Долго собиралась с духом, прежде чем написать эту заметку. Трудно вообще пытаться вместить в одну заметку этут тему. Не зря этот комплекс считают главным сокровищем Киева. С Софией Киевской связано много легенд и тайн. Это и загадка библиотеки Ярослава Мудрого, которая спрятана в соборе и до сих пор не найдена. Это и легенда о иконе Оранты "Нерушимая стена" - о том, если она будет разрушена, то Киев перестанет существовать. Учитывая то количество войн и столетий, через которые она прошла...волей неволей задумаешься.
Вообще задумайтесь, сколько всего соборов посвященных Софии? ТРИ!!! В Новгороде, Киеве и нынешнем Стамбуле (тогда Константинополе). Все!
Для меня София самая большая святыня Киева. Удивительно волшебное место. Я своим друзьм как то сказала - вы не верите в сказку? Зайдите на территорию Софии. И что? А то, что уже сделав два шага от забора, вы перестаете слышать городской шум, на вас снисходит истинная тишина и благодать. И действительно, друзья пришли ошеломленные и потрясенные. Это все при том, что я и друзья особо не верущие. Именно в храме Софии со мной случилось маленькое чудо. Я зашла в храм и увидела, что идет экскурсия. Не хотелось мешать и я отошла в сторону. Обычно я туда и не заходила, просто справа от входа какие то колонны, а на них полустершиеся фрески. Без гида и не поймешь, что на них. Вот и не смотрела никогда. Всегда любовалась только Орантой. Я очень люблю эту мозаику. И вот, абсолютно неожиданно для меня, рука сама тянется к колонне. Я ничего не могу сделать, знаю, что нельзя, а не могу остановиться. Точно также неожиданно начинаю плакать. Абсолютно не было повода. Конечно ко мне подбегает смотрительница, но увидев лицо, говорит...аааа, девонька и ты ...Я в шоке. Она мне говорит, что именно возле этого места так бывает, но только с женщинами. Идет очищение слезами. Вот и верь или не верь, но это действительно было со мной.
Собор Святой Софии был построен в XI веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти церковь, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг собора находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки.
Святая София Киевская - это неистощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками.
Архитектурные формы и роспись собора образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия.
Апостол Павел
Федор Стратилат
В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.
Великий князь Ярослав, названный “Мудрым” - выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. В первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы. Он сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна из его дочек, Анна, стала женой короля Франции, другая - короля Венгрии, третья - короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии.
Княгиня Ольга и император Константин Багрянородный в ложе ипподрома
Живопись XI века, которая украшает колокольню собора, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси XI века
Центром композиции внутреннего объема является залитое светом и украшенное золотом и многоцветными мозаиками пространство под центральным куполом. К нему примыкают короткие ответвления пространственного креста, которые замыкаются стрех сторон света двухъярусными аркадами, а с востока - богато украшенной мозаиками центральной апсидой с невысокой мраморной предалтарной преградой.
Монументальная мозаичная живопись является важнейшим элементом внутреннего убранства собора. Мозаичными многокрасочными изображениями украшены главные части храма - центральное подкупольное пространство и центральная апсида. Другие части храма - центральный и боковые нефы, трансепт, хоры и башни - расписаны фресками. Из множества сохранившихся в мире древних мозаик именно мозаики Софии Киевской являются подлинным памятником монументальной живописи XI века, так как они никогда не переделывались и не дополнялись реставраторами, а лишь очищались от пыли, копоти, что возвращало им многокрасочную свежесть первоначального состояния.
«Благовещение», мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 г. Старейшее изображение сцены в русском искусстве. В руках у Богоматери — красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов
Софийские мозаики являются одними из прекраснейших по своим краскам. В них своеобразно сочетается архаизм форм с необычайной красотой то ярких сияющих красок, то приглушенных благородных полутонов, полученных благодаря обилию разнообразнейших оттенков одного цвета. Коричневый насчитывает 35 оттенков, зеленый - 34, желтый - 23, синий -21, красный - 19. Всего в палитре мозаик Софии Киевской насчитывается более 150 оттенков, что свидетельствует о высокоразвитой технике производства смальты в Киевской Руси. Археологические находки подтверждают существование мастерской по производству смальт в непосредственной близости от собора в момент его строительства.
Свежестью цветовой гаммы софийские мозаики обязаны высокому мастерству мозаичистов, которые в совершенстве владели кропотливой и сложной техникой мозаичной живописи. Набирая по сырой известковой штукатурке мозаичное изображение из отдельных кубиков смальты, мастера мозаики придавали им различный наклон внешней поверхности. Лучи света, падая на мозаичное изображение, отражаются под разными углами, и возникает эффект динамики, подвижности среды рисунка. Мозаики как бы искрятся и хорошо воспринимаются с любого места в соборе.
Особую выразительность мозаичным изображениям Софии Киевской придает золотой фон, с которым хорошо гармонируют различные оттенки синего, фиолетового, красного и многих других цветов смальты.
В зените центрального купола в медальоне диаметром 4.1 м полностью сохранилось погрудное монументальное мозаичное изображение Пантократора, мастерски выполненное с учетом восприятия его зрителями с большого расстояния (до 30 м).
Мозаичное изображение: Христос-Пантократор
От четырех изображений архангелов в куполе сохранилась лишь одна мозаичная фигура, относящаяся к XI веку, да и то не полностью. Недостающие части, а также три фигуры архангелов дописаны масляными красками в конце XIX века.
На одном из простенков между окнами центрального подкупольного барабана уцелела верхняя часть мозаичной фигуры апостола Павла, а над подпружными арками, поддерживающими барабан главного купола - изображение Христа в образе Иерея и наполовину утраченное изображение богоматери.
Из четырех мозаичных изображений в парусах подкупольного барабана сохранилось лишь одно - евангелиста Марка на юго-западном парусе. В подпружных арках центрального купола сохранилось 15 из 30 мозаичных изображений в медальонах севастийских мучеников. Утраченные мозаики опять же дописаны маслом в XIX веке.
Центральное место во внутреннем убранстве Софии Киевской занимают мозаики ее главной апсиды. Над коихой сохранилась мозаичная композиция "Деисус", скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами, а на двух столбах восточной арки перед апсидой сохранилась мозаичная композиция "Благовещение" в виде фигур во весь рост: архангела Гавриила на северо-восточном и девы Марии на юго-восточном столбах. Классическая ясность, пластичность, строгая пропорциональность, мягкая прорисовка фигур связывает художественные произведения Софии Киевской с лучшими образцами античного искусства Эллады.
Самое видное место внутри собора занимает огромное мозаичное изображение Марии-Оранты (Заступницы) в конхе центральной апсиды. Высота фигуры Марии - 5.5 метров. Изображение мастерски выполнено на вогнутой поверхности таким образом, чтобы воспринималось на расстоянии без искажений. Мария-Оранта стоит на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Одета она в темно-синий хитон со складками, поверх которого наброшен фиолетовый мафорий, за красный пояс заложен белый платок, расшитый золотом, на ногах - ярко-красные сапожки. Изображение Марии-Оранты является одной из наиболее величественных мозаик мира с монументальными изображениями фигур.
Мозаичное изображение Марии-Оранты (Заступницы)
Под изображением Оранты хорошо сохранилась многофигурная мозаичная композиция XI века "Евхаристия" . Под ней сохранилась верхняя часть фигур "Святителей", недостающие части которых также дорисованы в поздний период. Портреты Святителей выполонены с индивидуальным подходом и раскрывают исключительное колористическое дарование художника, передавшего характеры образов.
Мозаичная композиция Евхаристия
Значительное место в убранстве храма отведено мозаичным орнаментам , которые украшают обрамление конхи, боковые части главной апсиды и ее горизонтальные пояса, оконные проемы и внутренние вертикали подпружных арок. Применены как растительные мотивы орнаментов, так и чисто геометрические. Конха центральной апсиды обрамлена красочным орнаментом растительного характера в виде кругов со вписанными в них пальметками, а над шиферным карнизом, отделяющим фигуру Оранты от композициии "Евхарстия" идет очень красивая полоса орнамента чисто геометрического характера. Тонкие белые линии на темно-синем фоне переливаются с эффектом перламутра. Эффектны и другие орнаменты, каждый из которых оригинален и красив.
фото из интернета
Коментарі
анонім
11.02.11, 13:26
чудом вистояла Свята Софія! дика москаляча орда знищила ще більш старовинну Десятинну церкву, Михайлівський Золотоверхий собор, Успенський собор Печерської лаври, сотні і тисячі інших храмів, а Софія вистояла... правда донецько-фашистський окупаційний режим скалить на неї зуби, хоче передати українську святиню на осквернення кремлядським сектантам МП... надія на Бога і киян, що не допустять такої наруги...
анонім
21.02.11, 13:29
"Старейшее изображение сцены в русском искусстве" - слідкуйте за язиком, москальня ваша докладалась лише до знищення українського (руського) мистецтва
анонім
31.02.11, 21:46
Гість: Кіт Сірко
47.03.13, 10:42Відповідь на 1 від анонім
Чому у вас така ненависть до фашистів?
Режим Муссоліні, був досить непаганою формою правління в Італії! І вже точно кращий за радянський устрій.