хочу сюди!
 

Анна

50 років, телець, познайомиться з хлопцем у віці 45-55 років

Крепкий собственник – основа экономического возрождения

  • 24.08.12, 02:58

П.А. Столыпин. Крепкий собственник – основа экономического возрождения.

<...> Социальная смута вскормила и вспоила нашу революцию, и одни только политические мероприятия бессильны были, как показали тогдашние обстоятельства, уничтожить эту смуту и порожденную ею смуту революционную. Лишь в сочетании с социальной аграрной реформой политические реформы могли получить жизнь, силу и значение. Поэтому, господа, на закон 9 ноября надо смотреть с угла зрения социального, а не политического, и тогда станет понятно, что он явился плодом не растерянного решения, а что именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально экономического крестьянского строя. А так как время смуты – время решений, не раздумья, то понятно, почему этот вопрос был проведен в порядке статьи 87, словом и волею Государя. Понятно это и потому, как говорил тут А.С.Стишинский 28), что к 1 января 1907 года должен был быть решен в области крестьянского землевладения вопрос о выделе участков в частную собственность, так как к этому времени кончалась выплата выкупных платежей и должна была войти в силу статья 12 Общего положения.

Эту историческую справку я привел для того, чтобы с самого начала установить ту принципиальную сторону закона, с которой правительство сойти не может, в которой уступок нет. Не вводя, силою закона, никакого принуждения к выходу из общины, правительство считает совершенно недопустимым установление какого-либо принуждения, какого-либо насилия, какого-либо гнета чужой воли над свободной волей крестьянства в деле устройства его судьбы, распоряжения его надельной землей. Это – главная коренная мысль, которая залегла в основу нашего законопроекта.

<...> перейду к двум поправкам, предложенным меньшинством Особой комиссии Государственного совета. В Особой комиссии голоса разделились почти поровну, и поэтому я считаю себя обязанным выяснить мнение правительства как по вопросу о личной и семейной собственности, так и по вопросу о предоставлении обществам преимущественных прав к приобретению продаваемых домохозяевами надельных земель. Обе эти поправки клонятся к ограничению прав домохозяина в распоряжении своей надельной собственностью: первая – во имя ограждения прав семьи, вторая – в целях ограждения интересов общества.

<...> Я добросовестно старался вникнуть в мысли и доводы сторонников семейной собственности и понимаю, что предоставление женщинам права голоса в разрешении вопроса о продаже надельных участков, в этом направлении мысли, является требованием минимальным. Я разделяю теорию, отождествляющую семейный союз с трудовой артелью. Я сознаю весь ужас семьи, глава которой – пьяница и тунеядец – начнет распродажу земли – кормилицы семьи. Но все же я самым решительным и определенным образом заявляю, что принудительные путы, по мнению правительства, делу не помогут, а повредят. Семейный союз как союз трудовой останется в силе, если члены семьи будут сознавать себя членами такового, даже если они находятся где-нибудь на отдаленных отхожих промыслах, и никакой закон не свяжет их с семьей отбившегося домохозяина, если он и живет на месте. Домохозяин-тунеядец, пьяница всегда промотает свое имущество, какую бы власть над ним вы ни предоставили его жене. В этом отношении ограждение прав семьи может осуществиться только единственным справедливым и правильным решением в установлении опеки за расточительство. Но отдавать всю общинную Россию под опеку женам, создавать семейные драмы и трагедии, рушить весь патриархальный крестьянский строй, имея в мыслях только слабые семьи с развратными и пьяными домохозяевами во главе, – простите, господа, я этого не понимаю.

Ведь даже Сенат, создавший у нас институт семейной собственности, никогда так далеко не шел, никогда не ставил препятствий отдельным домохозяевам продавать свои подворные участки. Когда создают армию, не равняют ее по слабым и по отсталым, если только намеренно не ведут ее к поражению. Как же воссоздать крепкую сильную Россию и одновременно гасить инициативу, энергию, убивать самодеятельность? Самодеятельность эта забивалась общиною, так не заменяйте общину женским гнетом. Логика везде одинакова: особое попечение, опека, исключительные права для крестьянина могут только сделать его хронически бессильным и слабым.
Много у нас говорят о свободах, но глашатаи отвлеченных свобод не хотят для крестьянина самой примитивной свободы – свободы труда, свободы почина. Поэтому я самым решительным образом буду возражать и против второго предположения меньшинства Особой комиссии о предоставлении обществам преимущественного права приобретения продаваемых домохозяевами надельных участков. Поверьте, что там, где у обществ есть средства, где у обществ образовался капитал от обязательных отчуждений угодий для государственной или общественной надобности или от разработки недр, там общество не упустит продаваемого надела, если только он ему нужен. Но там, где у общества средств нет, к чему искусственно расширять площадь общинной земли, стравливать насильно договариваюшиеся стороны с обществом, создавать силой закона спор и вражду. <...> И все это в видах искусственного поддержания общины, в видах затруднения домохозяевам сознательного осуществления своего права так или иначе решить свою судьбу <...>.
Я так настоятельно возвращаюсь к этому вопросу потому, что принципиальная сторона законопроекта является осью нашей внутренней политики, потому что наше экономическое возрождение мы строим на наличии покупной способности у крепкого достаточного класса на низах, потому что на наличии этого элемента зиждутся и наши законопроекты об улучшении, упорядочении местной земской жизни, потому, наконец, что уравнение прав крестьянства с остальными сословиями России должно быть не словом, а должно стать фактом. Т.е. вопрос о равноправии уже решался и до коммунистов!

Я, господа, не преувеличиваю значения закона 9 ноября. Я знаю, что без сопутствующих, упорно проводимых мероприятий по мелкому кредиту, по агрономической помощи, по просвещению духовному и светскому, нас временно ждут и неудачи, и разочарования, но я твердо верю в правильность основной мысли закона и приписываю первоначальную удачу этого, сравнительно, быть может, скромного акта тому, что он неразрывно связан с величайшим актом прошлого столетия – с освобождением крестьян и составляет, быть может, последнее звено в деле раскрепощения нашего земледельческого класса. 

И что дело это не бесплодно, что ваш усидчивый труд по окончательной разработке этого законопроекта не останется без результата, доказывает одно поразительное явление, явление, может быть, недостаточно учитываемое, а, может быть, и нарочно замалчиваемое: горячий отклик населения на закон 9 ноября, эта пробудившаяся энергия, сила, порыв, это то бодрое чувство, с которым почти одна шестая часть, как только что было указано, домохозяев-общинников перешла уже к личному землевладению. Господа, более 10 миллионов десятин общинной земли, перешедшей в личную собственность, более 500 тысяч заявлений о желании устроиться на единоличном хозяйстве, более 1 400 000 десятин, уже отведенных к одним местам. Вот то живое доказательство, которое я принес сюда, чтобы засвидетельствовать перед вами, что значит живая неугасшая сила, свободная воля русского крестьянства! И безрассудно было бы думать, что такие результаты достигнуты по настоянию правительственных чинов. <...> Я со слишком большим уважением отношусь к народному разуму, чтобы допустить, что русское крестьянство переустраивает свой земельный быт по приказу, а не по внутреннему убеждению. <...>

Из речи П.А. Столыпина,
произнесенной в Государственном совете 15 марта 1910 г. //
Государственный совет. Сессия пятая. 1909-1910 гг.
Стенографические отчеты. СПб., 1910. С. 1136-1145


P.S.Как хорошо, что открываются архивы и многое начинает проясняться.

12

Коментарі

124.08.12, 11:59

    Гість: W a r r i o r

    224.08.12, 12:06

    классный текст - Столыпин был гений, не зря его "коммунисты и ко" грохнули - он если б развернулся выбил бы почву у них из под ног

      324.08.12, 12:13Відповідь на 2 від Гість: W a r r i o r

      классный текст - Столыпин был гений, не зря его "коммунисты и ко" грохнули - он если б развернулся выбил бы почву у них из под ног"Как же воссоздать крепкую сильную Россию и одновременно гасить инициативу, энергию, убивать самодеятельность? Самодеятельность эта забивалась общиною, так не заменяйте общину женским гнетом. Логика везде одинакова: особое попечение, опека, исключительные права для крестьянина могут только сделать его хронически бессильным и слабым"...что можно тут добавить, действительно гениально. коммунисты же сделали в точности все наоборот.

        424.08.12, 13:33

        столыпин голова

          524.08.12, 13:38Відповідь на 4 від одессит_

          столыпин голова Без сомнения.

            Гість: Старый_лентяй

            624.08.12, 13:45

              724.08.12, 13:49Відповідь на 6 від Гість: Старый_лентяй

                Гість: vofkaS

                824.08.12, 15:23

                Пётр Аркадьевич,по сути,заложил основу фермерства в аграрном секторе тогдашней России,а с учётом того,что крестьянство по численности преобладало,то и всего среднего класса в будущем.Большевики это дело похерили,согнав всех в колхозы и на "соловки".И не стало среднего класса,крепкого собственника.А теперь,век спустя,вновь об этом пылкие речи толкают.Да вот только воз до сих пор на месте.Видать крепко отбили желание трудиться на себя.Куда проще на халяву.

                  924.08.12, 15:40

                  Крепкий собственник-это хорошо сказано! Но в нашей "неньке" он почему то не действует. Почему то не видно новых
                  технологий, модернизаций. Все тупо выкачивают последние соки, а потом можно и в Эуропу переехать,оставив за собой
                  разруху.

                    1024.08.12, 15:57Відповідь на 1 від Pyccкuй

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      3
                      5
                      попередня
                      наступна