Босния и Герцеговина: путевые заметки
- 26.02.09, 17:29
Две очень характерные особенности Боснии и Герцеговины которые вы почувствуете сразу, если только попадете в страну – это массовая любовь к кофе и курению. В Украине тоже курят много, но это ничто по сравнению с Боснией. Здесь курят почти все (включая женщин и стариков) и почти везде - даже во время обеда, что уже говорить во время посиделок за чашечкой кофе. Курение и кофепитие – это краеугольные камешки в идентичности боснийцев. В Украине спасение состоит в существовании smoke-free (свободных от курения) зон в большинстве заведений (пусть эти зоны обычно уступают в красоте и удобстве зонам курильщиков, но все же), в Боснии их просто нет. Более того, там надо извиняться, если ты не куришь, и конечно же никто и не подумает, что может ты не переносишь дыма - просто дымят тебе в лицо и все тут.
Привычка пить кофе приносит намного меньше вреда окружающим и придает этой культуре немалый шарм. Боснийцы пьют кофе несколько раз на день, и в основном это турецкий кофе, сваренный в маленьких «джезва» и подаваемый в малюсеньких чашечках с сахаром. Обычно к боснийскому кофе нему подается еще и стакан воды. Хотя это традиционный кофе, но можно заказать и итальянский кофе. В большинстве кафе просто пьют кофе с сигаретами, но в кондитерских можно заказать вкуснейшие торты и пирожные. Интересно, что например в Азербайджане чайные называются «чайхана», то здесь кофейни «кофехана». Чувствуется влияние Турции. Чай лучше вообще не заказывать, поскольку чайная культура абсолютно отсутствует. Скорей всего, вам принесут чай из пакетика, и он может быть недокипяченым или с какими-то еще странностями. Только в одном месте чай напоминал настоящий чай – в турецком кафе, где столики примостились среди продаваемых ковров и другой утвари. Там принесли чай в традиционных турецко-арабских стеклянных изогнутых стаканчиках. Он был очень крепким, как заварка, и сильно отдавал травами. Но по крайней мере это был настоящий чай. В Сараево я остановилась в очень симпатичном небольшом желто-абрикосовом готеле с очень украинским именем «Гай». Уже одно это название вызвало у меня массу положительных эмоций. Кстати, на окраинах Сараево очень много таких милых желто-персиковых зданий, которые радуют глаз. Один день я пришла на завтрак довольно поздно, и там почти нечего было есть. Зато на следующее утро я встала пораньше, и повезло попробовать бурек с шпинатом, а также местный сыр. В целом, даже с небольшой суммой денег прокормиться в Сараево – не проблема. Во-первых, по всему городу можно встретить «пекаре» - магазины разнообразных булочек с начинкой, круассанов и просто белого хлеба, которые стоят недорого (черный хлеб почти не едят). Кроме того, множество магазинчиков, где продают буреки – пирожки с мясом, маком, шпинатом, сыром. Но моими самыми любимыми были «сластерницы» - смесь кафе и кондитерских, где можно заказать кофе, а к нему на выбор – кусок торта или пирожного из разнообразнейшего выбора под витриной, да еще за смешную по киевским меркам цену. И Эти сладости - очень вкусные!!! Наконец, фрукты и овощи стоят очень недорого. Учитывая мое вегетарианство, мои друзья старались водить меня в более-менее вегетарианские рестораны. В одном из них с претенциозным названием «Карузо» я заказала блюдо с одноименным названием – Карузо, картошка с грецкими орехами и чем-то сладким, похоже на яблоки. Оригинально. В этом ресторане шеф-повар со славянским именем Саша был одноименно и официантом. В другом, очень уютном и хорошеньком ресторане в районе рынка с простым, как двери, названием «Двери» было очень вкусно, а именно блюдо представляло собой запеченные баклажаны с морковкой и сыром- примерно то, что я пытаюсь приготовить дома. Наконец, в последний день мы были в довольно оригинальном месте – полностью вегетарианском ресторане в индийском стиле, с благовониями, где параллельно проходят занятия по медитации. То, что подали, было очень неожиданным – хорошо известная перловка, правда, желтого цвета (наверное благодаря карри), к ней смесь цветной капусты с бараньим горохом, перцы с творогом и овощи. Вкусно, хотя мой знакомый невегетарианец сказал, что эта еда, цитирую «очень скучная». В одном из ресторанов с едой откровенно не повезло. Там было почти все из мяса и мне не оставалось заказать ничего другого как «пура» (мамалыга») с сыром. Я думала, это будет съедобно..Но оказалось нет – мамалыга была безвкусной и утопала в сыре, который оказался творогом и при том еще очень кислым. А творог я в принципе не люблю. Поэтому съесть это не удалось. Когда я попросила чай, то его принесли с пакетика и очень холодным – вероятно, некипяченым. В общем, разочарование.. Хотя с террасы ресторана открывался просто невообразимый вид на Сараево.. А еще к удивлению всех, на террасу, откуда не возьмись, зашли две овцы и начали спокойно жевать траву.. Я подскочила, чтоб сфотографироваться с их милыми мордашками, но не тут то было.Их хозяин довольно грубо вытолкнул их. Что касается шоппинга, то такого выбора, как в Киеве или других европейских столицах, в Сараево нет. Во-первых, тут все люди живут небогато, и нет выраженного имущественного расслоения, как в Украине. Поэтому бутики Луи Виттон, Армани и т.д отсутствуют, в основном преобладают магазины средней ценовой категории. Во-вторых, на рынках очень много турецких безделушек и сувениров – «глаза» от сглаза, прелестные кошелечки, шали, шапки и все другое, что можно найти в Стамбуле. Из типично боснийского стоит посоветовать наборы посуды из меди, покрытой серебром, красивые декоративные тарелки. Также там продают много серебра и золота. Как уже упоминалось, большинство населения Сараево составляют боснийские мусульмане. Перепись населения не проводилась с начала 90-х, однако есть основания полагать, что они составляют 85-90 процентов. При этом Босния и Герцеговина остается достаточно светской страной, примерно как Турция, Азербайджан и среднеазиатские страны, где ислам – это скорее религиозно-культурная идентичность жителей, чем основополагающий принцип организации социальной и культурной жизни, как в Иране. Есть определенный процент женщин с покрытой головой, функционирует много мечетей, повсюду продают исламские сувениры, но при этом страна не напоминает Ближний Восток или Иран. Женщины часто посещают кафе наравне с мужчинами, в отличие от традиционных мусульманских стран. Кроме того, буквально за 50 метров от мечетей действуют католические и православные церкви, и даже есть действующая синагога. При этом влияние ислама все же чувствуется. В самом центре города находятся посольства Турции и Ирана, на центральной улице – иранский культурный центр, действует ярмарка книг, посвященная Рамадану.
Коментарі