Я давно пришел к убеждению, что информация
о произведениях искусства почти никогда
не ведет к глубинному пониманию этих
творений.
После тысяч и тысяч концертов-общений,
проведенных мной в течение тридцати
лет для сотен тысяч слушателей в разных
странах, я твердо знаю, что для восприятия
музыки Баха необходимы в первую очередь
не столько знания о жизни Баха (информация),
сколько состояние души воспринимающего.
Души, настроенной на волну его, Баха,
музыки.
Потому
что великое искусство (и особенно музыка
как вершина всех искусств) — это часть
ноосферы, то есть грандиозной космической
энергии.
Энергии
Духа.
И цель творения искусства
— попасть в принимающую душу (ибо энергия
человеческой Души — часть всеобщей
космической энергии).
Но выполнить свою функцию
искусство может только при условии
полного совпадении ВОЛНЫ ПРИЕМНИКА И
ПЕРЕДАТЧИКА. Совпадения духа микрокосма
(человека) и макрокосма (вселенских
энергий).
Поэтому музыка должна
появиться не раньше, чем вы попадете в
ее поле, на ее волну. Приведу один
очень простой пример: вы находитесь в
одиночестве, и у вас есть радиоприемник.
Вам необходимо срочно услышать важную
информацию. Вы начинаете искать последние
известия, проходите через сотни
радиостанций, звучат неизвестные вам
языки, и вдруг... резко останавливаете
движение поисковой ручки. Вы услышали
свой язык, свою речь.
Это значит, что вы нашли ту волну, на
которую настроены ваши речевые и слуховые
приемники. Вы услышали язык, который вы
понимаете и который вызывает ваше
сопереживание. То же самое — с музыкой.
Ибо музыка — это высшая форма
выразительности, и музыка — это язык.
Но язык, напрямую связанный с Космосом,
с его энергией и с нашей возможностью
восприятия этой энергии. К тому же если
представить себе все виды искусства в
виде пирамиды с подножием на земле, а
вершиной в небе, то можно не сомневаться
— вершиной пирамиды всех искусств будет
музыка.
А чтобы добраться до вершины пирамиды,
необходимо взбираться по ее ступеням.
На каждой ступени этой духовной пирамиды
находятся различные виды искусства:
литература, поэзия, живопись, архитектура.
И как только мы почувствовали, что в
потребности услышать музыку мы достигли
крайней степени нетерпения, — мы сделаем
это.
Мы должны добраться до состояния
нетерпения еще и для того, чтобы
преодолеть трагедию великой музыки в
ХХ веке, произошедшую с появлением радио
и телевидения.
Именно радио и телевидение
оказали классической музыке самую
ужасную услугу.
Они превратили всю музыку
в фон. Ведь в любой момент звуками Баха
или Моцарта, Хиндемита или Шостаковича
музыка может вторгнуться в вашу кухню,
в коридор и даже в ванную комнату — и
ничего не стоит превратить музыку в
фон, в обои, в пирожное к чаю.
Здесь эта незваная музыка и получит
весь негатив хозяина. Да еще какой!!!
Хотя она, классическая музыка, в этом
нимало не виновата. Просто в
отличие от всех других видов музыки она
ревниво требует к себе полного внимания.
Поскольку подобная музыка
не может быть фоном жизни. Она требует
предельной настроенности, интенсивного
сопереживания.
Отсюда главная задача
преподавателя искусств — вызвать
максимальную потребность Души услышать,
создав предельную ее (души) настроенность
на волну музыки.
Причем поскольку каждое
произведение имеет свою волну, свое
уникальное поле, то и подготовка к
восприятию каждого произведения будет
обладать собственной волной, цель
которой — найти прямую дорогу между
настроенностью Души и конкретным
музыкальным произведением конкретного
композитора, представляющим определенное
время и стиль.
Пятница с Михаилом Казиником, на сайте:
http://vppress.ru/stories/dobratsya-do-vershiny-piramidy-8213