Профіль

GTJ

GTJ

Україна, Дніпро

Рейтинг в розділі:

Важливі замітки

Останні статті

GTJ

GTJ

Скультура

  • 25.12.10, 11:47
Минтади являются надгробной скульптурой у народов конго.
Участник бельгийской научной экспедиции в Конго (Заир) Р. Верли писал: «В прошлом, когда войны были частым явлением и вождь деревни или клана (мфу-му) отправлялся в поход или путешествие, его семья заказывала статуэтку местному скульптору и затем освящала ее у колдуна. Эта статуэтка помещалась в доме, чтобы охранять семью и жилище владельца во время его отсутствия. Изображение мфуму находилось внутри, с правой стороны от входа. Если вождь не возвращался из похода и погибал в сражении, в момент его смерти душа его вселялась в каменную фигуру, которая становилась его двойником и продолжала оберегать семью и ее имущество.





Статую, которую называли стражем ("н'тади" - мн. ч. "минтади"), заботливо хранили в семье и передавали по наследству. Она помещалась в части дома, отведенной для священных реликвий и ценных предметов.
Когда их владелец умирал, не оставляя прямых наследников, эти семейные реликвии помещали на его могиле. Многие из статуй погибли при падении огромных деревьев, под которыми находятся могилы, но некоторые погрузились в землю и остались невредимы"



В прошлом минтади иногда изготовлялись из дерева. Верли удалось обнаружить несколько подобных статуэток на могилах последних представителей одной из знатных семей. На других могилах он заметил следы истлевшего дерева, - по-видимому, остатки таких же деревянных фигурок.


Р. Верли сравнивает статуэтки минтади с каменной скульптурой селения Эзие(Нигерия), отмечает некоторое сюжетное сходство между ними. Он делает предположение, что скульптура Эзие могла иметь то же назначение, что и конголезская.



То, что нигерийская каменная скульптура оказалась сосредоточенной в одном месте, он объясняет гонениями против "язычников" со стороны приверженцев ислама. Как раз в этом районе в начале XIX века особенно интенсивно внедрялся ислам, и, возможно, местные жители, пытаясь сохранить свои реликвии от уничтожения, собрали каменные статуи с окрестных кладбищ и спрятали их в лесу, который теперь считается священным. Позднее это событие трансформировалось в миф о народе, бежавшем от врагов и превратившемся в камень.



 

GTJ

GTJ

Лягушка

  • 25.12.10, 11:40


Автор сказки: Народная
Говорят, что в стародавние времена все звери в лесу не давали лягушке прохода, потому что у нее не было хвоста. Лягушка на зверей обиделась и пошла к богу Ньяме попросить себе хвост. Бог неба выслушал лягушку, подумал и сказал: - Есть у меня такой колодец, где вода никогда не иссякает. Для этого колодца мне нужен сторож. Если ты согласишься стать сторожем, то получишь хвост. - Хорошо, буду сторожить, только дай мне хвост. Ньяма дал лягушке хвост и послал ее к колодцу: - Берись за дело! Содержи колодец в чистоте, чтоб каждый путник мог утолить жажду. Отправилась лягушка к колодцу и поселилась в нем. Она очень гордилась своим хвостом и новой должностью. Но однажды началась засуха. Дождей давно уже не было, и колодцы все пересохли. Только в одном колодце Ньямы была вода. Тут уж лягушка и вовсе заважничала и стала заносчивой и просто глупой. Когда нигде не стало воды, звери пошли к Ньяме и попросили воды у него. Он послал их к своему колодцу, который никогда не пересыхал. Первым пришел напиться буйвол. Услыхала лягушка, что буйвол идет, и заквакала: - Кто идет мутить воду в колодце Ньямы? - Это я, буйвол, - ответил буйвол. Лягушка в ответ: - Убирайся отсюда! Нет для тебя воды! Колодец высох. Буйвол ушел, так и не напившись. Потом к колодцу подошла овца, и лягушка опять заквакала: - Кто идет мутить воду в колодце Ньямы? Овца ответила: - Это я, овца. А лягушка закричала: - Убирайся отсюда! Нет для тебя воды! Колодец высох. Ушла и овца, изнывая от жажды. Один за другим подходили к колодцу Ньямы газель, кабан, корова и слон, и всех их лягушка прогоняла: - Убирайтесь прочь! Нет здесь воды! Колодец высох. Наконец всем в округе стало невмоготу. Когда до Ньямы дошел слух о том, что его подданные погибают от жажды, он сам отправился к колодцу, посмотреть, что там делается. Услыхав его шаги, лягушка проквакала: - Кто идет мутить воду в колодце Ньямы? Ньяма строго сказал: - Это я, Ньяма! Но лягушка по привычке проквакала ему в ответ: - Убирайся прочь! Нет здесь воды! Колодец высох. Услышав такие слова, Ньяма страшно разгневался. Он схватил лягушку за хвост и оторвал его. А лягушку прогнал прочь. И осталась лягушка без хвоста. Теперь она всюду ищет воду и живет у воды, вспоминая свои лучшие дни, когда она сторожила колодец самого Ньямы. Но Ньяма постоянно напоминает лягушке, сколько горя она всем причинила: рождаются-то лягушки с хвостом, но, когда подрастут немного, Ньяма хвост у них отнимает.


GTJ

GTJ

Выбор невесты

  • 25.12.10, 11:33
Ежегодно, в сентябре месяце Его величество Мсвати III, король Свазиленда принимает участие в местной «ярмарке невест» - церемонии выбора новой жены, которая проходит в городе Ломамба, резиденции короля и парламента...



В этом году он будет выбирать уже 15-ую.






По древней традиции, около 70 тысяч полураздетых девственниц исполняют для короля ритуальный "тростниковый танец"... В прошлом году самой младшей из них было 6 лет, а самой старшей 25.



Вместе со статусом невесты короля девушка получает достойное содержание и соответствующие подарки.



Единственный в настоящее время абсолютный монарх африканского континента правит страной, насчитывающей около 1,1 миллиона человек, более трети населения которой являются носителями ВИЧ... В Свазиленде самая низкая на планете продолжительность жизни - в среднем 34 года...







Танец тростника на местном наречии назвается -«Умхланга» Как вы уже поняли, смысл церемонии — показать королю красоту девушек и их умение танцевать с тем, чтобы он выбрал из их числа очередную жену. Молодые девушки приходят со всей страны к королевской резиденции Лобамба, чтобы предложить себя. Потенциальные невесты сутки напролет поют и танцуют в честь короля. А тот в конце церемонии кладет посох к ногам своей избранницы. С этого момента она — невеста монарха. Отец нынешнего короля имел более девяноста жен. Кстати, один из королей Свазиленда имел 600 детей.

Жены свази не живут гаремом. Для каждой муж строит дом, и все вместе они образуют традиционную деревню. Понятие старшей и младшей жены существует, но лучше всего быть «любимой». Любопытно, конечно, узнать, как свазилендские мужья находят в себе силы быть внимательными к стольким женщинам сразу. Секрет в постоянном употреблении афродизиа-ков и в поддержании тонуса с помощью физических упражнений. Сам король Мсвати по-настоящему увлечен спортом и требует того же от своих министров. Между прочим, он учился в Британском университете, так что вполне образован, а подданные в нем души не чают.


 

GTJ

GTJ

Свазиленд

  • 25.12.10, 11:27
На путешествие по Свазиленду у меня оставался всего один день. Так сказать: "галопом по Европам". Животный мир и природа национальных парков меня мало интересовали, так как до этого Южную Африку я объездила хорошо. Но вот, что запомнилось по прошествии некоторого времени:
1. Идеальные дороги.
2. Прекрасные горные пейзажи.
3. Очень приветливый народ. Хотя Свазиленд и относится к странам с самым низким уровнем доходов и с самой короткой продолжительностью жизни, но что касается безопасности , то с уверенностью могу сказать – страна весьма привлекательна для туристов. Мы спокойно гуляли по окрестностям Мбабане , по сувенирным рынкам, и магазинчикам, как и многие другие туристы и белые местные жители. Женщины свази очень любят яркую одежду, придерживаются последних тенденций в моде и отличаются хорошим вкусом. Это тоже бросается в глаза, так как местные белые придерживаются консервативного стиля в одежде и в повседневной жизни ходят в шортах и майках.



































































































GTJ

GTJ

Церемония фруктов

  • 25.12.10, 11:19

Ncwala  является самым священным и красочным  фестивалем Свазиленда, кторый проходит ежегодно  в конце декабря и начале января.  Празднование  длятся в течение трех недель, первый период начинается в новолуние, когда юноши клана Bemanti  отправляются в путешествие к  Индийскому океану в Мозамбике для сбора пены волн, которая, как полагают, обладают целительной силой. 
 
 
 
 По возвращении в королевский крааль, церемония продолжается и теперь уже называется, "Маленькая Ncwala". Мужчины одеваются в традиционные наряды, поют  священные песни, исполняют национальные танцы, а король освящает новый урожай.
 
 


 Когда Луна полная, начинается "Большая Ncwala.  Молодые люди собираются к королевскому дворцу со  всех уголков страны, они несут с собой ветви дерева "Lusekwane", чтобы построить священную беседку в королевском саду. Из крааля короля выгоняют Священного быка, закалывают его и на следующий день готовят шикарный пир.


 Воины и гости, облаченные  в одежду из шкур и травы, поют вокруг священной беседки, как бы уговаривая короля выйти наружу. В конце концов, он выходит к воинам для исполнения своего священного танца. Потом король вкушает первые плоды собранного урожая(это обычно тыква) и бросает кожуру в толпу, что приводит народ в неописуемый восторг. После этого песни и танцы продолжаются.
Пятый день  фестиваля посвящен отдыху и медитации, после чего, на шестой день разводится огромный костер во ознаменование начала нового года.









GTJ

GTJ

Тайные союзы

  • 25.12.10, 11:12
У многих африканских народов существуют тайные союзы. Особенно популярны они в Западной и Тропической Африке. Многочисленные тайные общества обычно назывались именами животных-тотемов: леопардов, крокодилов и т.д. Их церемонии состоят из маскарадов, пересказов мифов и жертвоприношений. Однако нам известны не все, потому что они имеют сакральный характер. Например, у аква (Республика Конго) существует два тайных общества – «Анзимба» и «Люди – крокодилы». На Нижнем Конго есть «Общество страны мертвых» Nsi a Fwa. Если начинается эпидемия или уменьшается рождаемость в какой-нибудь области, колдун приглашает детей и взрослых обоих полов для вступления в общество. Неофиты впадают в каталептическое состояние где-нибудь в городе, на базарах, и в таком виде их относят к колдуну в лес, где они остаются от двух до шести месяцев и даже до трех лет. Неофит должен «умереть». Семьи посвящаемых ежедневно приносят к месту церемонии, большое количество пищи для колдуна и его помощников. Африканцы верят, что «мнимая смерть» и все практикуемые при этом церемонии дают возможность неофиту обрести новое тело, свободное от болезней и обладающее репродуктивной способностью.



Другим тайным союзом народов бассейна Конго является нкимба. Нкимба – это учреждение, занимающееся мальчиками, вступающими в период полового созревания. Девочки в нкимба не допускаются.


Мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет собирают из разных деревень, удаляют в лес, где они живут. Вступление в нкимба совершается посредством церемонии употребления наркотических средств, бичеванием, переменой одежды, наречением нового имени, клятвы. Принятие в нкимба совершается ночью при пении и танцах. Колдун нганга передает адептам религиозные знания, обучает искусствам и ремеслам. Преподавание проходит на тайном, эзотерическом языке. Посвященные не могут употреблять в пищу мясо и рыбу, обязаны спать на голой земле и должны окрашивать себя в белую краску. Они не могут говорить и смотреть ни на одну женщину – даже на мать. Сами таинства проходят через год или через два по окончании сезона дождей. Курс нкимба имеет три степени, но не все проходят его полностью. Прошедшие обряд являются как бы выходцами из другого мира. Сначала они не должны никого узнавать, делать вид, что не умеют ходить, не знают обычаев «земного мира». Затем происходит сцена «узнавания».




Другой обряд – ндембо. Это обряды и упражнения совместно для мужчин и женщин. Для ндембо не назначается определенного возраста. Допущение в эти таинства не требует никаких условий. Колдун рекомендует желающим подвергнуться мнимой смерти. Обряд проходит в лесу, где неофиты танцуют, поют и под действием внушения погружаются в транс и симулируют смерть. Они становятся умершими ндембо. Колдун своим искусством должен воскресить их. Родственники и друзья обязаны вознаградить колдуна за церемонию и прислать праздничные одежды. Ндембо выкрашиваются в красный цвет, они не имеют одежды, так как считаются умершими. Упражнения ндембо длятся несколько месяцев и проводятся на эзотерическом языке. Посвященный в ндембо также меняет имя.

В Мали популярен другой «тайный союз», он называется «Охотничий союз». Это добровольное объединение людей с единой идеологической системой, ритуалами, обрядами, с единым блоком экзотерической, недоступной для посвященных, информацией. Это во многом тайное общество охотников, воинов, колдунов, врачевателей. Охотники – это социально признанная интеллектуальная, военная и управленческая элита общества у народа бамбара.

Вхождение в союз сопряжено с соответствующим обрядом посвящения. Членами этого союза могут быть только мужчины. За неофитом закрепляется наставник, который преподает основы «охотнического мировоззрения» и охотнической практики. Неофит остается учеником до тех пор, пока не убьет крупное животное, после чего он становится полноправным членом союза. В процессе обучения неофит знакомится с разными ремеслами, изучает мифологию своего народа, узнает свойства растений и т.д. Внутри союза существует иерархия. Ритуалом перехода по ступеням является охотнический подвиг. Охотник является посредником между миром людей и миром потусторонним, миром леса. Ему приписывают разные сверхъестественные способности, например, считается, что охотник может превращаться в животное. Охотник, достигший титула «Симбон», становится получеловеком, полуживотным, он полуживой, полумертвый. Он при жизни причисляется к лику предков. Всего же у бамбара существует шесть тайных обществ: комо, нтомо, нама, коно, коре и чивара. Во главе наиболее распространенного и влиятельного общества, комо, стоит кузнец, который выполняет также функции судьи. Для отправления культов и различных церемоний (культ предков, церемония уборки урожая, похороны, посвящения и т. д.) используются маски и статуи, которые, как и у догонов, изготовляются кузнецами, принадлежащими к особой этнической группе.




Тайные союзы в Африке играют большую роль. Члены этих союзов в процессе обучения переживают мнимую смерть: неофит как бы прощается со своей прежней жизнью, чтобы вступить в новую. Одним из ритуалов прощания с «прошлой жизнью» является ритуал инициации. Необходимо отметить, что все церемонии и ритуалы, проводимые тайным союзом, проходят в лесу. Лес является символом потустороннего мира. Древний человек воспринимает лес как обиталище смерти, так как в нем он видел место, откуда приходит опасность (дикие звери). В лесу живут злые духи. Вступление в тайное общество всегда обусловливается симуляцией смерти. Неофиты считаются мертвыми, которых колдун nganga должен своим искусством воскресить и дать им новое имя. Кроме того, члены тайных союзов нередко сами являются жителями двух миров, мира людей и мира потустороннего.

GTJ

GTJ

Йоханнесбург

  • 25.12.10, 11:05
В Йоханнесбурге появился полукруглый дом из морских грузовых поддонов. Его можно назвать экономичным примером строительства удобного и функционального жилого помещения.



«Трубщоба» - дом, целиком построенный из вторичных материалов, который по форме напоминает полукруглый туннель или сегмент разрезанной вдоль трубы (отсюда и название «slumtube»). Несмотря на кажущуюся неустойчивость, конструкция из грузовых деревянных паллет отвечает европейским стандартам надежности. Кроме того, «трубщоба» уже прошла испытание на комфортность в условиях реальной жизни: в Йоханесбурге в ней поселили европейских студентов-волонтеров.


Это второй проект «палетной архитектуры» дизайнеров Андреаса Клауса Шнейтцера и Пилса Грегора, для воплощения которого они используют деревянные поддоны и другие вторичные материалы. Свой первый «паллетный домик» двое студентов Венского технического университета придумали и построили в 2008 году. Он был представлен на архитектурных выставках и биенале в Вене, Линце, Венеции, Брюсселе и получил первый приз на фестивале минималистической архитектуры в Париже.

Нынешний проект «Трубщоба» получился еще более минималистичным и экономичным за счет изменения конструкции, сообщает портал Inhabitat. Первый «паллетный дом» имел обычную прямоугольную форму, поэтому для соединения поддонов использовались деревянные балки, а это довольно дорогой стройматериал для эконом-проекта. В доме новой конструкции для скрепления паллет оказалось достаточно глины, сена и других легкодоступных местных материалов.

Однако экономичность и доступность - не единственный плюс «трубщоб». Дома из деревянных паллет оказались наиболее подходящими для мест с субтропическим климатом, таких как Йоханнесбург, где температура колеблется от +45 летом до -5 зимой. Если конструкции из металла и деревянных балок нагреваются летом и не могут сохранить тепло зимой, то паллетные «трубщобы» обладают хорошей терморегуляцией.



Название проекта не случайно созвучно со словом «трущоба». Авторы считают, что такие дешевые и функциональные «паллетные дома» должны заменить грязные и неудобные трущобы в бедных поселениях развивающихся стран.

GTJ

GTJ

Беседа

  • 25.12.10, 10:57
Однажды собрались все звери на совет, только удав не пришёл. Послали за ним антилопу. Антилопа прискакала к удаву, но подойти близко побоялась, остановилась, не доходя до его хвоста, и стала кричать:

— Эй, удав, все звери собрались на площади, ждут тебя!

И поскорее побежала обратно.


Ждали звери удава, ждали, не дождались и послали за ним мангусту. Но мангуста тоже боялась удава и поступила точно так же, как антилопа.


Не дождавшись удава и на этот раз, звери послали за ним муху. Муха прилетела к удаву, увидела, что он спит, и подняла такой шум, что удав проснулся. Не поняв, в чём дело, он с перепугу быстро заполз в мышиную нору.

Мышь, как увидела удава, так и обмерла:

— Ох, зачем это страшилище заползло в мою нору? Надо отсюда убегать, а то как бы не было беды мне и моим деткам!

Собрала она свои пожитки, захватила детей и через запасной ход выскочила из норы.

В это время мимо пролетела птица-медоедка. Увидала она мышь и сказала сама себе:

— Мышь с детьми выбегает из норы средь бела дня. Это неспроста.

На лету она всё оглядывалась да оглядывалась на мышь и не заметила, как с разгону налетела на антилопу — прямо ей между ног!

— Ой, беда! — закричала антилопа. — Кто-то выстрелил в меня и попал мне между ног!

От страха она так рванулась вперёд, что наткнулась на дерево. А на дереве сидели муравьи. От удара они слетели вниз и попали на слона, да с перепугу стали его кусать. Слон тоже испугался, побежал куда глаза глядят и наступил на краба, который сидел у источника. Краб умер, а источник сразу иссяк*.

Все звери пришли в великий гнев.

— Кто повинен в смерти краба? — стали допытываться они. — Краб делал нам добро, давал нам воду. А теперь он умер, и у нас больше нет воды.

Черепаха сказала:

— В смерти краба виноват слон.

Позвали звери слона и закричали на него:

— Эй, слон, что же ты наделал? Зачем ты убил краба?

Слон ответил:

— Дорогие братья, пощадите меня! Меня так искусали муравьи, что я спросонья испугался и побежал куда глаза глядят.

Позвали муравьёв и спросили:

— Зачем вы искусали слона?

— Пощадите нас! — сказали муравьи. — Мы спокойно сидели на дереве. Вдруг на него налетела антилопа и так сильно стукнула, что мы упали прямо на слона. Тотчас мы стали его кусать, чтобы он проснулся и не терял времени. Ведь если антилопа от кого-то бежит, надо быть начеку, не то попадёшь в беду.

Вызвали антилопу, и она сказала:

— Дорогие братья, осторожности нечего стыдиться. Птица-медоедка налетела на меня, прямо между ног. Я подумала, что кто-то в меня выстрелил, и поскакала прочь.

— А ну-ка, медоедка, подойди поближе, — сказали звери. — Почему же это ты летаешь не глядя?

— Господа звери, — ответила медоедка, — и вы, господин судья черепаха! Послушайте, что я вам скажу. Видали ли вы когда-нибудь, чтобы мышь средь бела дня выносила из норы детей и все свои пожитки?

— Нет, — сказали звери.

— Так вот, дело было так, — продолжала медоедка: — я увидала, что мышь выбегает из норы с детьми и всем своим добром. На лету я всё смотрела на них и пролетела между ног антилопы, просто чтобы предупредить её. Ведь мудрая пословица недаром говорит: «Мышь выползает из норы — значит, жди опасности».

Позвали мышь и сказали ей:

— Ты никогда средь бела дня не выползаешь из норы. Что с тобой случилось на этот раз? Мышь ответила:

— О, дорогие братья, выслушайте меня! Всё это случилось из-за удава. Сколько я живу, никогда не было, чтобы он заползал в мою нору. Увидев его так близко, я испугалась, как бы не было беды мне и моим детям. Поэтому я забрала их, захватила все свои пожитки и убежала.

Позвали тогда удава и сказали:

— Ты слишком велик, чтобы лазить по мышиным норам! Что тебе там понадобилось?

И удав ответил:

— Я спал, вдруг налетели мухи, стала шуметь и изо всей силы бить меня по щекам. Спросонья я испугался и залез в мышиную нору. Не казните меня без вины!

Добрались до мухи.

— Подойди сюда, — сказали ей звери. — Как тебе взбрело на ум налететь на удава, когда он мирно спит, да ещё бить его по щекам? Разве мы тебя за этим посылали?

— Нет, — сказала муха.

— Зачем же ты так сделала?

Муха молчала, не зная, что ответить, И вынесен был приговор: «В смерти краба виновата муха. За это отныне и на веки веков она останется без хвоста». Вот почему у мухи нет хвоста.





GTJ

GTJ

Шторм

  • 25.12.10, 10:50
Как человек, выросший на море и побывавший на берегах разных океанов, могу сказать, что такого удивительного явления своими собственными глазами я не видела. Когда мне скинули ссылку на эти фотографии, я первым делом начала выяснять: А было ли? А бывает ли? Да, бывает! Вот так во время шторма мощный прибой взбил пену и залил все побережье Кейптауна в ЮАР.

































GTJ

GTJ

Забавный случай

  • 25.12.10, 10:43
Забавный случай в ЮАР. Слон по имени Проблема, пьет из бассейна жилого дома .



Сьюзан Потгитер, хозяйка, говорит, что не могла поверить в то, что в исчезновении воды из бассейна виноват слон. «Мы пытались понять, куда девается вода из бассейна. Мы думали, что он течет, но не могли найти утечку. Узнав, что это слон, мы в каком-то смысле испытали облегчение».