хочу сюди!
 

СУПЕР-жінка

59 років, терези, познайомиться з хлопцем у віці 60-70 років

GTJ

GTJ

Автономия

  • 19.01.13, 12:38

Татьяна З***

Крымская автономия - ответ на исторический вызов

20 января 1991 года был проведен общекрымский референдум, и 93,26 процента крымчан сказали "да" территориальной Автономии Крыма.

Иллюстрация: obozrevatel.com

Сегодня, в тяжелой ситуации социально-экономического кризиса, сопровождающегося все более настойчивыми попытками проамериканских сил Украины расколоть восточно-славянскую цивилизацию, важно, поднявшись над политической суетой и популистской демагогией, взглянуть на полный драматизма путь восстановления автономной республики в Крыму, попытаться заново осмыслить суть событий. Образование территориальной Автономии, ставшее итогом того исторического референдума, позволило предотвратить превращение Крыма в очаг вооруженного конфликта. Учитывая огромную геополитическую важность полуострова, его непосредственную связь, как с восточнославянской цивилизацией, так и с миром ислама, можно с уверенностью сказать, что выбор крымского общества помог избежать масштабного геополитического противостояния, которое могло бы разрешиться кровопролитной войной. Опыт того времени мы обязаны использовать в нынешних обстоятельствах, когда сторонники превращения Украины в плацдарм для американской экспансии, пытаются взорвать обстановку в Крыму, чтобы спровоцировать международный конфликт, в который неизбежно оказалась бы втянута Россия. Понятно, что межэтнические и межконфессиональные противоречия, сохраняющиеся в крымском обществе, искусственно раздувающиеся извне, могут многократно усилиться под влиянием экономического кризиса. Тем более что Крым, оказавшийся заложником провальной экономической политики украинской власти, может вопреки воле крымского общества погрузиться в социальный хаос, попасть под власть криминальных кланов, как это уже было в начале 90-х.

Символично и другое - именно коммунисты Крыма стояли у истоков исторических событий, позволивших определить фундамент нового идейно-правового сочетания, которое определило современную действительность Крымской Автономии, способствовало первым решительным шагам Крыма к выходу из исторического разлома. Впрочем, в свое время коммунисты были инициаторами разработки и создания первой Конституции Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, ставшей добротным инструментом регуляции социальных, и в частности межнациональных отношений, укрепления межэтнического согласия в Крыму вплоть до трагических военных лет.

22 января 1991 года газета "Крымская правда" поместила на своих страницах сообщение областной (центральной) комиссии по референдуму в Крымской области "О результатах Референдума о государственном и правовом статусе Крыма, состоявшегося 20 января 1991 года". На основании представленных протоколов городских и районных комиссий по Референдуму областная (центральная) комиссия сообщала, что число граждан, которые приняли участие в голосовании, - 1441019 человек, что составляет 81,37 процента от внесенных в списки для участия в Референдуме; число голосов, поданных за восстановление Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора, составляет 1343855, или 93,26 процента от принявших участие в Референдуме.

В этих сухих строчках сообщения спрессованы вся энергия и энтузиазм крымчан, что позволяет говорить о всенародной поддержке восстановления Крымской Автономии. Воля крымчан, воплощенная в результатах Референдума, не оставляла противникам Крымской Автономии ни одного шанса. 12 февраля 1991 года Верховный Совет Украины большинством голосов признал результаты голосования, восстановив специальным законом Крымскую АССР. Крымский областной Совет народных депутатов был преобразован в Верховный Совет Крымской АССР, и ему было поручено разработать Конституцию Крыма.

Политические, правовые и экономические предпосылки крымского Референдума

Как в предшествующее время, так и сегодня в публицистике, в научных статьях, описывающих период, связанный с конституированием и становлением Крымской Автономии, немало места уделяется вопросу политического первородства идеи автономной республики Крыма.

Разумеется, практическая реализация в жизнь той или иной общественной тенденции, возникшей в основе массового социального сознания, возможна лишь при наличии и задействовании субъективного фактора. Наряду с партийным политическим руководством того времени к 1990 году в Крыму возник и набирал политический вес ряд общественных движений, оказавших свое влияние на политические процессы, протекающие в Крыму.

Все это так. Но, чтобы понять всю глубину и неоднозначность этих процессов, которые предшествовали крымскому Референдуму, надо вернуться к тем проблемам, которые с середины 80-х годов стали доминирующими во всем советском обществе. Как известно, диссидентское движение, как в его западно-либеральном, так и в националистическом варианте, разрабатывало программы по уничтожению советского строя. При этом в обществе под воздействием экономических трудностей зрели протестные настроения. Они, по своей сути, были направлены не против советской власти, а против отдельных явлений, враждебных социализму, таких как взяточничество, бюрократизм, безответственность, круговая порука. Однако антикоммунистические силы, пользуясь слабостью официальной пропаганды, бездействием (а подчас и открытым предательством) части государственного и партийного аппарата, сумели оседлать протестные настроения, подменить справедливые общественные требования дикими националистическими и антисоветскими лозунгами, противопоставлявшими друг другу народы СССР. Чего стоит только одно заявление украинских националистов, что "Москва" (т.е. Россия) будто бы съела украинское сало, чем якобы и объясняются продовольственные трудности в украинских регионах. А ведь подобные провокационные утверждения, наносившие страшный ущерб общественному сознанию, тогда и сейчас тиражируются во множестве.

Понимание необходимости серьезных преобразований и поиска путей преодоления накопившихся в обществе негативных явлений, угрожающих социально-политической катастрофой, созрело в умах большинства партийцев к середине 80-х годов. По существу, вопрос о путях, формах и методах дальнейшего строительства социализма в СССР был поставлен перед партией ее Генеральным секретарем Ю.В. Андроповым еще в первой половине 80-х годов, что, несомненно, говорило о неотложной необходимости внесения принципиальных изменений в саму концепцию построения социалистического общества. И в этом смысле без политической воли партии те процессы, которые стали набирать силу в стране во второй половине 80-х годов, были бы, по крайней мере, максимально затруднены, а то и просто невозможны.

Как известно, в середине 80-х годов была начата государственная реформа СССР, которая предполагала постепенный переход к многоукладной экономике и многопартийной политической системе. Кроме того, предполагалось перевести на полную хозяйственную самостоятельность государственные предприятия и организации, передать их в аренду трудовым коллективам, ограничить полномочия отраслевых министерств и ведомств по вопросам управления, распоряжения основными и оборотными средствами и прибылью. В соответствии с реформой автономные республики должны были стать субъектами Союза и участвовать в заключении Союзного договора.

Именно в рамках осуществлявшейся государственной реформы стал возможен проведенный 20 января 1991 года общекрымский Референдум по вопросу о восстановлении автономной республики в Крыму как субъекта Союза и участника Союзного договора.

Другой вопрос, почему решение назревших проблем, пути преодоления которых были разработаны коллективным умом партии, ею инициированы, со временем стали терять свою правовую, созидательную основу, уходя в сторону от изначального плана действия. Но это уже тема для другого разговора. Нe вызывает сомнения, что теоретические поиски (в том числе и ошибочные) в деле реформирования СССР оказали влияние на формирование субъектов политической жизни Крыма, отражающих настроения самых различных слоев крымского общества.

 


0

Останні статті

Коментарі