзии, что умеем скрывать эмоции, или даже «вообще ничего не чувствуем», но это неправда.
А, значит, выработанная сотнями тысячелетий невероятная восприимчивость человека к эмоциональным сигналам других, будет отмечать несоответствия и что-то шептать интуиции. Знаете ли вы язык эмоций, понимаете ли его, умеете ли использовать – все это зависит от развитости вашего ЭИ.
4. Эмоции являются информацией.
Причем, очень важной. Наши желания, потребности и стремления выражаются через эмоции. Если мы их понимаем, принимаем, не вытесняем, а слушаем и настраиваем в соответствии с ними свою жизнь, мы счастливы. Если мы умеем «читать» и понимаем эмоции других людей, мы, что называется, «видим их насквозь». Соответственно, умеем найти к ним подход, договориться, повлиять, понять главное – то, что стоит за словами.
5. Эмоции – это маркеры значимости.
Помимо того, что эмоции имеют содержание: страх предупреждает об опасности, гнев и отвращение – говорит о наших границах, радость дает сигнал воспроизвести событие, и так далее, существует еще энергетическая насыщенность эмоции. И чем она сильнее, тем важнее для нас происходящее.
Легкая досада, гнев и ярость – это разная интенсивность сердитости. А эта сердитость, проявляясь с разной силой у одного и того же человека, является показателем его ценностей, убеждений, приоритетов (к чему-то равнодушен, а что-то доводит до бешенства).
6. Чтобы решения были эффективны, они должны не отрицать, а включать в себя эмоции.
Этот постулат важен не только, когда вы делаете судьбоносный выбор, который касается лично вас, но и когда речь идет об отношениях, сотрудниках, компании, управлении, лидерстве.
Когда стало понятно, что IQ (успеваемость, знания, логика) для лидерства и управления гораздо менее важен, чем EQ (способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями), огромное количество передовых компаний мира начали вкладывать ресурсы в развитие ЭИ ключевых сотрудников.
Исследования показали: эффективность руководителя только на 20% зависит от интеллекта, и на 80% — от эмоциональной компетентности. Многие до сих пор не могут это принять.
7. Развитый эмоциональный интеллект позволяет нам управлять эмоциями, а не быть управляемым своими или чужими эмоциями.
В этом пункте могу только добавить, что третьего варианта не дано: вытеснять, подавлять, скрывать, «отключать», игнорировать – значит так или иначе поступать деструктивно в отношении себя, других, жизни; не использовать важную информацию и, простите, тупить.
Либо мы осознаем, принимаем во внимание и делаем осознанный выбор (это называется эмоционально-интеллектуальная реакция), либо тратим большое количество времени и сил впустую на неправильные решения, самообман, несчастливую/неуспешную жизнь
Некоторых удивляет тот факт, что одни люди что-то делают, а другим постоянно чего-то не дали, не обеспечили, не предложили. А также непонятно, то почему вокруг у одних людей появляются возможности и нужные люди, а вокруг других мир вообще напоминает поле граблей и упырей-вурдалаков.
Наш мозг управляется гормонами. То есть он принимает или не принимает решения под управлением нескольких гормонов. Эти гормоны оказывают очень разное по продолжительности воздействие на наше поведение и принимаемые решения.
Предлагаем вам разобраться в гормонах, которые оказывают на нас воздействие и сколько по времени они живут у нас в голове.
Химия мозга:
- Допамин (дофамин);
- Окситоцин;
- Серотонин;
- Эндорфин;
- Кортизол (кортисол).
Выберем модель, достаточную по абстракции для данного разбора. Анатомическая модель (все эти мозжечки с мозолистыми телами) для данного упрощенного анализа слишком отягощена, возьмем более простую, модульную или уровневую модель. Модель триединого мозга МакНила, при достаточно общем рассмотрении нас тут вполне устроит.
Внутри мозга, на самом деле, находится целых три мозга:
- Human или человеческий мозг (неокортекс)
- Mammal или эмоциональный/лимбический мозг
- Reptile или рептильный, самый древний мозг (инстинкты выживания)
Вот, например, посмотрим кому как повезло с мозгом:
- Змеи не думают, они только реагируют, действуют, репродуцуруются, почти не чувствуют боли.
- Собаки чувствуют желание, умеют хотеть, чувствуют статус, чувствуют объединение, они компаньоны, ощущают боль, разочарование.
- Обезьяны или люди должны иметь логику, умеют считать и читать, говорить, держать равновесие, слушают и делают музыку.
Первые химические неприятности
95% всех решений происходит в рептильном и лимбическом мозгу.
А мы адресуемся в своих речах, письмах и презентациях к человеческому мозгу, который очень хорошо научен и умеет говорить "нет". Он просто бережет нас от изменений. Вдумайтесь — ваш мозг мешает вам изменяться, то есть он думает, что защищает вас от изменений. И чем больше у вас мозга, чем больше в нем опыта, тем для вас хуже. Умные люди умеют защищаться. От всего.
Какие события или ситуацию вызывают (то есть становятся триггерами) тех или иных гормонов?
Допаминовые триггеры
Ситуации, в которых мы ждем чего-то приятного или неизвестного, но с ожидаемым позитивным разрешением. Длительность воздействия: 2 минуты.
Окситоциновые триггеры
Ощущение защищенности, единения, любви, рождения ребенка. 6 минут на всё про всё, а потом надо снова что-то думать или подкреплять.
Кстати, многие курильщики сидят не на никотине, а на окситоцине. То есть привыкают не к никотину, а к социальному окружению курильщиков — поговорить, сделать перерыв.
Серотониновые триггеры
Превосходство, повышение статуса, победа, узнаваемость и признание. Целых 24 часа этого чудесного прихода. Сутки для победителя. Сутки на разграбление города.
Эндорфиновые триггеры
Чуть меньше, около 4 часов купает нас в этом удовольствии понимание, что ты просто жив, существуешь и вообще есть! Пояснимся. Примеров много.
1. Если сначала было больно, а потом на волне адреналина отпустило.
2. Искренние смех, слезы или ярость — просто для справки, все в одной строке по силе воздействия.
3.Мышечное удовольствие: массаж, например.
4. Яркие звуки, музыка, ритм.
5. Воспоминание о всем перечислено выше тоже может сработать.
Триггеры кортисола (или кортизола)
1. Разделение мамы и ребенка.
2. Развод или измена супруга.
3. Потеря статуса после увольнения.
4. Социальная изоляция (тишина).
5. Когда вас обманули.
6. Ощущение перенесенного вреда, потери, страхи.
Такая отрава живет в мозге человека целых 3 года.
Привет эволюция и все пережитые нашими предками боли и разочарования: туда не ходи — укусят, сюда не влезай — упадешь, всегда ел зеленые плоды — вот и жуй, не отравишься. Мозг очень восприимчив именно к кортизолу, потому что это помогало нам выживать как биологическому виду. Мы не очень быстро бегаем, не очень круто летаем, но выжили. Кортизол и мозг, плотно на него подсевший. Так было надо.
Вдумайтесь. Кортизол живет в нас 3 года. И заставляет ваш мозг тормозить. Заставляет ваш мозг уберегать вас. Наказали? Не рыпайся. Уволили? Не высовывайся. Мозг очень быстро учится.
Мы не верим. Мы не верим в себя, потому что кортизол уже есть в нашем мозгу.
Мы научены кортизолом что у нас не получится.
Постойте, но у некоторых же получается.
Бизнес, карьера, интересная работа, командировки. Как так-то? Кортизола им не хватило, когда на всех раздавали, или как?
Мозг учится. И плохому и хорошему.
Одни научены быть никем и сидеть засунув мнение в задницу. А другие научены вставать, идти и делать.
Новости и весь поток негатива из телевизора учат быть беспомощными. Потому что там же плохо, что-то случилось, а ты-то тут и сделать ничего не можешь. Мозг запоминает — не надо включаться, если происходит что-то плохое. Мы уже сколько раз не включались (глядя телевизор), и ничего плохого не случилось. Значит, нужно не реагировать. Проходить мимо. Выученная беспомощность. Потому что думающие и активные люди, с точки зрения большой системы управления людьми, не нужны. Научим их быть беспомощными.
Но можно научить свой мозг думать по-другому. Создавая последовательность решений, действий и поощрений. Воспитывая в мозгу привычку делать что-то. Он и этому отлично учится.