Считается, что дзэну невозможно научить
- 13.04.10, 12:32
- дзэн
Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.
Точнее
говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы
обладать. Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не
«достичь просветления», а «увидеть собственную природу». (Просветление
— это не состояние. Это способ видения.)
Кроме того, путь к
видению собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый
находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и
представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет
одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему
не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то
практики или идеи.
Считается, что дзэнский наставник должен сам
видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть
состояние «ученика» и давать ему подходящие именно для него указания
или толчок. На разных этапах практики «ученику» могут давать разные,
«противоположные» советы, например:
«медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»;
«не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее»…
По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:
неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние)…
Поэтому пробуждению способствуют:
успокоение ума
освобождение от жёстких взглядов
освобождение от привязанностей.
Два
основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация и
простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума.
Когда прекращаются само-взбалтывания, «муть оседает», неведение и
беспокойство уменьшаются. Прояснившийся ум может легче увидеть свою
природу.
На определённом этапе, когда практикующий успокоил ум,
хороший наставник — видя «препятствие» в уме практикующего: жёсткие
взгляды или привязанность — может помочь от него избавиться. (Таким
образом, путь дзэнского практикующего — это и раскрытие «своей»
мудрости, и не закрытие от «чужой». Скорее, это убирание ложного
барьера между «моей» мудростью и «чужой».)
Многие дзэнские
мастера утверждают, что практика может быть «постепенной» или
«внезапной», но само пробуждение всегда внезапно — точнее, не постепенно. Это просто отбрасывание лишнего и видение того, что есть.
Поскольку это просто отбрасывание, нельзя сказать, что оно как-то
достигается. Или что в этом есть «ученики» и «наставники». Наставники
могут передавать Дхарму учений — то есть, идеи и методы дзэн. Дхарма
Ума, то есть сущность просветления, уже присутствует. Она не нуждается
ни в каких достижениях.
Итак, практика и учение дзэн нацелены на
вышеупомянутые успокоение ума, освобождение от жёстких взглядов и
отпускание привязанностей. Это облегчает видение собственной природы,
которое само находится вне всякой практики и всяких путей.
В
целом, то же верно и для остальных буддийских традиций; данная школа —
дзэн — нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.
Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками.
автор к сожалению мне не известен...
Точнее
говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы
обладать. Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не
«достичь просветления», а «увидеть собственную природу». (Просветление
— это не состояние. Это способ видения.)
Кроме того, путь к
видению собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый
находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и
представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет
одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему
не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то
практики или идеи.
Считается, что дзэнский наставник должен сам
видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть
состояние «ученика» и давать ему подходящие именно для него указания
или толчок. На разных этапах практики «ученику» могут давать разные,
«противоположные» советы, например:
«медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»;
«не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее»…
По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:
неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние)…
Поэтому пробуждению способствуют:
успокоение ума
освобождение от жёстких взглядов
освобождение от привязанностей.
Два
основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация и
простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума.
Когда прекращаются само-взбалтывания, «муть оседает», неведение и
беспокойство уменьшаются. Прояснившийся ум может легче увидеть свою
природу.
На определённом этапе, когда практикующий успокоил ум,
хороший наставник — видя «препятствие» в уме практикующего: жёсткие
взгляды или привязанность — может помочь от него избавиться. (Таким
образом, путь дзэнского практикующего — это и раскрытие «своей»
мудрости, и не закрытие от «чужой». Скорее, это убирание ложного
барьера между «моей» мудростью и «чужой».)
Многие дзэнские
мастера утверждают, что практика может быть «постепенной» или
«внезапной», но само пробуждение всегда внезапно — точнее, не постепенно. Это просто отбрасывание лишнего и видение того, что есть.
Поскольку это просто отбрасывание, нельзя сказать, что оно как-то
достигается. Или что в этом есть «ученики» и «наставники». Наставники
могут передавать Дхарму учений — то есть, идеи и методы дзэн. Дхарма
Ума, то есть сущность просветления, уже присутствует. Она не нуждается
ни в каких достижениях.
Итак, практика и учение дзэн нацелены на
вышеупомянутые успокоение ума, освобождение от жёстких взглядов и
отпускание привязанностей. Это облегчает видение собственной природы,
которое само находится вне всякой практики и всяких путей.
В
целом, то же верно и для остальных буддийских традиций; данная школа —
дзэн — нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.
Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками.
автор к сожалению мне не известен...
-
100%, 12 голосів -
0%, 0 голосів -
0%, 0 голосів
Авторизуйтеся, щоб проголосувати.