хочу сюди!
 

Любов

55 років, овен, познайомиться з хлопцем у віці 50-57 років

GTJ

GTJ

Топливо

  • 10.03.17, 10:53

Семен Смолин

Сага о ракетных топливах

       

Сага о ракетных топливах
«... И нет ничего нового под солнцем»

(Экклезиаст 1:9).
О топливах, ракетах, ракетных двигателях писалось, пишут и будут писать.

Одной из первых работ по топливам ЖРД можно считать книгу В.П. Глушко "Жидкое топливо для реактивных двигателей", изданную в 1936 г.

Сага о ракетных топливах



Для меня тема показалась интересной, связанной с моей бывшей специальностью и учёбой в ВУЗе, тем паче "приволок" её мой младший отпрыск: "Шеф давай замесим, что нить такое и запустим, а если лень, то мы сами "сообразим". Видимо, лавры экстремалов из "Лин Индастриал" не дают покоя.

Так хочется правильно взорвать свой ракетный двигатель.


"Соображать" будем вместе, под строгим родительским контролем. Руки ноги должны быть целыми, чужие тем более.

"Ключ на старт"... "Поехали"! (Ю.А. Гагарин& С.П. Королёв)

Сага о ракетных топливах



Какой бы тип РД (схема, характер процесса) не применялся в ракетной технике, его целевое предназначение: создание тяги (силы), путём преобразования исходной энергии, запасённой в РТ в кинетическую энергию (Ек) реактивной струи рабочего тела.
Ек реактивной струи в РД преобразуются разные виды энергии (химическая, ядерная, электрическая).

Для химических двигателей топливо можно разделить по фазовому состоянию: газообразное, жидкое, твёрдое, смешанное.

Часть №1 - топлива для ЖРД или жидкие ракетные топлива



Классификация химических топлив для ракетных двигателей (общепринятая):

Сага о ракетных топливах



--> Термины и сокращения .
Дополнительно (HTML-теги на TopWar не той системы, посему spoilerЫ и каты приходится так организовывать):
Удельный импульс (Iуд) .
Реактивная тяга (Р или Fр) .
Стехиометрическое соотношение компонентов топлива (Km0)( подробнее-кликнуть )-отношение массы окислителя к массе горючего при стехиометрических реакциях.
Состав топлива-горючая и негорючая части (в общем случае) .
Виды топлив (в общем случае).

Химическим источником тепловой энергии для РД в общем случае можно считать химическую реакцию компонентов РТ.

Начну вещать с Km0. Это очень важное соотношение для РД: топливо может гореть по-разному в РД (химическая реакция в РД-это не обычное горение дров в камине , где в качестве окислителя выступает кислород воздуха). Горение (точнее окисление) топлива в камере ракетного двигателя – это, в первую очередь, химическая реакция окисления с выделением тепла. А протекание химических реакций существенно зависит от того, сколько веществ (их соотношение) вступает в реакцию.

Как засыпаться на защите курсового проекта, экзамена или сдаче зачёта . / Дмитрий Завистовский

Значение Km0 зависит от валентности, которую могут проявлять химические элементы в теоретической форме уравнения химической реакции. Пример для ЖРТ: АТ+НДМГ .

Важный параметр - коэффициент избытка окислителя (обозн. греческой "" с индексом "ок.") и массовое соотношение компонентов Kм.

Kм=(dmок./dt)/(dmг../dt), т.е. отношение массового расхода окислителя к массовому расходу горючего. Он специфичен для каждого топлива. В идеальном случае представляет собой стехиометрическое соотношение окислителя и горючего, т.е. показывает сколько кг окислителя нужно для окисления 1 кг горючего. Однако реальные значения отличаются от идеальных. Соотношение реального Kм к идеальному и есть коэффициент избытка окислителя.

Сага о ракетных топливах



Как правило, ок.<=1. И вот почему. Зависимости Tk(ок.) и Iуд.(ок.) нелинейны и для многих топлив последняя имеет максимум при ок. не при стехиометрическом соотношении компонентов, т.е макс. значения Iуд. получаются при некотором снижении количества окислителя по отношению к стехиометрическому.
Ещё немного терпения, т.к. не могу обойти понятие: энтальпии . Это пригодится и в статье, и в повседневной жизни.

Кратко энтальпия – это энергия. Для статьи важны две её "ипостаси":
Термодинамическая энтальпия- количество энергии, затраченной на образование вещества из исходных химических элементов. Для веществ, состоящих из одинаковых молекул (H2, O2 и пр.), она равна нулю.
Энтальпия сгорания- имеет смысл только при условии протекания химической реакции. В справочниках можно найти экспериментально полученные при нормальных условиях значения этой величины. Чаще всего для горючих это полное окисление в среде кислорода, для окислителей – окисление водорода заданным окислителем. Причем значения могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от вида реакции.

"Сумму термодинамической энтальпии и энтальпии сгорания называют полной энтальпией вещества. Собственно, этой величиной и оперируют при тепловом расчёте камер ЖРД."

Требования к ЖРТ:
-как к источнику энергии;
-как к веществу, которое приходится (на данном уровне развития технологий) использовать для охлаждения РД и ТНА, иногда к наддуву баков с РТ, предоставлять ему объём (баки РН) и т.д.;
-как к веществу вне ЖРД, т.е. при хранении, транспортировке, заправке, испытаниях, экологической безопасности и т.д.



Такая градация относительна условна, но в принципе отражает суть. Назову эти требования так: №1, №2, №3. Кто-то может дополнить список в комментариях.
Эти требования классический пример "Лебедь рак и щука" , которые "тянут" создателей РД в разные стороны:

# С точки зрения источника энергии ЖРД (№1)



Сага о ракетных топливах



Т.е. необходимо получить макс. Iуд. Не буду дальше забивать головы всем, в общем случае:

Сага о ракетных топливах



При прочих важных параметрах для №1 нас интересует R и Т (со всеми индексами).
Нужно, чтобы: молекулярная масса продуктов сгорания была минимальной, максимальным было удельное теплосодержание.

# С точки зрения конструктора РН (№2):



ТК должны иметь максимальную плотность, особенно на первых ступенях ракет, т.к. они самые объёмные и имеют мощнейшие РД, с большим секундным расходом. Очевидно, что это не согласуется с требованием под №1.

Сага о ракетных топливах



# С эксплуатационных задач важны (№3):



-химическая стабильность ТК;
-простота заправки, хранения, перевозки и изготовления;
-экологическая безопасность (во всём "поле" применения), а именно токсичность, себестоимость производства и транспортировки и т.д. и безопасность при работе РД (взрывоопасность).

Подробнее смотри "Сага о ракетных топливах-обратная сторона медали".



Сага о ракетных топливах

Сага о ракетных топливах

Конечно, это лишь вершина айсберга. Ещё влезают сюда дополнительные требования, из-за которых следует искать КОНСЕНСУСЫ и КОМПРОМИСЫ. Один из компонентов обязательно должен иметь удовлетворительные (лучше отличные) свойства охладителя, т.к. на данном уровне технологий приходится охлаждать КС и сопло, а также защитить критическое сечение РД:

Сага о ракетных топливах

На фотографии сопло ЖРД XLR-99: отчётливо видна характерная особенность конструкции американских ЖРД 50-60 годов – трубчатая камера:

Сага о ракетных топливах

Также требуется (как правило) один из компонентов использовать как рабочее тело для турбины ТНА:

Сага о ракетных топливах

Для топливных компонентов "большое значение имеет давление насыщенных паров (это грубо говоря давление, при котором жидкость начинает кипеть при данной температуре). Этот параметр сильно влияет на разработку насосов и вес баков."/ С.С. Факас/

Сага о ракетных топливах

Важный фактор-агрессивность ТК к материалам (КМ) ЖРД и баков для их хранения.
Если ТК очень "вредные" (как некоторые люди), тогда инженерам приходится тратиться на ряд специальных мер по защите своих конструкций от топлива.

Сага о ракетных топливах

- самовоспламеняемость компонентов топлива как двуликий Янус : иногда необходима, а бывает, что и вредит. Есть еще противное свойство: взрывоопасность
Для многих отраслей использования ракет (военное применение или дальний космос)

требуется, чтобы топливо было химически стабильным, а его хранение, заправка (в общем всё, что называется: логистика) и утилизация не вызывали "головную боль" у эксплуатантов и окружающей среды.

Сага о ракетных топливах

Важный параметр - токсичность продуктов сгорания. Сейчас он очень актуален.

Сага о ракетных топливах

Себестоимость производства как самих ТК, так и баков и КМ, удовлетворяющих свойствам (порой агрессивным) этих компонентов: нагрузка на экономику страны, претендующей на роль "космического извозчика".

Сага о ракетных топливах

Сага о ракетных топливах

Этих требований много и как правило они антогоничны друг другу.

Вывод: топливо или его компоненты должны иметь (или обладать):
1. Наибольшую теплопроизводительность, для получения максимального Iуд.
2. Наибольшей плотностью, минимальной токсичностью, стабильностью и дешевизной (в производстве, логистике и утилизации).
3. Наибольшее значение газовой постоянной или наименьшую молекулярную массу продуктов сгорания, что даст Vмакс истечения и великолепный удельный импульс тяги.
4. Умеренную температуру сгорания (не более 4500К), иначе всё сгорит или прогорит. Не быть взрывоопасными. Самовоспламеняться при определённых условиях.
5. Максимальную скорость сгорания. Это обеспечит минимальный вес и объём КС.
6. Минимальный период задержки воспламенения, т.к. плавный и надёжный запуск РД играет значительную роль.

Сага о ракетных топливах

Целый ворох проблем и требований: вязкость, Т плавления и застывания, Т кипения, испаряемость, упругость пара и скрытая теплота парообразования и т.д. и т.п.

Компромиссы ярко проявляют себя по Iуд.: ТК большой плотности (керосин+LOX), как правило, применяются на нижних ступенях РН, хотя они и проигрывают тому же LН2 и LOX, которые в свою очередь используются на верхних ступенях РН ("Энергия" 11К25).

Сага о ракетных топливах

И опять же прекрасная пара LН2+LOX не может быть использована для дальнего космоса или для долговременного пребывания на орбите («Вояджер-2», разгонный блок "Бриз-М", МКС и т.д.)

Сага о ракетных топливах
Потрясающий момент отстыковки метеорологического спутника GOES-R от разгонного блока Centaur ракеты-носителя Atlas V 541 ( GOES-R Spacecraft Separation )

Классификация ЖРТ - чаще всего по давлению насыщенных паров или температуре тройной точки , а проще говоря - температуре кипения при нормальном давлении.

Высококипящие компоненты ЖРТ.

Chemical substance имеющие максимальную эксплуатационную температуру, при которой давление насыщенных паров (буду именовать далее Рнп) в баках ракеты существенно ниже допустимого уровня давления в баках по их конструкционной прочности.
Пример:

керосин, НДМГ, азотная кислота.

Соответственно они хранятся без особых манипуляций с охлаждением баков.

Сага о ракетных топливах

Мне лично больше нравится термин -"тара". Хотя это и не совсем корректно, но зато приближено к бытовому значению. Это, т.н. долгохранящиеся ТК.

Низкокипящие компоненты ЖРТ.

Здесь уже Рнп близко к максимально допустимому давлению в баках (по критерию их прочности). Хранение в герметичных баках без специальных мероприятий мер по охлаждению (и/или захолаживанию) и возврату конденсата нельзя. Такие же требования (и проблемы) с арматурой ЖРД и трубопроводами заправки/слива.

Пример:

аммиак, пропан, тетраоксид азота.

Сага о ракетных топливах

Министерство Обороны РФ (МО РФ) считает низкокипящими компонентами все, температура кипения которых ниже 298К при стандартных условиях.

В интервале температур эксплуатации ракетной техники низкокипящие компоненты обычно находятся в газообразном состоянии. Для содержания низкокипящих компонентов в жидком состоянии используется специальное технологическое оборудование.

0

Останні статті

Коментарі