История борьбы российских чиновников с правым рулем, похоже,
выходит на новый виток. Научно-исследовательский автомобильный и
автомоторный институт (НАМИ) разработал обновленный Технический
регламент о безопасности колесных транспортных средств, адаптирующий
российское законодательство к Единому экономическому пространству,
которое включает в себя РФ, Белоруссию и Казахстан. Солидный документ
объемом более 450 страниц тщательно регламентирует все мыслимые
параметры транспортных средств, разрешенных к ввозу и эксплуатации на
территории Таможенного союза, но наиболее радикальным пунктом в нем
является вот этот.

«Раздел IV. Требования безопасности
...18.
Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним
расположением рулевого управления, за исключением транспортных средств
для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее
расположение рулевого управления которых обусловлено технологической
необходимостью».
Эксперты сайта Drom.ru, опубликовавшего проект
техрегламента, указывают, что данный запрет вызван необходимостью
привести российское законодательство в соответствие с нормами
Казахстана, где правый руль был запрещен полностью несколько лет назад. В
то же время принятие проекта полностью перечеркнет итоги работы над
текущим регламентом, который разрабатывался несколько лет, вызвал
широкий общественный резонанс и в результате вступил в силу лишь в
сентябре 2010 года.
Напомним, что первые проекты российского
техрегламента также предусматривали различные ограничения на ввоз и
эксплуатацию праворульных автомобилей. В Приморском крае, который и без
того был экономически подкошен запретительными пошлинами на ввоз
подержанных иномарок, эти инициативы вызвали настроения, близкие к
революционным. На защиту правого руля вышел целый ряд общественных
организаций, действовавших не только на Дальнем Востоке, но и по всей
стране: среди них можно особо отметить товарищество «ТИГР» и Федерацию
автомобилистов России.

Протесты
автовладельцев были услышаны, и формулировки закона начали постепенно
смягчаться. Уже летом 2010-го депутаты отменили положение, запрещавшее
ввоз в РФ автомобилей с VIN-номерами японского образца, и в итоговый
текст техрегламента вошло лишь совершенно разумное требование
адаптировать фары автомобиля к условиям правостороннего движения,
принятого в России. При этом не ужесточать законодательство росиянам
пообещал лично глава Минпромторга Виктор Христенко.

В
проекте НАМИ, надо сказать, тоже имеется смысловая лазейка, позволяющая
не менять существующие нормы. Окончание того же пункта 18 гласит:
«Государство Единого экономического пространства может разрешить выпуск в
обращение на своей территории таких транспортных средств (праворульных.
– Прим. ред.), кроме относящихся к категориям М2 и М3, с обеспечением
выполнения всех требований настоящего технического регламента,
применяемых в отношении единичных транспортных средств». Поясним, что
категории М2 и М3 – это пассажирские автобусы средней и большой
вместимости: в них правый руль будет запрещен безоговорочно. А вот для
разрешения на эксплуатацию единичного транспортного средства необходимо
пройти весьма долгую и сложную экспертизу – которой тем не менее можно
избежать, если на тип соответствующего ТС имеется российское или
европейское одобрение.

Несмотря
на эту поправку, в целом очередная нападка на праворульные автомобили
вызвала новую волну возмущения в Рунете. «Власти по-прежнему пытаются
загнать народ в автосалоны методом испуга», – так в основном оценивают
инициативу НАМИ автомобилисты. Движение «Свобода выбора» подготовило
поправки в техрегламент, которые будут отосланы разработчикам документа
до 14 января с. г., то есть до формальной даты окончания общественных
слушаний. Тем не менее можно с большой уверенностью прогнозировать, что в
окончательной редакции регламента запрета на праворульные авто не будет
либо он будет смягчен до предела: в преддверии президентских выборов
2012 года власти вряд ли решатся снова «расковыривать» настолько больную
для общественности тему
Коментарі