Техника вышивания крестом или крестиком и полукрестом — одна из самых известных и популярных в народном творчестве.
Рис.1 Шов «полукрест» и его варианты
Эти техники известны издавна, но широко распространились во второй половине прошлого столетия.
Вышивать этими швами можно по счету нитей на ткани полотняного переплетения, по канве и по контурам, обозначенным точками.
Можно вышивать по выдернутым из ткани поперечным и продольным ниткам, образующим
квадраты. В каждом квадрате вышивают по одному стежку полукреста или одному крестику.
Во время работы необходимо следить за отсчетом нитей ткани и одинаковым направлением верхних стежков, чем меньше размер крестика, тем изящнее вышивка.
Существует несколько разновидностей вышивки крестом . К ним относятся: полукрест, или
роспись, крест прямой и косой, удлиненный и расширенный, одинарный (из двух перекрещивающихся стежков), двойной (болгарский) и трехстежковый.
Полукрест, или роспись , — двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми (горизонтальными и вертикальными) и косыми (диагональными) стежками.
Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд пройден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении (справа налево) заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри контура (рис. 1). Пунктир на рисунках показывает направление хода стежка с изнанки.
В народных вышивках полукрест, один из наиболее древних швов, применяется и как самостоятельный, и как дополнительный в сочетании с другими швами.
Рис.2. Разновидности шва «полукрест»:
а — чешуйка; б — клетка; в — шашечки; г — кустики; д — птичка
К разновидностям полукреста относятся ступенчатые стежки, чешуйка, клетка, шашечка и многие другие (рис. 24, а—в).
На основе шва «роспись» создано много декоративных узоров, выполняемых одним или несколькими цветами ниток (рис. 2, г,д). Стежками полукреста вышивают обводку отдельных мотивов узора, выполненных другими швами: гладью, выкалыванием, крестиком и др.
Рис.3. Шов «пилочка»: а — в два хода; б — в один ход; в — трехрядная «пилочка»
Шов «пилочка», или «кривулька» , выполняется как в два хода (рис. 3,а), так и одним ходом (рис. 3,б). Она может быть в один, два и три ряда (рис. 3,в), с украшением.
Рис.4. Шов «мудреный»
Шов «мудреный» выполняется стежками полукреста в два хода. Сначала вышивается контур фигуры, а затем при обратном ходе заполняется площадь узора (рис. 4).
В народных вышивках женских рубах встречаются небольшие прямоугольники такого шва, вышитые белыми нитками и расположенные вертикальными полосами по длине рукава.
Рис.5. Шов «косая стежка»: а — стежки разного наклона и длины; б—г — последовательность
выполнения рядов «косой стежки»; д,е — изменение направления стежков в зависимости от узора; ж — орнаментальная полоса
Косая стежка — глухой односторонний счетный шов. Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины (рис. 5,а). Удлиненные стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по горизонтали (4—8—12) в два раза больше, чем по вертикали (2—4—6). Наклон отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых под стежок как в вертикальном так и в
горизонтальном направлениях.
Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы.
Для первого стежка (1 —2) наклонного ряда, который шьют снизу вверх, от края контура узора, то есть места закрепления рабочей нити (1), отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань (2) и выводят с изнанки справа налево через две нити (3).
.Второй стежок (3—4) делают снова слева направо на две нити выше первого, третий (5— 6) — на две нити выше второго и т.д. (рис.5,б).
Для начала второго ряда, который шьют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего
нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо (6—7), а косой стежок кладут сверху вниз справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда (рис. 5,в,г).
В зависимости от рисунка можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону (рис. 5,д), или начать вышивание с центра фигуры (рис. 5,е).
Последовательность вышивания косой стежкой орнаментальной полосы показана на рисунке 5,ж. Ход работы напоминает одностороннюю счетную гладь.
Рис.6. Шов «куриный брод»
Этот вид вышивания встречается- у многих народов и имеет свои местные названия, колорит, богатство орнаментальных мотивов. В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом, выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия — «куриный» или «сорочий брод » (рис. 6).
Рис.7 Шов поддевчатый: а — в один ряд; б — из отдельных звездочек; в — сплошной ряд со
звездочками
Поддевчатый шов — глухой односторонний шов, который выполняется по счету нитей вертикальными стежками, поддетыми короткими поперечными. С изнанки образуются горизонтальные стежки. В России выполняется красными, белыми и желтыми нитками по синей крашенине или черному бархату; по
кумачу оранжевыми, желтыми и черными шерстяными или льняными нитками.
Сочетается с косой стежкой, крестом, мишурой, блестками и золотным шитьем.
Узоры, выполненные поддевчатым швом, состоят из ажурных полос разной ширины, треугольников, ромбов. Этим швом подчеркивали орнаментальные полосы других швов и заполняли плоскости геометризованных фигур.
Узкая полоса шириной в один ряд выполняется в два приема (рис. 7,а). Сначала по счету нитей
ткани кладут вертикальные стежки ряда слева направо. В последнем стежке рабочую нить выводят на одну нить выше нижнего конца стежка. На иглу слева направо, снизу вверх поддевают предыдущий (предпоследний) стежок и протягивают рабочую нить. Справа налево сверху вниз поддевают предпоследний стежок и вводят иголку с ниткой сверху вниз слева направо под предыдущий (третий) стежок. Поочередно обвивая вертикальные стежки рабочей ниткой то сверху, то снизу, вышивают
декоративную полоску любой длины.
Ряд из отдельных звездочек делают на двух рядах вертикальных стежков в четыре хода (рис. 7,б). При переходе от одной фигуры к другой делают длинный горизонтальный стежок с изнанки. Сначала кладут
верхний ряд вертикальных стежков слева направо, а затем справа налево — нижний. Далее перевивают верхние стежки рабочей ниткой слева направо, а нижние, возвращаясь, справа налево. Более сложный узор поддевчатого шва дан на рисунке 7,в.
Рис.8. Варианты поддевчатого шва
Украинский «верхоплут » выполняется в один, два и более рядов, создавая ажурные фигуры из ромбов и треугольников, которые используются как самостоятельная вышивка или как дополнение к
другим швам (рис. 8,а). Эстонские «торн» и «кюла», украинский «бегунец » (рис. 8,б,в) созданы на основе перевива наклонных стежков и очень красочны.
Рис.9. Крест косой односторонний в два хода: а - в варианты выполнения
Крест косой односторонний выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Вышивается в
горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема в старинных народных вышивках (рис. 9,а — в)
и в один прием в современных (рис. 10).
Рис.10. Крест косой в один ход: а - в варианты выполнения
Рис.11. Крест удлиненный: а — в высоту; б — в длину; в — в узор
Удлиненный косой крест вытянут в высоту (рис. 11,а) или в длину (рис. 11,б), то есть вышивается
по прямоугольнику, стороны которого не равны (рис. 11, в). Применяется в декоративных вышивках.
Рис.12. Крест рассыпной: а — узор; б — ход;в — в два хода
Крест разреженный (рассыпной) был очень популярен в вышивках первой четверти 20го столетия. Ажурные узоры, вышитые черными нитками на белом полотне, очень напоминали кружево и назывались «обманка» или «фальшивое кружево» (рис. 12,а). Выполняется двумя способами: в один прием (рис. 12,б) и в два приема (рис. 12,в). Второй способ — двусторонний, применяется в вышивке блузок из прозрачных тканей, на рушниках и занавесках, где просматривается изнаночная сторона.
Рис.13. Косой крест: а — двухрядный; б — трехрядный
Крест двухрядный (косой) представляет собой два ряда косых крестиков, расположенных в шахматном порядке (рис. 13,а). Применяется в оформлении краев изделий (подшивка манжет, салфеток), может дополнять узор в сочетании с другими швами. Таким же способом выполняется и крест трехрядный (рис. 13,б).
Рис.14.Крест прямой
Рис.15. Крест двусторонний в четыре хода: а—г — последовательность выполнения
Крест прямой состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков.
Вышивается в один и два приема (рис. 14,а—г). Применяется как самостоятельный или в сочетании с косым крестом (рис. 14,д).
До середины XIX в. вышивали в основном двусторонним крестиком, одинаковым и с лица, и с изнанки ткани. Он встречается в старинных вышивках и на изделиях, изнанка которых должна выглядеть так же красиво, как лицевая сторона: на рушниках, занавесках, блузках.
Выполнялся двусторонний крестик в четыре хода и в один.
Крест двусторонний в четыре хода. Сначала шьют «пилочку» в два хода слева направо и справа налево (рис. 15,а,б), а затем перекрывают ее стежки перекрестными стежками третьего хода слева направо (рис. 15,в) и заканчивают ряд, перекрывая пропуски с лица и изнанки справа налево (рис. 15,г). Можно
заканчивать ряд полустежками.
Рис.16. Крест двусторонний в один ход: а—ж — последовательность выполнения
Крест двусторонний в один прием вышивается каждый отдельно слева направо с помощью
дополнительных полустежков. Начинают работу с середины будущего крестика, закрепляя кончик нитки (1 — 2), затем прокладывают первый диагональный двусторонний стежок из левого нижнего угла в правый верхний (2—3) и выводят иглу в начале ст.ежка (3—4) (рис. 16,а). Ко второму диагональному стежку переходят с помощью полустежка из нижнего левого угла в середину крестика (4—5) и выводят иглу в правый нижний угол (5—6) (рис. 16,б). Второй двойной диагональный стежок прокладывают из правого нижнего угла в левый верхний (6—7), а иглу выводят с изнанки в нижний правый угол креста (7—8) (рис. 16,в). Второй крестик и все последующие начинают двойным диагональным стежком слева направо (8—9—10) (рис. 16.г). Затем с помощью полустежка (10—11) и изнаночного полустежка (li—12) (рис 16,д) переходят ко второму диагональному стежку (12—13—14) (рис. 16,е) и всем последующим (рис. 16,ж).
Способ этот немного кропотливый и требует внимания и аккуратности при прокладывании стежков.
Рис.17. Крест двойной: а—б — последовательность выполнения; в — трехстежковый крест
Крест двойной, или болгарский (рис. 17) выполняется четырьмя стежками: двумя диагональными и двумя взаимно- перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки (рис. 17.а). Второй способ показан на рис. 17,б.
Применяется болгарский крест в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом.
В народных вышивках Полесья очень часто встречается косой крест «в три стежка» (рис. 17,в).
Рис.18. Косичка и плетенка; а—д — последовательность выполнения косички; е,ж — плетенка
Косичка — разновидность косого креста, является дополнением к другим счетным швам и маскирует соединительные швы.
Вышивают косичку слева направо равносторонними или удлиненными крестиками. Сначала делают косой крест, а потом из нижнего левого угла прокладывают направо вверх косой стежок на расстоянии в один крест. Иголку прокалывают в верхний правый угол креста и перекрывают крестик длинным стежком (рис. 18,а,б). Набирая на иголку нитки ткани то вверху, то внизу, шьют косичку нужной длины и направления (рис. 18,в— д).
Плетенка выполняется из скрещенных стежков одинаковой длины (рис. 18,е,ж) и применяется как дополнение к другим швам
об идеальной изнанке обычной вышивки крестиком (картины) была заметка вот http://blog.i.ua/community/2785/706430/  ;
Клуб домашних умельцев:
http://sdelaj.com/index.php?newsid=185#ixzz1mAOKHHZ4
Коментарі
helga_
113.02.12, 10:12
ЛанаМ
213.02.12, 10:13Відповідь на 1 від helga_
Возник вопрос о технике вышивки крестом рушников и рубашек. Там очень важна красивая изнанка. Поэтому и меняется технология вышивки.
helga_
313.02.12, 10:20Відповідь на 2 від ЛанаМ
красивая это трудно....для меня во всяком случае
ЛанаМ
413.02.12, 10:28Відповідь на 3 від helga_
На обычных картинах у меня получается красивая изнанка...а вот сейчас готовлюсь вышить рушники, вот там надо заставить себя иначе вышивать...думая об изнанке. Я как начиталась о истории рушников, так и призадумалась. Надо постараться. Я буду выкладывать статьи о вышивке рушников, о сакральном смысле. Очень познавательно. Интересно узнавать и передавать такую историю.
helga_
513.02.12, 10:40Відповідь на 4 від ЛанаМ
я еще к рушныкам не готова...но знаю что придет время....это то что нужно сделать в жизни хоть раз
Гість: VitaGrant
613.02.12, 10:45
приполезнейший материал
ЛанаМ
713.02.12, 11:01Відповідь на 5 від helga_
Революция грубо прервала многие традиции и мы не получили в наследство нужных нам оберегов. Но можем и я очень хочу создать такие обереги для моих девочек. Пусть их хранит и помогает быть счастливыми. Ради этого и постараться стоит
ЛанаМ
813.02.12, 11:02Відповідь на 6 від Гість: VitaGrant
Я пока потренируюсь на рушниках для пасхи, они небольшие, а потом уже перейду к серьезным-)))
helga_
913.02.12, 11:10Відповідь на 7 від ЛанаМ
я не уверена, что это мои традиции...но может надо до этого дозреть
Гість: VitaGrant
1013.02.12, 15:44Відповідь на 8 від ЛанаМ
а я вообще скромно начинала,с салфеточек