Печали новых войн, новые национальные бури породят новые народные песни.
—Ханс Бройер, 1913
В 2000 году, будучи редактором небольшого самиздатского музыкального журнала, я получил для рецензирования компакт-диск шведской группы Folkstorm, озаглавленный "Victory or Death" (англ. победа или смерть)2. Диск содержал десять трэков жесткой индустриальной музыки и был украшен имперским орлом в нацистском стиле на вершине пустого венка из дубовых листьев (Reichsadler)3. Обратная сторона обложки была декорирована рунами и содержала список трэков – вот некоторые названия: "Feldgeschrei" (нем. крики на поле боя), "Harsh Discipline" (англ. суровая дисциплина), "Propaganda" (англ. пропаганда), "We Are the Resistance" (англ. мы – сопротивление), "Social Surgery" (англ. социальная хирургия). Слова песен были неразборчивы из-за сильно искаженного голоса, но все остальное наводило на смутное предположение о праворадикальной природе "идеологии" Folkstorm. Как ни удивительно, группа уверяла: "Никакой политики. Никакой религии. Никаких стандартов" – такие осмотрительные высказывания были написаны на самом диске.
Если группа отрицает всякое отношение к политике, тогда как все признаки указывают обратное, какого рода "пропаганда" имеется в виду? "Мессидж" Folkstorm имеет мало общего с идеями некоторых своих соотечественников вроде Totenkopf, чей трек "Can’t Be Beaten" (англ. несокрушимый) однозначно провозглашает: "Покажи им чего ты стоишь и не испытывай угрызений совести, мой арийский брат, пора начинать расовую войну"4. "Мессидж" Folkstorm также не является провокацией, аналогичной пресловутому позерству покойного панк-рокера Сида Вишеса, носившего футболку со свастикой. Если "мессидж" не имеет отношения ни к White Noise (англ. белый шум, уайт-нойз), ретранслирующему расовую ненависть5, ни к "плеванию в лицо буржуазному обществу", то в чем он состоит? В этой статье я предлагаю рассмотреть тезис, который заключается в том, что существует особый вид праворадикальной музыки, которая не пропагандирует прямое насилие, не связана с деятельностью политических организаций или партий и не является способом вербовки в ту или иную политическую группу. Следовательно, я принимаю высказывание Folkstorm "никакой политики" серьезно, хотя и надеюсь переосмыслить его таким образом, чтобы избежать поверхностной трактовки, упускающей очевидную сущность правых взглядов в этом "мессидже". Я называю такую музыку "аполитеической" (термин объясняется ниже), и в этой статье анализируется ее природа и смысл на примере двух музыкальных жанров – неофолка и мартиал-индастриала, которые наиболее часто используются группами и исполнителями для распространения аполитеических идей. Я надеюсь продемонстрировать, что аполитеическая музыка и уайт-нойз являются культурными отражениями двух разных политических стратегий, которым фашизм был вынужден следовать во "враждебных" условиях послевоенного периода.
Прежде чем я продолжу, следует отметить, что ни неофолк, ни мартиал-индастриал не могут рассматриваться как "фашистские музыкальные жанры". В отличие от уайт-нойза, который особым образом указывает на идеологически мотивированную музыку, эти два жанра являются, в первую очередь, типологическими конструктами, описывающими различные способы комбинирования звуков. Действительно, проблема отождествления неофолка и мартиал-индастриала с фашистской или неонацистской пропагандой горячо обсуждалась с середины 1990-х годов, когда некоторые группы, играющие в этих жанрах и активно использующие фашистскую символику, начали привлекать внимание журналистов левых взглядов и стали подвергаться нападениям со стороны антифашистских группировок. В ряде случаев антифашистские протесты, петиции и пикеты поддерживались властями, которые запрещали выступления определенных групп, играющих неофолк/мартиал-индастриал. Например, в 2004 году ведущей австрийской мартиал-индастриал группе Der Blutharsh пришлось отменить свое выступление в Израиле в связи с протестами, в частности, члена израильского кабинета министров Натана Щаранского, депутата Кнессета Йосси Сарида, мэра Тель-Авива Рона Хулдаи и Антидиффамационной лиги. В следующем году самая известная неофолковая группа, Death in June, лишилась права продавать свой альбом "Rose Clouds of Holocaust" (англ. розовые облака Холокоста) в Германии после расследования, проведенного Федеральным департаментом по надзору за средствами информации, вредными для молодежи (Bundesprfstelle fr jugendgefhrdende Medien, ФДНСИВМ)6. Ни одна из этих групп не является частью уайт-нойз сцены, но в музыке и той, и другой группы содержатся – как я покажу ниже – явные элементы фашистского мировоззрения.
остальное тут http://www.shekhovtsov.org/articles/Anton_Shekhovtsov-Apoliteic_Music-Russian.html
Коментарі
Hyperactive
15.04.10, 01:16
в любом случае металл в ЕС не так уж и поппулярен, так что бить особую тревогу по поводу неонацистской музыки думаю ещё рано