Развитие личности, или Искусство жить...
- 15.12.09, 12:49
* * *
Мы переходим к фигурам, управляемым Третьим Эгрегором действия, чьи
архетипы инвольтируются Великим Строителем Козней Урпарпом.
* * *
Серый человек (управитель Сатурн) соответствует программам подсознания,
вызывающим у человека депрессию, скептицизм, сомнение и уныние; серому
человеку все равно, любые эмоции, энтузиазм, инициативу и энергетику он
поглощает полностью, никак при этом не меняясь (разве что вырастая в
размерах, но лишь утверждаясь в своей жизненной позиции, соответствующей
положению точки сборки, с которого мир видится наполовину как безжизненная
пустыня, а наполовину как зловонное болото).
Серый совершенно не похож на черного: насколько первый собран, настолько
второй диффузен, плохо оформлен. Скорее, серый во многом напоминает желтого,
и у многих людей они выступают своеобразным тандемом, в форме серожелтого
тумана, клубящегося у ног и периодически поднимающегося выше головы - сущее
мучение для психотерапевта.
Серый не агрессивен и никогда не проявляет инициативы - но чутко
реагирует на любую энергетику, от самой высокой до самой низкой, стараясь
замкнуть ее на себя - а хозяину отдать мертвую шелуху. Как прямой противник,
серый абсолютно неуязвим и от лобовых атак лишь усиливается: логические
аргументы он особенно любит, умея съесть их энергию без остатка и вернуть
выжатому насухо врагу окончательно добивающую его фразу: "Ты меня не убедил".
Что касается эмоционально-энергетических нападений, то это основной источник
его питания, серый (видимым образом увеличившись в размере), в заключение
скажет: "И все же это меня не вдохновляет".
Серый, не имея на это, строго говоря, никакого основания, подвергает
сомнению все на свете, но такова его жизненная позиция, которая
поддерживается прямым каналом от Серого Короля - архетипической фигуры,
инвольтируемой самим Урпарпом, к которому в конечном счете и идет энергия,
поступающая к серому из окружающего мира. Единственное, чего серый не
выносит, от чего он худеет, уменьшаясь в размерах, и просит дополнительной
инвольтации Серого Короля - это ситуация его полного игнорирования,
духовного, ментального и эмоционального.
Ниже уровня глаз серого в области его влияния царят уныние, меланхолия и
безнадежность, здесь в высшей степени сомнительно все, кроме одного момента,
который зато абсолютно достоверен: скорый тотальный провал любого начинания
или проекта: таких слов как надежда, удача и счастье, просто нет.
Серый реализует принцип пессимизма, который является одним из проявлений
программы самоуничтожения в человеке. Однако у многих людей эта программа, в
принципе актуализирующаяся в конце жизни и предназначенная для облегчения и
сокращения предсмертных страданий, получает большое развитие еще в начале
жизни, иногда в детстве, иногда в юности, и порой доводит человека до
самоубийства (здесь, конечно, не обходится без сильной инвольтации Серого
Короля).
Нормальное положение серого - немного сзади, рост - ниже колена хозяина.
При более высоком росте серый представляет опасность для тех чакр человека,
которые оказываются ниже уровня его глаз - сначала страдает муладхара
(уменьшение жизненного тонуса), затем свадхистхана (начинаются сексуальные
проблемы и утрачивается вкус к жизни), затем манипура (утрата силы воли);
серый на высоте хозяина означает тотальную депрессию, особенно если его руки
лежат на плечах или (хуже) на голове человека. Полное поглощение серым своего
хозяина - клинический случай, депрессия на уровне умопомешательства,
невозможность ходить и есть, вероятны попытки самоубийства, активного или
пассивного - тотальное отчаяние, жить невозможно и не для чего.
Любимая пища серого - неудачи человека, позиция: "Я же говорил, что
ничего не получится, добра не жди". Чаще всего серый действует в паре с
желтым, который бессовестно подтасовывает факты и устанавливает ложные связи,
находя следствия несуществующих или несущественных причин, и здесь очень
важно разделить эти две фигуры - от одного этого мир сразу светлеет; прямая
же борьба здесь, как впрочем и с другими тонкими фигурами этой главы, не
ведет к успеху.
Распространен вариант, особенно среди слабых людей, когда серый
отправляется на борьбу со свиньей эгоизма. Действительно, мир для свиньи
становится серым, но она не худеет, и не уменьшается ее аппетит - просто у
нее делается какой-то несчастный и неухоженный вид. Лучше честно есть
(запрещенный себе) шоколад, радуясь этому, чем есть его же со слезами на
глазах и похоронным настроением "все равно нет в жизни счастья". В жизни-то
как раз оно есть, его нет в прозябании... но автор незаметно переходит к
следующей тонкой фигуре - торопыжке.
* * *
Торопыжка (управитель Меркурий) представляет существо, во всех
отношениях противоположное серому, но фактически их цели похожи - это
прекращение потока энергии и любой конструктивной деятельности человека;
социальный архетип торопыжки - Король Торопыга, - так же, как и Серый Король,
инвольтируется Урпарпом.
Главная цель торопыжки - повышение ритма внутренней жизни и внешней
деятельности человека; его девиз: "Скорее, ребята, а то не успеем", - причем
что именно не успеем, совершенно не важно, главное - ни на секунду не
останавливаться. Торопыжка участвует в любой активной деятельности человека,
будь то физическая работа, мыслительный процесс, речь; при этом один из
важнейших его постулатов - результат должен быть получен немедленно, а иначе
действие не эффективно, и надо увеличивать ритм. "Надо" - одно из любимых
слов торопыжки, а почему и зачем, собственно, "надо", понять не остается
времени.
Торопыжка - эффективное средство борьбы Урпарпа с любыми конструктивными
усилиями человека. Все, что делается, требует некоторого времени для своего
осуществления; чем труднее проект и чем глубже он встроен в реальность,
действительно ее преобразуя, тем точнее должно быть согласование ритма
исполнения проекта с не зависящим от человека (или почти не зависящим) ритмом
жизни Космоса, Земли, больших социальных групп, наконец, просто внешних
обстоятельств. Поэтому всякое замедление, равно как и убыстрение работы
должно быть согласовано с указанными внешними ритмами, от которых торопыжка
всячески пытается человека отвлечь. "Твоя работа замедлилась, - тараторит
он, - и в любом случае идет недостаточно быстро - скорее пошевеливайся, крути
все колеса и барабаны, или, еще лучше, переключайся на что-нибудь новенькое,
например, тебе необходимо срочно..." - и торопыжка предложит хозяину еще
минимум пять совершенно неотложных дел.
Как и все остальные тонкие фигуры, торопыжка имеет два канала
инвольтации - от самого человека и от Короля Торопыги - общество не любит
пассивных граждан, общество любит активных граждан... однако Урпарп, с
помощью Короля Торопыги, стремится превратить эту активность в хаотическую
или направленно разрушающую силу. Вот как это происходит.
Каждый человек в определенные минуты жизни бывает снедаем некоторым
беспокойством. Например, его тянет развлечься, но не просто так, а чтобы
что-то такое мелькало перед глазами, например, покрутиться в чертовом колесе,
поглазеть на футбол или почитать детективчик с лихо закрученным сюжетом. "Ты
очень устал от однообразия жизни", тянет за руку своего хозяина торопыжка
размером ему по пояс. Если торопыжка выше пояса, с ним уже трудно бороться, а
поскольку реально он не дает делать ничего (в том числе и отдыхать), то жизнь
человека уже в большей степени становится борьбой с суетой и "текучкой",
которую среднего размера торопыжка умеет организовать так, что свободного
времени не остается вовсе.
Торопыжка ростом с хозяина означает уже состояние, ведущее к болезням -
психическим и соматическим, поскольку человек, с одной стороны, не отдыхает
уже никогда, а с другой - не может доделать ни одного своего дела и
практически никогда не выполняет обещаний, хотя давать их склонен во
множестве, - и поэтому от внешнего мира получает не поддержку, а наоборот,
лишь волну разочарования, серости и несбывшихся надежд.
Нормальный размер торопыжки, не мешающего человеку в его главных делах -
ниже колена, но по мере того, как увеличивается энергетика хозяина, бороться
с торопыжкой становится все труднее - последний получает прямую инвольтацию
от Короля Торопыги, и человек обнаруживает, что, с одной стороны, у него
внутри без каких-либо видимых причин резко возрастает напряжение и появляется
навязчивое стремление сделать всю работу, додумать все мысли, разрешить все
проблемы как можно скорее - ведь вся наша жизнь - игра случайностей, и
неизвестно, как повернется завтра... С другой стороны, помимо чисто
иррационального увеличения (хотя как сказать - кто может поручиться, что я
доживу до завтра?) внутреннего напряжения, возросший за счет прямой
инвольтации торопыжка создает своему хозяину и хаотическое метание мысли, и
возрастающее давление внешних обстоятельств, которые словно нарочно
складываются так, чтобы не дать человеку осуществить свои замыслы. Поэтому
обычные житейские советы типа "А ты организуйся, успокойся, затормозись,
сосредоточь свои усилия на главном, не отвлекайся на мелочи, но веди
стратегическую линию несмотря ни на что" и т.п. хороши лишь для человека со
слабой энергетикой, чей торопыжка инвольтируется преимущественно им самим, и
действительно, если он последует всем этим советам, он, вероятно, существенно
сократит своего торопыжку, - если, конечно, не будет при этом удушен серым.
Однако для того, чтобы сократить торопыжку, непосредственно инвольтируемого
Королем Торопыгой, нужно вступить в прямое сражение с последним, и это уже
совершенно другой сюжет. Человек, который хочет сделать что-то действительно
общественно нужное и важное, должен быть готов к схватке с Гагтунгром: в
одной, а иногда во всех его ипостасях сразу.
* * *
И, наконец, последняя, седьмая тонкая фигура, управляемая Венерой и
Хироном, самая, вероятно, сложная для понимания и управления. Это Змей, или
если судить по роли, которую он чаще всего берет на себя, циник и комик. Его
архетип инвольтируется Фокермой и ведет свое происхождение от библейского
пресмыкающегося; ниже он именуется Большой Змей.
Основное оружие змея это ирония, которая используется им двояко:
во-первых, для профанации любых серьезных и возвышенных устремлений человека
(насмешка над идеалами), и, во-вторых, для отведения глаз хозяина от грозящих
ему опасностей, которые змей также изображает как несерьезные, не давая
человеку их оценить и соответственно подготовиться. Основное качество
образов, которое создает змей, это неуместность, что часто производит
комический эффект, снимая напряжение и понижая концентрацию внимания: задача
змея заключается в том, чтобы человек махнул рукой и перестал воспринимать
как серьезные самые ответственные для него ситуации. Основной принцип,
который змей всячески навязывает хозяину, это: "Авось, пронесет", а
основной метод - перенесение любой ситуации на арену в цирке, где штанга
клоуна-тяжеловеса оказывается надувной, так же, впрочем, как и его
неимоверные мускулы.
Обычно змей принимает форму змеи или змеи с четырьмя лапками, своего
рода стройный бронтозаврик, который может ползать, бегать и ходить на задних
лапах, имитируя человека. При этом он одевается согласно обыгрываемому им
сюжету и использует различные аксессуары. Какое бы серьезное дело ни замыслил
человек, змей тут же изобразит пародию на него, и при этом выражение его
морды будет настолько забавным, что трудно удержаться от улыбки. Физик
садится за стол писать формулы - змей тут же расположится рядом за партой,
одетый в профессорский халат и шапочку и начнет с преувеличенно-серьезным
видом перелистывать биографию А. Эйнштейна; пианист сядет за фортепиано, змей
схватит палочку и заиграет "чижика-пыжика" на ксилофоне и т.д.
Если, однако, эти уловки не помогают, то змей может перейти и к прямому
воздействию на хозяина, например, обвиться вокруг его ног и буквально не
пустить туда, куда, по мнению змея, человеку ходить не следует. Если змей в
вертикальном положении (т.е. стоя на хвосте) может подняться до плеч хозяина,
то он может при случае обвиться и вокруг рук, что чревато частичной
блокировкой их движений - в самом прямом смысле этих слов. Вот, например,
типичный сюжет из жизни начинающего пианиста - ученика музыкальной школы.
Все время подготовки к экзамену - месяц - змей выделывал самые разнообразные
штуки на полу и на рояле, отвлекая юного музыканта от сосредоточенного
изучения концерта; изображал его самого, юного Бетховена и всех педагогов в
самых неожиданных и несерьезных видах и т.д. Во время концерта, когда мальчик
про него забыл, змей плотно обвился вокруг его рук и практически сорвал игру,
после чего незаметно соскользнул на пол, и вечером утешал своего хозяина,
бодро маршируя в матросской бескозырке с развевающимися по ветру ленточками
под звуки популярного шлягера: "Не надо печалиться - вся жизнь впереди, Вся
жизнь впереди - надейся и жди", - делая вид, что к срыву на экзамене он,
змей, не имеет ну абсолютно никакого отношения, да и вообще, что было, то
прошло, чего теперь-то расстраиваться?
Змей размером с хозяина (и выше) не будет демонстрировать свой рост;
он притворится маленьким, добродушным, доброжелательным; может с показной
любовью смотреть человеку в глаза и проявлять инициативу исключительно с
целью его развлечь и утешить, и может оказаться в этом весьма изобретательным
- но в результате все конструктивные планы человека будут расстроены.
Разумеется, человек может направлять внимание и энергию своего змея во
внешний мир, мороча голову окружающим, но чем крупнее и сильнее змей, тем
большее внимание оказывает он на самого человека, всегда умея незаметно
застать его врасплох.
Бороться со змеем трудно; и чем выше энергетический и особенно духовный
уровень человека, тем сильнее прямая инвольтация его змея от Большого Змея, и
тем труднее становится его укрощать. Змей - мастер профанации: духовность он
представит душевность, а душевность - милой незначительностью, мудрость
обернет случайным совпадением, ум - удачной хитростью и т.д. Он великий
фрейдист в худшем смысле слова, и культура для него - неудачная сублимация
грубого сексуального потока, а секс - это и есть он, змей. Посмотрите на
него, как он вытягивается во весь рост, потом сворачивается в обольстительное
колечко, и в заключение представляет - один! - коллективный секс, пылко
свиваясь кольцами и пронизывая самого себя самыми немыслимыми способами;
правда, все равно получается не столько сексуально, сколько смешно.
Мы переходим к фигурам, управляемым Третьим Эгрегором действия, чьи
архетипы инвольтируются Великим Строителем Козней Урпарпом.
* * *
Серый человек (управитель Сатурн) соответствует программам подсознания,
вызывающим у человека депрессию, скептицизм, сомнение и уныние; серому
человеку все равно, любые эмоции, энтузиазм, инициативу и энергетику он
поглощает полностью, никак при этом не меняясь (разве что вырастая в
размерах, но лишь утверждаясь в своей жизненной позиции, соответствующей
положению точки сборки, с которого мир видится наполовину как безжизненная
пустыня, а наполовину как зловонное болото).
Серый совершенно не похож на черного: насколько первый собран, настолько
второй диффузен, плохо оформлен. Скорее, серый во многом напоминает желтого,
и у многих людей они выступают своеобразным тандемом, в форме серожелтого
тумана, клубящегося у ног и периодически поднимающегося выше головы - сущее
мучение для психотерапевта.
Серый не агрессивен и никогда не проявляет инициативы - но чутко
реагирует на любую энергетику, от самой высокой до самой низкой, стараясь
замкнуть ее на себя - а хозяину отдать мертвую шелуху. Как прямой противник,
серый абсолютно неуязвим и от лобовых атак лишь усиливается: логические
аргументы он особенно любит, умея съесть их энергию без остатка и вернуть
выжатому насухо врагу окончательно добивающую его фразу: "Ты меня не убедил".
Что касается эмоционально-энергетических нападений, то это основной источник
его питания, серый (видимым образом увеличившись в размере), в заключение
скажет: "И все же это меня не вдохновляет".
Серый, не имея на это, строго говоря, никакого основания, подвергает
сомнению все на свете, но такова его жизненная позиция, которая
поддерживается прямым каналом от Серого Короля - архетипической фигуры,
инвольтируемой самим Урпарпом, к которому в конечном счете и идет энергия,
поступающая к серому из окружающего мира. Единственное, чего серый не
выносит, от чего он худеет, уменьшаясь в размерах, и просит дополнительной
инвольтации Серого Короля - это ситуация его полного игнорирования,
духовного, ментального и эмоционального.
Ниже уровня глаз серого в области его влияния царят уныние, меланхолия и
безнадежность, здесь в высшей степени сомнительно все, кроме одного момента,
который зато абсолютно достоверен: скорый тотальный провал любого начинания
или проекта: таких слов как надежда, удача и счастье, просто нет.
Серый реализует принцип пессимизма, который является одним из проявлений
программы самоуничтожения в человеке. Однако у многих людей эта программа, в
принципе актуализирующаяся в конце жизни и предназначенная для облегчения и
сокращения предсмертных страданий, получает большое развитие еще в начале
жизни, иногда в детстве, иногда в юности, и порой доводит человека до
самоубийства (здесь, конечно, не обходится без сильной инвольтации Серого
Короля).
Нормальное положение серого - немного сзади, рост - ниже колена хозяина.
При более высоком росте серый представляет опасность для тех чакр человека,
которые оказываются ниже уровня его глаз - сначала страдает муладхара
(уменьшение жизненного тонуса), затем свадхистхана (начинаются сексуальные
проблемы и утрачивается вкус к жизни), затем манипура (утрата силы воли);
серый на высоте хозяина означает тотальную депрессию, особенно если его руки
лежат на плечах или (хуже) на голове человека. Полное поглощение серым своего
хозяина - клинический случай, депрессия на уровне умопомешательства,
невозможность ходить и есть, вероятны попытки самоубийства, активного или
пассивного - тотальное отчаяние, жить невозможно и не для чего.
Любимая пища серого - неудачи человека, позиция: "Я же говорил, что
ничего не получится, добра не жди". Чаще всего серый действует в паре с
желтым, который бессовестно подтасовывает факты и устанавливает ложные связи,
находя следствия несуществующих или несущественных причин, и здесь очень
важно разделить эти две фигуры - от одного этого мир сразу светлеет; прямая
же борьба здесь, как впрочем и с другими тонкими фигурами этой главы, не
ведет к успеху.
Распространен вариант, особенно среди слабых людей, когда серый
отправляется на борьбу со свиньей эгоизма. Действительно, мир для свиньи
становится серым, но она не худеет, и не уменьшается ее аппетит - просто у
нее делается какой-то несчастный и неухоженный вид. Лучше честно есть
(запрещенный себе) шоколад, радуясь этому, чем есть его же со слезами на
глазах и похоронным настроением "все равно нет в жизни счастья". В жизни-то
как раз оно есть, его нет в прозябании... но автор незаметно переходит к
следующей тонкой фигуре - торопыжке.
* * *
Торопыжка (управитель Меркурий) представляет существо, во всех
отношениях противоположное серому, но фактически их цели похожи - это
прекращение потока энергии и любой конструктивной деятельности человека;
социальный архетип торопыжки - Король Торопыга, - так же, как и Серый Король,
инвольтируется Урпарпом.
Главная цель торопыжки - повышение ритма внутренней жизни и внешней
деятельности человека; его девиз: "Скорее, ребята, а то не успеем", - причем
что именно не успеем, совершенно не важно, главное - ни на секунду не
останавливаться. Торопыжка участвует в любой активной деятельности человека,
будь то физическая работа, мыслительный процесс, речь; при этом один из
важнейших его постулатов - результат должен быть получен немедленно, а иначе
действие не эффективно, и надо увеличивать ритм. "Надо" - одно из любимых
слов торопыжки, а почему и зачем, собственно, "надо", понять не остается
времени.
Торопыжка - эффективное средство борьбы Урпарпа с любыми конструктивными
усилиями человека. Все, что делается, требует некоторого времени для своего
осуществления; чем труднее проект и чем глубже он встроен в реальность,
действительно ее преобразуя, тем точнее должно быть согласование ритма
исполнения проекта с не зависящим от человека (или почти не зависящим) ритмом
жизни Космоса, Земли, больших социальных групп, наконец, просто внешних
обстоятельств. Поэтому всякое замедление, равно как и убыстрение работы
должно быть согласовано с указанными внешними ритмами, от которых торопыжка
всячески пытается человека отвлечь. "Твоя работа замедлилась, - тараторит
он, - и в любом случае идет недостаточно быстро - скорее пошевеливайся, крути
все колеса и барабаны, или, еще лучше, переключайся на что-нибудь новенькое,
например, тебе необходимо срочно..." - и торопыжка предложит хозяину еще
минимум пять совершенно неотложных дел.
Как и все остальные тонкие фигуры, торопыжка имеет два канала
инвольтации - от самого человека и от Короля Торопыги - общество не любит
пассивных граждан, общество любит активных граждан... однако Урпарп, с
помощью Короля Торопыги, стремится превратить эту активность в хаотическую
или направленно разрушающую силу. Вот как это происходит.
Каждый человек в определенные минуты жизни бывает снедаем некоторым
беспокойством. Например, его тянет развлечься, но не просто так, а чтобы
что-то такое мелькало перед глазами, например, покрутиться в чертовом колесе,
поглазеть на футбол или почитать детективчик с лихо закрученным сюжетом. "Ты
очень устал от однообразия жизни", тянет за руку своего хозяина торопыжка
размером ему по пояс. Если торопыжка выше пояса, с ним уже трудно бороться, а
поскольку реально он не дает делать ничего (в том числе и отдыхать), то жизнь
человека уже в большей степени становится борьбой с суетой и "текучкой",
которую среднего размера торопыжка умеет организовать так, что свободного
времени не остается вовсе.
Торопыжка ростом с хозяина означает уже состояние, ведущее к болезням -
психическим и соматическим, поскольку человек, с одной стороны, не отдыхает
уже никогда, а с другой - не может доделать ни одного своего дела и
практически никогда не выполняет обещаний, хотя давать их склонен во
множестве, - и поэтому от внешнего мира получает не поддержку, а наоборот,
лишь волну разочарования, серости и несбывшихся надежд.
Нормальный размер торопыжки, не мешающего человеку в его главных делах -
ниже колена, но по мере того, как увеличивается энергетика хозяина, бороться
с торопыжкой становится все труднее - последний получает прямую инвольтацию
от Короля Торопыги, и человек обнаруживает, что, с одной стороны, у него
внутри без каких-либо видимых причин резко возрастает напряжение и появляется
навязчивое стремление сделать всю работу, додумать все мысли, разрешить все
проблемы как можно скорее - ведь вся наша жизнь - игра случайностей, и
неизвестно, как повернется завтра... С другой стороны, помимо чисто
иррационального увеличения (хотя как сказать - кто может поручиться, что я
доживу до завтра?) внутреннего напряжения, возросший за счет прямой
инвольтации торопыжка создает своему хозяину и хаотическое метание мысли, и
возрастающее давление внешних обстоятельств, которые словно нарочно
складываются так, чтобы не дать человеку осуществить свои замыслы. Поэтому
обычные житейские советы типа "А ты организуйся, успокойся, затормозись,
сосредоточь свои усилия на главном, не отвлекайся на мелочи, но веди
стратегическую линию несмотря ни на что" и т.п. хороши лишь для человека со
слабой энергетикой, чей торопыжка инвольтируется преимущественно им самим, и
действительно, если он последует всем этим советам, он, вероятно, существенно
сократит своего торопыжку, - если, конечно, не будет при этом удушен серым.
Однако для того, чтобы сократить торопыжку, непосредственно инвольтируемого
Королем Торопыгой, нужно вступить в прямое сражение с последним, и это уже
совершенно другой сюжет. Человек, который хочет сделать что-то действительно
общественно нужное и важное, должен быть готов к схватке с Гагтунгром: в
одной, а иногда во всех его ипостасях сразу.
* * *
И, наконец, последняя, седьмая тонкая фигура, управляемая Венерой и
Хироном, самая, вероятно, сложная для понимания и управления. Это Змей, или
если судить по роли, которую он чаще всего берет на себя, циник и комик. Его
архетип инвольтируется Фокермой и ведет свое происхождение от библейского
пресмыкающегося; ниже он именуется Большой Змей.
Основное оружие змея это ирония, которая используется им двояко:
во-первых, для профанации любых серьезных и возвышенных устремлений человека
(насмешка над идеалами), и, во-вторых, для отведения глаз хозяина от грозящих
ему опасностей, которые змей также изображает как несерьезные, не давая
человеку их оценить и соответственно подготовиться. Основное качество
образов, которое создает змей, это неуместность, что часто производит
комический эффект, снимая напряжение и понижая концентрацию внимания: задача
змея заключается в том, чтобы человек махнул рукой и перестал воспринимать
как серьезные самые ответственные для него ситуации. Основной принцип,
который змей всячески навязывает хозяину, это: "Авось, пронесет", а
основной метод - перенесение любой ситуации на арену в цирке, где штанга
клоуна-тяжеловеса оказывается надувной, так же, впрочем, как и его
неимоверные мускулы.
Обычно змей принимает форму змеи или змеи с четырьмя лапками, своего
рода стройный бронтозаврик, который может ползать, бегать и ходить на задних
лапах, имитируя человека. При этом он одевается согласно обыгрываемому им
сюжету и использует различные аксессуары. Какое бы серьезное дело ни замыслил
человек, змей тут же изобразит пародию на него, и при этом выражение его
морды будет настолько забавным, что трудно удержаться от улыбки. Физик
садится за стол писать формулы - змей тут же расположится рядом за партой,
одетый в профессорский халат и шапочку и начнет с преувеличенно-серьезным
видом перелистывать биографию А. Эйнштейна; пианист сядет за фортепиано, змей
схватит палочку и заиграет "чижика-пыжика" на ксилофоне и т.д.
Если, однако, эти уловки не помогают, то змей может перейти и к прямому
воздействию на хозяина, например, обвиться вокруг его ног и буквально не
пустить туда, куда, по мнению змея, человеку ходить не следует. Если змей в
вертикальном положении (т.е. стоя на хвосте) может подняться до плеч хозяина,
то он может при случае обвиться и вокруг рук, что чревато частичной
блокировкой их движений - в самом прямом смысле этих слов. Вот, например,
типичный сюжет из жизни начинающего пианиста - ученика музыкальной школы.
Все время подготовки к экзамену - месяц - змей выделывал самые разнообразные
штуки на полу и на рояле, отвлекая юного музыканта от сосредоточенного
изучения концерта; изображал его самого, юного Бетховена и всех педагогов в
самых неожиданных и несерьезных видах и т.д. Во время концерта, когда мальчик
про него забыл, змей плотно обвился вокруг его рук и практически сорвал игру,
после чего незаметно соскользнул на пол, и вечером утешал своего хозяина,
бодро маршируя в матросской бескозырке с развевающимися по ветру ленточками
под звуки популярного шлягера: "Не надо печалиться - вся жизнь впереди, Вся
жизнь впереди - надейся и жди", - делая вид, что к срыву на экзамене он,
змей, не имеет ну абсолютно никакого отношения, да и вообще, что было, то
прошло, чего теперь-то расстраиваться?
Змей размером с хозяина (и выше) не будет демонстрировать свой рост;
он притворится маленьким, добродушным, доброжелательным; может с показной
любовью смотреть человеку в глаза и проявлять инициативу исключительно с
целью его развлечь и утешить, и может оказаться в этом весьма изобретательным
- но в результате все конструктивные планы человека будут расстроены.
Разумеется, человек может направлять внимание и энергию своего змея во
внешний мир, мороча голову окружающим, но чем крупнее и сильнее змей, тем
большее внимание оказывает он на самого человека, всегда умея незаметно
застать его врасплох.
Бороться со змеем трудно; и чем выше энергетический и особенно духовный
уровень человека, тем сильнее прямая инвольтация его змея от Большого Змея, и
тем труднее становится его укрощать. Змей - мастер профанации: духовность он
представит душевность, а душевность - милой незначительностью, мудрость
обернет случайным совпадением, ум - удачной хитростью и т.д. Он великий
фрейдист в худшем смысле слова, и культура для него - неудачная сублимация
грубого сексуального потока, а секс - это и есть он, змей. Посмотрите на
него, как он вытягивается во весь рост, потом сворачивается в обольстительное
колечко, и в заключение представляет - один! - коллективный секс, пылко
свиваясь кольцами и пронизывая самого себя самыми немыслимыми способами;
правда, все равно получается не столько сексуально, сколько смешно.