Оппозиция
- 21.11.19, 08:36
Кто пытается раскачать ситуацию в соседней стране, и ждать ли нового всплеска русофобии
В ходе акции протеста оппозиции у здания грузинского парламента в Тбилиси из-за неповиновения полиции и хулиганства задержано 18 человек, сообщили в МВД.
Все входы в здание разблокировали. Спикер парламента заявил о возобновлении работы законодательного органа.
Ранее стало известно, что грузинская полиция начала силовой разгон протестующих, заблокировавших входы в здание парламента. Участникам акции дали полчаса на то, чтобы покинуть площадь у парламента, против не повиновавшихся были применены водометы и слезоточивый газ, несколько человек получили травмы.
Ранее, в воскресенье перед парламентом собрались несколько тысяч протестующих. Акции протеста начались после того, как парламент не смог принять поправки в Конституцию, подразумевающие переход от смешанной системы выборов к пропорциональной. Призывы лидеров правящей партии «Грузинская мечта — демократическая Грузия» к однопартийцам поддержать законопроект не принесли результата.
В результате все оппозиционные силы объединились и потребовали проведения внеочередных парламентских выборов и назначения переходного правительства, а наиболее радикально настроенные протестующие потребовали ухода из власти правящей партии. Они приняли решение пикетировать все входы в парламент, чтобы помешать работе депутатов, повесили на калитки цепи с замками и поставили палатки.
Экс-спикер парламента Грузии, лидер оппозиционной партии «Единая Грузия — демократическое движение» Нино Бурджанадзе в разгоне митинга обвинила главу «Грузинской мечты» Бидзину Иванишвили и считает, что это является его политическим самоубийством.
Кроме того, она высказала мнение, уличные протесты в Тбилиси могут привести к негативным последствиям для страны, если Иванишвили не пойдёт на уступки.
К каким последствиям? Возможна ли смена власти в Грузии, насколько там все серьезно — мы спросили у наших экспертов.
— Происходящее в настоящий момент выглядит как разборка в рядах тбилисской, то есть исключительно столичной политической тусовки, — уверен заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Такой повод как выбор между смешанной и пропорциональной избирательными системами вообще не может стать базой для сколько-нибудь серьезных волнений, в которых будут задействованы народные массы. Подобные протесты — удел политизированной части общества. С в полном смысле слова народными протестами прежних времен сравнивать нынешнюю ситуацию некорректно. Иванишвили, который стоит за правящей «Грузинской мечтой» и является бенефициаром провала электоральной реформы, воспринимается как одиозная фигура лишь политическими противниками, а не рядовыми избирателями. Протест не удалось персонифицировать и сделать массовым. Если силовыми структурами при разгоне демонстрантов не будут допущены критические ошибки, волнения, скорее всего, вскоре прекратятся. А реформа избирательной системы состоится позднее, когда «Грузинская мечта» сумеет подготовиться к ней на местном уровне.
«СП»: — Кстати, последнее протесты носили ярко выраженный русофобский характер. Стоит ли ждать и тут?
— Еще один вариант трагического развития событий — это превращение протеста в антироссийский. Не вижу для этого оснований, так как повод, как уже было сказано, сугубо внутриполитический. Руку Москвы отыскать в провале реформы партией Иванишвили трудно. А вот против него выступают как те, кто призывает к диалогу с Москвой, так и прозападные партии. 17 ноября, например, в Тбилиси проходило три митинга. Два из них организовали западники, один — «Альянс патриотов» и «Грузинский марш». На самом деле запрос на восстановление отношений с Москвой в грузинском обществе обретает вес. Поэтому он становится аргументом в политической борьбе. Смогут ли «оседлать» этот запрос, вооружиться им названные политические субъекты, имеют ли они оргресурсы в регионах или их влияние ограничивается столицей? Вот какой вопрос сейчас становится принципиальным. Судя по тому, как данные политические силы выступают за пропорциональную систему, сейчас на местном уровне позиции этих партий слабы. Они рассчитывают набрать очки только за счет риторики лидеров, поэтому мажоритарная система для них является шлагбаумом на пути к власти.
«СП»: — Есть ли тут вмешательство Запада? Можно ли говорить о попытке «цветной революции»?
— Нынешние протесты, скорее, не на руку Западу. Иванишвили не совершил ничего такого, что серьезно противоречило установкам западных спонсоров грузинской независимости. Поэтому ему могут порекомендовать и силовое решение проблемы.
«СП»: — Почему власть боится реформирования избирательной системы?
— Нынешняя избирательная система является наиболее удобной для сторонников Иванишвили, позволяя творчески подходить к использованию административного ресурса, например, просто покупая мажоритариев. В то же время, как я уже сказал, смешанная система сдерживает проникновение в парламент оппозиционеров, которые не имеют поддержки на местах.
«СП»: — Как России реагировать на происходящее? У нас там вообще есть интерес? Или все равно, что там происходит, ведь пророссийской оппозиции там нет?
— Грузия медленными шажочками движется к ситуации, когда восстановление отношений с Россией, в том числе дипломатических, станет крайне необходимым. Это объективная ситуация. И не стоит, на мой взгляд, спешить. Любая реакция со стороны России, выходящая за рамки гуманитарного права, может быть истолкована как вмешательство во внутренние дела Грузии и отодвинет начало процесса нормализации отношений на неопределенный срок. В этой связи надо отметить, что нормализация отношений с Грузией настолько интересует Россию больше потому, что это позволит продвинуться на пути нормализации грузино-абхазских и грузино-югоосетинских отношений. В первую очередь, эти причины заставляют Россию делать шаги навстречу Грузии, несмотря на периодические провокации, которые устраивает Тбилиси.
— Дело даже не в том, что избрание части депутатов парламента по мажоритарной системе может создавать дополнительную «подушку безопасности» для правящей партии, — поясняет ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Единому национальному движению, на момент проведения парламентских выборах 2012 года являвшейся правящей в Грузии партией, этот фактор, кстати, не особенно помог — тогда, как известно, за имевшей оппозиционный статус «Грузинской мечтой-Демократической Грузии» осталось лидерство и по партийным спискам, и по округам. Но такие поправки действительно противоречат интересам одномандатников, избранных от «Грузинской мечты». Многие из них не являются активными публичными фигурами, по крайней мере, в общенациональном медиа-пространстве и не относятся к числу наиболее активных парламентариев, постоянно генерирующих информационные поводы.
Например, одному из активных критиков перехода к пропорциональной системе из рядов ныне правящей партии, Кахаберу Окриашвили, его оппоненты припоминали частые пропуски парламентских заседаний. Между тем, в парламенте, избираемом по пропорциональной системе с нулевым барьером доля активных медийных фигур, являющихся, в том числе, первыми лицами малых партий, серьезно вырастет (для примера вспомним парламенты, где хотя бы не нулевой, а просто достаточно низкий проходной барьер — например, Израиль). Это, естественно, не создаст непреодолимую преграду для возвращения в парламент нынешних наиболее «тихих» депутатов-одномандатников уже в качестве прошедших по спискам, но пространство для такого типа деятелей в парламенте нового формата сократилось бы.
Кроме того, пропорциональная система с нулевым проходным барьером усиливает вероятность расколов в крупных партиях (у бунтарей куда больше шансов не остаться за бортом парламента), что опять же не выгодно руководству «Грузинской мечты» и сильно осложняет (хотя и не исключает, конечно) длительное нахождение одной политической силы у власти, делая ее серьезно зависимой от партнеров из числа малых партий.
Как ни парадоксально на первый взгляд, противникам Бидзины Иванишвили, нынешний провал голосования по избирательной реформе по-своему даже выгоден — есть повод держать своих сторонников в мобилизованном состоянии. При этом сейчас рано говорить, что нынешняя протестная кампания может привести к смене власти в Грузии в ближайшей перспективе — Михаил Саакашвили удержал власть после куда более длительных и масштабных акций протеста осенью 2007 года.
Коментарі