Любовь - в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому.
Древнеинд. веды и древнегреч. философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм.
Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода (см. Эротика), с др. стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания.
Христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христ. любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей - и на друзей, и на врагов).
Шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию.
В этике любовь - это «добродетель, личности в отношении к др. личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... Ибо все, что есть в тебе ценного, выполняет свое назначение тем, что является также ценным «для кого-то»... Любящий дает любимому... новое измерение своей
сущности - быть «для него» (в то время как обычно он - только бытие «в себе»).
Личная любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его бытию» (Н. Гартман);
В теории познания любовь - предпосылка и начало процесса
познания (см. Повиновение, Отдавание себя,
Объективность).
Августин говорит: «Tantum cognoscitur, quantum diligitur» (лат. - «Мы познаем в той мере, в какой любим»);
аналогичное утверждают Гёте, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно.
У Паскаля любовь («сердце») прокладывает разуму дорогу к вещам и людям.
Отношение между любовью и познанием, глубоко проникающее в суть всего существующего, вскрыл прежде всего Макс Шелер («Liebe und Erkenntnis», в «Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre», Bd. I, 1923);
«порядок любви» (лат. ordo amoris), т.е. такой порядок, согласно которому человек уважает этические ценности (см. Этика) и сообразует с ними свое поведение, является самой значительной индивидуальной отличительной чертой его личности.
С точки зрения Сартра, любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. Идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять ее невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы стать любовью. «Желать стать любимым - значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы».
Любовь к ближнему - провозглашенная христианством этическая ценность, которая соответствовала осн. этической ценности древности - справедливости, являясь вместе с тем более широкой по содержанию.
Любовь к ближнему означает, что одна личность заступается за другую, так же как за саму себя (см.
Альтруизм), не рассуждая о правах, заслугах или достоинствах этой личности.
Любовь к ближнему не есть явление, сопутствующее состраданию; она есть чувство и стремление, рассматривающее др. личность как некую ценность.
Любовь к дальнему - в этике любовь к кому-то далекому, подчас неведомый иным людям идеал, осуществление которого подняло бы человечество на более высокую ступень.
Любовь к далекому отличается от любви к ближнему величием морального мужества и душевной щедрости.
Понятие любви к далекому восходит к Ницше («Так говорил Заратустра»).