Строительство завершилось позже, при княжении еще одного сына великого князя — Ярополка. Церковь Успения Богородицы сильно пострадала во время набега хана Менгли-Гирея в 1482 году. Позднее Подольская Успенская церковь, в годы, когда захваченная униатами София не могла выполнять функции главного православного храма Киева, стала, по сути, городским кафедральным собором. В 1613—1614 годах изрядно обветшавшая церковь подверглась перестройке, которую осуществил итальянский архитектор Себастиано Брачи. Зодчий придал ей формы ренессанса, дополнил архитектурный комплекс основного здания сразу четырьмя куполами. Усилиями Ивана Григоровича-Барского в 1770 году сооружение приобрело черты украинского барокко, что, по свидетельству современников, выгодно выделяло его среди собратьев. В начале XIX века киевский городской архитектор Андрей Иванович Меленский заменил пять куполов храма одним, чем вписал его архитектуру в исповедуемую им концепцию классицизма. Возможно, на такое архитектурное решение подвигло зодчего и то, что после одного из опустошительных пожаров, когда даже плавились колокола, средств на кропотливую и дорогостоящую реконструкцию не было. Приходилось довольствоваться малым. В 1835 году, ровно за сто лет до трагической гибели церкви, взамен разобранной деревянной колокольни появилась пристроенная к основному объему здания каменная. Сорок лет спустя вследствие просадки грунта стены дали трещины. Спасло сооружение своевременное вмешательство чиновников Церковно-строительного присутствия при Губернском управлении и, соответственно, выделение значительных средств на "устранение неполадок".
Пожары не раз тревожили храм. Он горел в 1611 году (поговаривали, что поджог устроили иезуиты), весной 1718-го, в 1808 году и, естественно, во время знаменитого пожара 1811 года. Поскольку сооружение было каменным, огонь не мог разрушить его до фундамента, что позволяло быстро восстановить утраченное. Даже после страшного июньского пожара 1811 года, когда практически выгорел весь Подол (густой дым доходил до Нежина), а здания Магистрата и Богородичной церкви пострадали так, что остались лишь каменные стены, киевляне решительно принялись за восстановление своей духовной святыни, жертвуя на святое дело порой последние медяки.
С церковью Богородицы Пирогощей связано и событие общегосударственной важности. В январе 1654 года здесь приводились к присяге на верность русскому царю подольские мещане, городское казачество и многочисленные гости, прибывшие на торжества. Этим еще раз подтверждается, что долгие годы храм оставался главным оплотом православия "Матери городов русских".
Несколько строк о благотворительной деятельности храма. В разные годы своим коштом Подольская церковь Успения Богородицы содержала сиротский приют, больницу для неимущих (слово "бедные", чтобы не оскорблять обездоленных, запрещалось употреблять), приходскую школу... Был период, когда в ее стенах нашел временное пристанище городской архив.
Среди святынь Богородицы Пирогощей верующих притягивал привезенный некогда из Константинополя образ Богоматери, который, как полагали ученые, до этого находился в тамошней башне-пиргосе. По-гречески прилагательное "пирготисс" означает "башенный". Возможно, именно от этого слова и прижилось применительно к церкви слово "Пирогощая". Существует, правда, и мнение, что приставку к имени Подольская Успенская церковь получила от некоего мифического купца по имени Пирогость. Как бы там ни было, но в жизни торгового и ремесленного Подола церковь Успения Богородицы Пирогощей играла значительную роль. Считается, что именно она в древнейшее время объединяла зажиточный посадский люд этой части города, ибо находилась на центральной площади Киево-Подола, в месте, где сходились пути-дороги зажиточной части населения. Исследователи полагают, что Пирогощая являлась церковью купцов, торгующих зерном. Согласно одному из Универсалов гетмана Самойловича, принятом еще в 1672 году, церкви Богородицы на Подоле "дозволялось брать меру или деньгу за меру зернового хлеба, который доставлялся для продажи на местном рынке". С именем этой церкви связан и очень старый пассаж древнерусской летописи: "Едет Игорь по Боричеву, ко святей Богородице Пирогощей". Наверняка, князь, возвращающийся из половецкого плена, не случайно направлялся в сей храм. Быть может, свершал это он в благодарность за участие богатой купеческой прослойки тогдашнего киевского общества в деле выкупа из неволи князя и его дружины... Ревнители старины, отважившись на восстановление святыни, решили, наплевав на то, что к ХХ веку Пирогощая была составной частью сложившегося в классическом стиле архитектурного ансамбля центральной части Подола, восстановить ее в древнерусском стиле, опираясь лишь на данные обмеров первоначальных фундаментов. Результатом и стало возведение павильона, ибо кто ж видел, а главное, запечатлел для нас, грешных, как выглядела церковь в то далекое время?
Была в истории церкви Успения Богородицы Пирогощей и вовсе черная страница. В 1933 году, когда ежедневно на улицах Киева умирали от голода тысячи человек, ослабевших от хронического недоедания людей службы коммунхоза (горочистки (!) переносили в мрачный и сырой храм, где бедняги вскоре погибали. Далее их тела тайно вывозили по ночам и сбрасывали в безымянные братские могилы. Возможно, это обстоятельство повлияло на то, чтобы вскоре (в 1935 году) разобрать храм и стереть его с лица нашего многострадального города, ведь, по сути, даже формального повода к уничтожению этого культового объекта (вроде реконструкции площади) не было. Храм не "мешал движению трамваев", не стоял на пути важнейших правительственных дорог, не проводил антисоветскую пропаганду и т. п.
Отстроенная не так давно, но по "преданьям старины глубокой", церковь Успения Богородицы Пирогощей на Подоле является одной из доминант Контрактовой площади и прилегающих к ней улиц. Правда, смотрится она "на тлі" воссозданного в стиле классицизма Гостиного двора, любовно отреставрированного Контрактового дома и других объектов эпохи промышленного капитализма "не очень". Скорее, напоминает эдакую подделку чего-то.
http://litopys.org.ua/rizne/chionl02.htm -тут очень интересно на старорусском (но понятном) статья об истории этой церкви и иконе Пирогощи.
Коментарі
Гість: Мелкий ПИПИ
116.12.10, 18:06
ура.
ЛанаМ
216.12.10, 18:08Відповідь на 1 від Гість: Мелкий ПИПИ
в смысле? это не первая заметка о киевских храмах и будет еще
mestor
316.12.10, 18:23Відповідь на 2 від ЛанаМ
Спасибо, Лана
Гість: talla_net
428.01.11, 13:19